На современном этапе развития общества инициируется создание такой модели образования, которая бы обеспечивала развитие каждой личности в максимальном диапазоне ее интеллектуальных и психологических ресурсов.
О необходимости индивидуализации образования говорится в ряде нормативно-правовых документов РФ:
- «… обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения… Обучение граждан по индивидуальным учебным в пределах государственного образовательного стандарта… регламентируется уставом образовательного учреждения» (Ст. 50, п. 1 ФЗ РФ " Об образовании») [2];
- «… Развитие общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования… Новая структура стандарта призвана обеспечить наряду с внедрением компетентностного подхода расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для обучающихся на основе развития профильного обучения…» («Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики» — 2020) [4].
На практике, речь идет не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам: индивидуальные особенности не каждого отдельного обучающегося, а группы обучающихся, обладающих примерно сходными особенностями; учитывая лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения учения (например, умственные способности), наряду с этим может выступать ряд особенностей, учет которых в конкретной форме индивидуализации невозможен или даже не так уж необходим; иногда происходит учет некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если это важно для данного обучающегося (талантливость, свойство здоровья); индивидуализация реализуется не во всем объеме образовательной деятельности, а эпизодически, либо в каком-то виде учебной работы и интегрирована с неиндивидуализированной работой.
Также индивидуализацию можно рассматривать с точек зрения процесса обучения, содержания образования, построения колледжной системы. Первая из них касается отбора форм, методов и приемов и механизмов оценки обучения, вторая — создание учебных планов, программ, учебной литературы и составление заданий, предъявляемых обучающимся, и третья — формирование различных типов групп и специальностей.
Индивидуальная образовательная траектория представляет собой движение студента в содержании обучения, во времени и в пространстве при одновременном освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ в Колледже или, по разным образовательным учреждениям в случае реализации сетевой образовательной программы. Отсюда вытекает основная задача — предложить обучающемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор.
Студентам предоставляются академическое право на участие в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.
Индивидуальным учебным планом может предусматриваться: самостоятельное освоение обучающимися основных профессиональных образовательных программ, свободное посещение занятий, проведение занятий с обучающимися вне Колледжа, изменение учебного графика, введение дополнительных форм контроля по изучаемым дисциплинам (курсам, модулям), изменение сроков проведения промежуточной аттестации, применение балльно-рейтинговой системы контроля (кредитная система).
Кредитная система. Эта система получила в последнее время широкое распространение в различных сферах обучения. Ее смысл состоит в том, что каждый фрагмент обучения (учебный модуль) имеет заранее заданный вес (число баллов). Обучение считается успешным при достижении определенной суммы баллов (предполагается, что обучаемый имеет некоторую свободу в выборе модулей). При этом кредитная система обычно бывает неодномерной — модулю предписывается не только вес, но и принадлежность к определенному предмету (скажем, изучение литературы или производственная практика). Успешность обучения предполагает не просто суммарный набор числа баллов, но и достижение определенного порога по отдельным направлениям (скажем, набрать не менее 100 баллов, причем из них не менее 30 — по географии, не менее не менее 10 –за практику и т. д.). По желанию образовательного учреждения кредитная система может применяться в предлагаемой программе индивидуального обучения, так как каждый учебный модуль имеет заранее заданный вес (число часов учебной программы). Применение кредитной системы целесообразно в случае дробления программы на мелкие модули и при обеспечении достаточной свободы в выборе образовательного маршрута и гибкости в его корректировке
Обучение по индивидуальному учебному плану может осуществляться как по очной, так и по заочной форме; как по отдельно взятой учебной дисциплине (курсу, модулю), так и по всему учебному плану по специальности.
Обучение по индивидуальному учебному плану может быть предоставлено с целью ликвидации разницы в основных профессиональных образовательных программах, с целью ликвидации академической задолженности для следующих категорий обучающихся, не прошедших в установленные сроки промежуточную аттестацию по отдельным учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам, профессиональным модулям, переведенным в Колледж из других образовательных учреждений, переведенным внутри Колледжа на обучение с одной образовательной программы на другую или с одной формы обучения на другую, восстановленным в Колледж для продолжения обучения или приступившим к занятиям после окончания академического отпуска, при наличии разницы в основных образовательных программах, с целью создания условий для продолжения и завершения обучения следующим обучающимся: привлекаемым к выполнению государственных и общественных обязанностей, участия в спортивных, культурных и иных массовых мероприятиях; находящимся на длительном стационарном, амбулаторном или санаторно-курортном лечении, родителям, воспитывающим детей до 3-х лет, обучающимся выпускных групп, трудоустроившимся по специальности, обучающимся, зачисленным в высшие учебные заведения, либо зачисленным в Колледж на обучение по второй специальности, в иных исключительных случаях [5].
В индивидуальном учебном плане указываются наименование дисциплин, тем междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, подлежащих освоению, формы участия преподавателя в процессе их освоения (установочные лекции, консультации, индивидуальные занятия и т. д.), дополнительные формы контроля (собеседование, зачет, контрольная работа, практическое занятие и т. п.) и даты их проведения.
Обучение по индивидуальному учебному плану освобождает обучающегося от посещения учебных занятий по расписанию, но не отменяет для обучающегося обязанности освоения основной профессиональной образовательной программы в полном объеме.
Обучающийся обязан ознакомиться с учебно-методическим комплексом по каждой учебной дисциплине, профессиональному модулю включенным в индивидуальный план обучения, и согласовать с ведущим преподавателем график и сроки индивидуального изучения учебной дисциплины, темы междисциплинарного курса, профессионального модуля. Текущий контроль знаний может осуществляться в Колледже или с использованием технологии дистанционного обучения.
Практика обучающихся по индивидуальному учебному плану должна проходить в соответствующих направлению подготовки организациях по месту проживания или работы при условии предоставления соответствующего письма-согласия на это руководства организации. Консультирование обучающегося, проверка контрольных работ, проведение иных, предусмотренных индивидуальным учебным планом мероприятий, осуществляется преподавателем соответствующей учебной дисциплины, профессионального модуля, ведущим занятия в учебной группе. Он же ведет индивидуальный учет выполненных мероприятий по индивидуальному учебному плану по каждому обучающемуся.
В связи с вышесказанным значение административного контроля в управлении особенно возрастает, в связи с предоставлением индивидуализации обучения с целью оценки качества освоения основной образовательной программы.
Со стороны администрации осуществляется персонифицированный механизм контроля, в зависимости от того, к какой группе относится обучающийся согласно его индивидуальной траектории обучения.
Механизм административного контроля представлен графически на схеме 1
В завершение рассмотрения данного вопроса мы можем констатировать, что индивидуальный подход и механизмы административного контроля должны рассматриваться как один из важнейших принципов обучения, поскольку именно в процессе индивидуального обучения диагностируются потенциальные возможности, ближайшие перспективы развития обучающегося.
Литература:
1. Бабанский Ю. К., Сорокин Н. А. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. [Текст]/Ю. К. Бабанский, под ред. Ю. К. Бабанского.-М., Просвещение,1988. — 497 с.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/
3. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по специальностям [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/
4. Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики (модель 2020) [Электронный ресурс] http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/bs-pravila/y3p.htm
5. Положение «О текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ТК ФГБОУ ВПО «ЮУрГу» (НИУ)» [Текст] № 02–03 от 11мая 2014г. г. Челябинска