В последние годы среди абитуриентов, поступающих в вузы, наблюдается постепенное снижение общего уровня подготовки. Наиболее ярко данная проблема проявляется при обучении студентов технических направлений подготовки. Причин данной проблемы очень много. Это и общий спад системы образования, и последствия демографической ямы, и характерная для сегодняшней молодежи инфантильность, и многое другое. Бороться с причинами — это задача государства и общества, а вот с последствиями приходится бороться преподавателям вузов.
Вторая серьёзная проблема современных абитуриентов и студентов — это отсутствие самостоятельности в обучении. Большинство из сегодняшних обучающихся молодого возраста привыкло к жёсткому контролю, характерному для общеобразовательных школ. Зачастую их недостаточно только заинтересовать, что само по себе не просто. Сегодняшние стандарты обучения в высшей школе предусматривают множество средств повышения уровня интереса занятий и вовлечения в них студентов. Прежде всего, это интерактивные формы обучения. Например, работа в малых группах, круглые столы, деловые игры и т. д. Тем не менее, большинство данных средств охватывает только аудиторную работу студентов и оставляет открытым вопрос, как заставить студента работать самостоятельно при отсутствии преподавателя?
Старая система обучения предусматривала классическую форму преподавания с маленьким количеством промежуточных аттестаций и итоговым экзаменом или зачётом в конце. У такого подхода есть свои преимущества и недостатки. Но, надо понимать, что особой эффективности данный подход достигает только в случае комплексного качественного обучения с детства. Сегодня же многие вузы не могут позволить себе отчислять большое количество студентов только из-за того, что они не смогли влиться в процесс обучения.
Таким образом, перед преподавателями младших курсов высших учебных заведений сегодня стоят две основных задачи: эффективное восполнение пробелов в знаниях студентов по техническим дисциплинам, оставленных школьным образованием, и вовлечение студентов в учебный процесс, как в аудитории, так и вне её.
Постепенный переход к динамической рейтинговой системе
Московский государственный индустриальный университет уже более 20 лет готовит специалистов в области программирования и информационных технологий. Большую часть этого времени для оценки знаний студентов применялась рейтинговая система. Используемая на сегодняшний день динамическая рейтинговая система стала плодом пятнадцатилетней эволюции, определяемой резкими изменениями в жизни нашей страны.
Причин изначального перехода от классического аттестационного подхода к рейтинговой системе много. Прежде всего, это необходимость подстегнуть студентов к работе посредством конкурентной составляющей.
Вторая причина — это необходимость дифференциации студентов по уровню освоения материалов. Подобная дифференциация позволяет предусматривать материалы разного уровня сложности для различных групп студентов и не терять интерес студентов из-за их излишней сложности или простоты.
Первоначально используемая во МГИУ рейтинговая система не влияла на промежуточную аттестацию студентов. Для дальнейшего вовлечения студентов в процесс обучения было принято решение начиная с 2007 года выставлять промежуточную аттестацию на основе рейтинговой системы. Таким образом, студент получил возможность влиять на свою экзаменационную оценку в процессе повседневных занятий. Для простоты выставления итоговых оценок рейтинговая система была статической. Рейтинг студента зависел не от времени, а только от количества начисленных преподавателем баллов.
Такой подход не лишен недостатков. Он, в частности,
- не лучшим образом связывает реальные успехи студента в учёбе с посещаемостью занятий;
- в течение первых 1–2 месяцев семестра практически «уравнивает» всех, успокаивая как «двоечников», так и контролирующих учебный процесс лиц;
- в концовке семестра порой «отбивает» желание учиться у студентов, имеющих низкий рейтинг, из-за отсутствия практической возможности исправить что-либо и у студентов, имеющих высокий рейтинг, из-за и так уже набранного достаточного для положительной отметки количества баллов;
- создаёт дополнительные проблемы преподавателям в конце семестра, заставляя «подгонять» баллы под желаемые результаты.
Для устранения данных проблем в последние годы в МГИУ был осуществлен переход к динамической рейтинговой системе, основным принципом которой является зависимость оценки от времени. Она обладает следующими характеристиками, которые особенно важны в современных условиях, когда студенты младших курсов еще не осознали, что школьные подходы к обучению остались в прошлом:
- невыполнение обязательных домашних заданий (не являющихся сложными) сразу же приводит к заметному падению рейтинга; досдача этих заданий восстанавливает рейтинг (полностью или частично, если досдача происходит с большим опозданием);
- проводимые каждые две недели аттестации (сопровождаемые оценкой текущих успехов студентов по десятибалльной шкале) имеют различный вес: наиболее значимыми являются последние; достаточно чуть-чуть «халтуры» и рейтинг сразу же падает, что стимулирует постоянную работу;
- весь материал семестра делится на 2–3 темы (модуля), каждую из которых необходимо сдать; несданная тема очень сильно снижает рейтинг и величина штрафа возрастает со временем; досдача темы восстанавливает рейтинг (полностью или частично); отлично сданная тема приносит определённый (неуменьшаемый со временем) «бонус»;
- посещаемость сама по себе оказывает значительно меньшее влияние на рейтинг;
- в конце семестра очень легко на основе динамического «нормализованного» (когда все аттестации учитываются с равными весовыми коэффициентами) рейтинга провести разумные границы для оценок «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» дифференцированного зачета или экзамена и «зачет», «незачет» для обычного зачета.
Рис. 1. Личная рейтинговая страница студента
Студент в любой момент может посмотреть свой рейтинг по каждому из предметов и оценить свою успеваемость (рис. 1).
Описание схемы подсчёта рейтинга
Компоненты рейтинга
Рейтинг по каждой из профилирующих дисциплин подсчитывается с учётом трёх составляющих:
- текущие аттестации, проводимые каждые две недели (оценка по десятибалльной шкале от 0 до 9 ставится на основе результатов самостоятельных работ, выполнения тестов, работы на занятиях и иных параметров, исключая лишь оценку выполнения домашних заданий);
- обязательные несложные индивидуальные домашние задания, результат выполнения которых оценивается каждые две недели;
- обязательные для сдачи 2–3 отчётных мероприятия в семестр, соответствующие большим темам курса (проводятся в виде написания контрольных работ или сдачи коллоквиумов; при необходимости организуются переписывания или пересдачи);
- промежуточная аттестация (зачёт, дифференцированный зачет или экзамен), которая сводится к сдаче (или несдачи) заключительной большой темы семестра и выставлению оценки от 0 до 9.
Средний рейтинг вычисляется как среднее арифметическое рейтингов по всем профилирующим дисциплинам.
Текущие аттестации
Вклад аттестаций в рейтинг неравноценен: чем большее время разделяет текущий момент от момента получения оценки, тем меньше вес последней. Это стимулирует студентов к постоянным занятиям, так как «старые заслуги быстро забываются», а локальный успех приводит к сразу же видимому росту рейтинга.
В случае пропуска аттестационного мероприятия по уважительной причине или иных причин отсутствия аттестационных оценок используется специальная схема подсчёта рейтинга, направленная на смягчение влияния болезни на рейтинг.
Обязательные домашние задания
Домашние задания необходимо сдать в срок. Вклад сданных в срок заданий в рейтинг является нулевым. Несданное домашнее задание порождает штраф, величина которого увеличивается с ростом времени. Сдача задания в разумный срок устраняет штраф. Если же домашнее задание сдаётся с «большой задержкой» при отсутствии объясняющей это уважительной причины, то к рейтингу добавляется небольшой, но неустранимый штраф.
Описанная схема вырабатывает у студентов привычку выполнять домашние задания, причём происходит это достаточно быстро.
Важно отметить, что домашние задания должны быть не слишком большими по объёму, относительно простыми и различными для разных студентов. Последнее может быть обеспечено только при использовании специализированных программных средств, а разумный объём и уровень сложности нужно устанавливать в соответствии с реальными возможностями студентов.
Большие темы (модули)
Вклад в рейтинг результатов сдачи больших тем подсчитывается по схеме, очень похожей на учёт результатов сдачи домашних заданий. Основным отличием является бо́льшая значимость тем; фактически их сдача представляет собой «репетицию» зачётно-экзаменационной сессии. Несданная тема порождает весьма заметный штраф, величина которого увеличивается с ростом времени. На досдачу вовремя несданной темы даётся больше времени. Ликвидация задолженности устраняет штраф. При очень большой «задержке» без уважительной причины к рейтингу добавляется заметный неустранимый штраф.
Необходимость сдачи больших тем подготавливает студентов к сессии, устраняя её шоковое воздействие и позволяя постепенно приспособиться к стилю обучения в университете.
Формулы подсчета рейтинга
Описываемая выше схема подсчёта рейтинга реально использовалась в течение нескольких лет и показала свою эффективность. За это время были подобраны более-менее разумные значения конкретных параметров, содержащихся в точных формулах подсчёта рейтинга. Сейчас кажется разумным использовать именно эти формулы, хотя через некоторое время они могут быть модифицированы.
Текущие аттестации
Первая аттестационная оценка в семестре возникает после первого же занятия по дисциплине, на котором студенты пишут «нулевую» самостоятельную — так называемый входной контроль. Последующие оценки выставляются строго систематически, в конце каждой второй недели.
Аттестационная оценка — это или число от 0 до 9 или знак вопроса, обозначающий отсутствие возможности оценить успехи конкретного студента. Алгоритм нахождения вклада последовательности аттестационных оценок в рейтинг сводится к преобразованию исходной последовательности и нахождению взвешенного среднего оценок преобразованной последовательности.
Прежде всего величины всех числовых аттестационных оценок уменьшаются на 3, а вся последовательность аттестационных оценок разбивается на группы, состоящие из рядом стоящих знаков вопроса, окружённых слева и справа какими-то цифровыми оценками.
Если у студента нет вообще никаких аттестационных оценок, кроме знаков вопросов, то один знак вопроса оценивается нулём, два — минус единицей, три — минус двойкой, более трех — минус тремя баллами.
Если студент имеет оценки до пропуска аттестационных мероприятий и не имеет после, то происходит экстраполяция его оценок: менее трёх знаков вопроса продолжается средним арифметическим двух последних оценок (или одной, если она единственная); третий и последующий знаки вопроса заменяются на ноль, если для первых двух вопросительных знаков замена оказалась неотрицательной, и минус тремя в противном случае.
В случае, если после пропуска одного аттестационного мероприятия студент получал оценки, знак вопроса заменяется на среднее арифметическое из трёх потенциально возможных оценок: последней до пропуска и первых двух после. Для двух и более знаков вопроса все они заменяются на среднее арифметическое первых трех последующих оценок.
Для подсчёта взвешенной суммы используется следующая последовательность весов:
1.0, 0.7, 0.4, 0.1, 0.05, 0.02, 0.01, 0.01, 0.01,...
Последняя аттестационная оценка имеет вес 1.0, предпоследняя — 0.7 и так далее. Все «начальные» аттестационные оценки имеют вес 0.01.
Итоговая формула вклада в рейтинг последовательности аттестационных оценок такова:
,
где — преобразованные по указанным выше правилам аттестационные оценки, — их веса.
Обязательные домашние задания
Обязательные домашние задания могут выдаваться каждую неделю или раз в две недели, но оценка за их выполнение выставляется один раз за каждые две недели. Домашнее задание либо выполнено (зачтено), либо не выполнено, и, таким образом, оценка за его выполнение является двоичной (преподаватель может, например, ставить знак «плюс» в некоторой электронной ведомости в момент сдачи задания). Кроме того, должна быть предусмотрена возможность указать, что невыполнение задания в срок было вызвано уважительными причинами (уважительность определяет преподаватель).
Вклад каждой из оценок за домашние задания в рейтинг одинаков и вычисляется следующим образом.
Пусть — дата, соответствующая установленному сроку сдачи задания, а — дата реальной сдачи. Если задание не сдано ( пусто) после того, как срок сдачи прошёл, то величина штрафа за это определяется кусочно-линейной функцией , зависящей от количества дней «просрочки» :
Сданное задание даёт нулевой вклад в рейтинг, если задание сдано вовремя или время задержки не превосходит двух недель. Вклад в рейтинг является нулевым и в том случае, если указывается, что невыполнение задания в срок было вызвано уважительными причинами. В противном случае к рейтингу добавляется неизменяемый в дальнейшем штраф равный минимуму из 0.5 и отношения двух к количеству домашних заданий.
Большие темы (модули)
Рекомендуется делить весь изучаемый материал семестра на 2–4 большие темы (модуля), усвоение последней из которых проверяется на зачёте или экзамене. При этом временной промежуток между датами, на которые назначаются связанные со сдачей тем контрольные мероприятия (написание контрольных работ или проведение коллоквиумов), не должен быть менее 5–6 недель. Для каждой из больших тем, первая попытка сдачи которых (в установленный срок сдачи) приводит к отрицательному результату для 50 % (или более) студентов группы, следует проводить повторную сдачу на занятиях по расписанию. Последующие попытки пересдачи организуются в дополнительное время.
Каждая из тем может быть сдана отлично, просто сдана или не сдана. Кроме того, должна быть предусмотрена возможность указать, что несдача темы в срок была вызвана уважительными причинами. Вклад в рейтинг результатов сдачи тем самым подобен вкладу результатов выполнения домашних заданий и для каждой из тем вычисляется указанным ниже образом.
Пусть — дата, соответствующая установленному сроку сдачи темы, а — дата реальной сдачи. Если тема не сдана ( пусто) после того, как срок сдачи прошёл, то величина штрафа за это определяется кусочно-линейной функцией , зависящей от количества дней «просрочки» :
Отлично сданная тема даёт неизменяемый в дальнейшем положительный вклад в рейтинг величиной 2 балла.
Сданная (просто) тема даёт нулевой вклад в рейтинг. Вклад в рейтинг является нулевым и в том случае, если указывается, что несдача темы в срок была вызвана уважительными причинами. Через 30 дней в случае несдачи темы к рейтингу добавляется неизменяемый в дальнейшем штраф величиной -1.5.
В конце семестра на экзамене или зачете может быть проведено последнее аттестационное мероприятие, оценка за которое выставляется в рейтинг. Отсутствие оценки в этом случае не влияет на рейтинг, а студенты таким образом могут улучшить получаемую на зачете или экзамене оценку. Окончательный рейтинг доступен сразу после выставление оценок (рис. 2).
Полная картина успеваемости как группы, так и отдельных её членов легко просматривается в общем рейтинге группы (рис. 3). При этом легко отследить «завальные» дисциплины и студентов, отстающих по всем предметам.
Рис. 2. Рейтинг по дисциплине «Программирование» одной из групп
Рисунок 3. Общий рейтинг по всем дисциплинам одной из групп
Заключение
Использование динамического рейтинга при обучении студентов продемонстрировало значительное повышение их мотивации к обучению в течении всего семестра по сравнению с предыдущими годами обучения. Студенты с хорошей успеваемостью продолжают заниматься, так как успехи в начале семестра к концу семестра забываются и приходится продолжать активно выполнять задания, чтобы не допустить падения рейтинга. А студенты, которые в начале семестра по тем или иным причинам не занимались (например, из-за болезни), знают, что если они начнут выполнять домашние задания, успешно проходить новые аттестационные мероприятия и рубежные контроли, то их рейтинг будет расти и они могут рассчитывать на своевременный зачет и положительную оценку.
Литература:
1. Яшина, М. Н. Модульно-рейтинговая система учета знаний: проблемы внедрения. /М. Н. Яшина // Успехи современного естествознания. — 2013. — № 5. — С. 99–101.
2. Латыпова, Х. Ш. Балльно-рейтинговая система как фактор повышения конкурентоспособности образовательных услуг / Х. Ш. Латыпова // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Сер. Общественные и гуманитарные науки. — 2010. — № 49. — С. 195–200.
3. Перевозчикова, Е. Н. Рейтинговая система оценки подготовки бакалавров/ Е. Н. Перевозчикова// Высшее образование в России — 2012. — № 6 — С. 40–47.