На современном этапе реформирования молдавского общества, проблема отсутствия регистрации по месту проживания и/или пребывания у натурализированных бездомных граждан представляет собой на государственном уровне круг имеющихся разночтений механизма реализации доступа к субъективным правам каждого гражданина страны. Такое построение модели правоведения в стране сформировала правовые коллизии и возникновения деградации юридической конструкции являясь формой отражения действительности социальных противоречий в обществе.
Ключевые слова: бездомные граждане, лица без гражданства, регистрация по месту проживания и/или пребывания, нелегальные мигранты.
Введение. Паспортно-регистрационная система создана государством для учета граждан и идентификации населения Республики Молдова. На практике государство страны обязывает граждан регистрироваться по месту проживания в соответствующих государственных органах, которые затем используют информацию для предоставления населению соответствующих государственных услуг. В частности, регистрация населения, проживающего в различных регионах страны, призвана обеспечить научность и обоснованность управления происходящими в обществе процессами, эффективность текущего и перспективного планирования, а также рациональное размещение и перераспределение производительных сил в целях их регулирования [1].
Изложение материала. Правовая природа регистрации по месту проживания играет важную роль в обеспечении реализации субъективных прав и обязанностей граждан. В целях обеспечения реализации гражданином своих прав и обязанностей, демографические и биографические признаки закрепляются в документе, удостоверяющем его личность. На этом фоне, фактором реальной ситуации в стране сформирована проблема, носящая комплексный характер в получении регистрации по месту проживания для всех граждан РМ, а именно: 1. сложностью и затратностью, времени и денег; 2. отсутствием наличия у большинства лиц реального права на данное место жительства, что образует контингент бездомных граждан. Такая подобная ситуация явилась одним из толчков огромного развития уличной (отсутствие собственного жилого помещения, удостоверения личности, регистрации по месту проживания) и невидимой (отсутствие собственного жилого помещения и регистрации по месту проживания) формы бездомности.
По сути натурализированные бездомные граждане, лишившись регистрации по месту проживания, автоматически попадают в правовое поле законодательства Республики Молдова в области миграции, как лиц без гражданства по причине отсутствия юридического термина „бездомного гражданина». Следовательно, в юридической науке и в законодательной практике Республики Молдова определяющей основой правового термина, основных прав и свобод натурализированных бездомных граждан стала ст.5 ГК РМ [2] — Аналогия закона и аналогия права, которая обуславливает обязанностью бездомных граждан соблюдать требования законодательства РМ касающиеся иностранных граждан и лиц без гражданства. Такая тенденция использования правового термина „лиц без гражданства» среди натурализированных бездомных граждан РМ сформировала статус мнимых нелегальных мигрантов, образовав феномен отсутствия гражданства в условиях уличной и невидимой формы бездомности [3].
Уличная бездомность. Права гражданина, не имеющего собственной либо семейной недвижимости настолько ущемлены, что такие граждане превращаются в почти бесправных лиц и изгоев, что приводит к исключению целого ряда граждан из системы регистрационного учета, делая их „невидимыми» для органов законодательной и исполнительной власти, а также местного самоуправления, органов статистики и т. д., это ведет к появлению многочисленной категории бездомных граждан. Также особенностями потери регистрации по месту проживания для граждан, в результате ставшими лицами без определенного места жительства являются:
1) продажа собственного жилого помещения в виду различных причин. Усложнение экономической жизни общества привело к появлению правовых форм института гражданского права купли-продажи собственного жилого помещения [4], которое выступала в качестве важнейшего ресурса для смягчение бедственного положения финансовых средств граждан РМ, несмотря на то, что собственное недвижимое имущество и постоянной регистрация по месту проживания является одной из главных ценностей современности.
По договору купли-продажи продавец обязуется передать жилое помещение в собственность покупателя, а последний обязуется принять и уплатить за жилое помещение определенную денежную сумму, согласно ч.(1) ст.753 ГК РМ. Тем самым имущественные отношения по договору купли-продажи [5] заключаются в нотариальном порядке с обязательной последующей его регистрацией в государственных органах исполнительной власти с признанием прав нового собственника жилого помещения, а также постоянной регистрации по месту проживания.
В свою очередь собственники жилого помещения заключая сделку о купли-продажи с покупателем теряют право на недвижимое имущество и постоянную регистрацию по месту проживания планируя в последствии приобрести другое жилье при этом разрешить свои финансовые проблемы (оплата собственных задолжностей, материальная помощь родственникам либо знакомым и др.) не задумываясь о последствиях приведших к серьезным последствиям бездомности.
2) не предоставление жилья выпускникам детдомов в качестве главного обстоятельства потери регистрации по месту проживания. При мизерных объемов предоставления финансовых средств в региональных бюджетах мэрий Республики Молдова в области жилищно-коммунального хозяйства, приводит к ежегодному увеличению бездомных выпускников детдомов, т. к. они лишаются права иметь внеочередное жилое помещение и соответственно регистрации по месту проживания, чем нарушается ч.(2) ст.41 ЖК РМ [6] и п.28) Постановления Правительства РМ „Об утверждении Положения о детском доме семейного типа» [7]. Кроме того, формируется отсутствие прав на основании закона на проживание и пользование жилым помещением предусмотренного ч.(3) ст.424 ГК РМ.
Из-за неприспособленности выпускников детдомов к самостоятельной жизни сотрудниками государственных детских учреждений предлагается устройство в среднее учебное заведение с обеспечением бесплатной жилой площадью в общежитиях [8] по размещению заверенного руководителем учебного заведения на время их обучения и временной регистрацией по месту проживания [9], вместо предоставления права внеочередного жилого помещения по закону, что формирует конфликт между равенством и свободой. Получается, что государство, таким образом, как бы интегрировала в общество выпускников детей сирот. Это в результате якобы дает право государству причинять ущерб для личности, даже если вся община только выиграет от этого [10, с.271]. Такое тотальное не обеспечение государством жилым помещением выпускников детдомов является серьезнейшей проблемой выращиваемой внутри системы детских учреждений в Республике Молдова.
3) миграция на ПМЖ в другое государство. Миграционное настроение граждан РМ приводит к совершению территориальному передвижению через границу государства для решения своих жизненно важных проблем. При этом причинами эмиграции граждан РМ в другие страны мира является неудовлетворенность разными жизненными условиями, такими как экономическими, правовыми, политическими, национальными, расовыми факторами.
В связи с такими социально-экономическими факторами граждане РМ продают собственное жилое помещение на территории Республики Молдова, следовательно, намерено становясь бездомными гражданами, которые в последствии, подразделяются на II-ве категории граждан:
I-я категория. Прекращение гражданства по личной инициативе гражданина. Лицо отказывающееся от статуса гражданина РМ обязано предоставив веские причины и документы, факта его принадлежности к гражданству другого государства или приобретения им этого гражданства, либо гарантий приобретения гражданства другого государства по ч.(1) ст.22 Закона «О гражданстве Республики Молдова»;
II-я категория. Лица, не отказавшиеся от гражданства РМ. По причине оставшихся в стране родных и близких имеющие собственное жилое помещение, по которому данные мигранты имеют право наследования недвижимого имущества по закону наравне с другими участниками наследования, согласно ст.1500 ГК РМ, а также возможным возвращением в Республику Молдова.
Вследствие чего значительная часть бездомных граждан, покинувшая пределы Республики Молдова, предпринимает конкретные действия для адаптации на территории эмигрируемого государства в качестве постоянного жителя (ПМЖ), с последующим правом регистрации по месту проживания и официального трудоустройства на рабочее место. Хотя не у каждого бывшего гражданина Республики Молдова, получается, обосноваться на территории эмигрированного государства, по причине возникновения множества правовых проволочек в области документирования и регистрации населения, т. к. у них отсутствует регистрация по месту проживания, а, следовательно, и гражданства. В тоже время правоотношения между нашими эмигрантами и государства на территории, которого они пребывают, фактически отсутствуют.
Кроме этого существуют множество разных жизненных ситуаций, которые приводят к использованию большей части финансовых средств без фактически какой-нибудь материальной прибыли для проживания наших эмигрантов в данных государствах, что подталкивает их к репатриированию в Республику Молдова. В итоге бывшие граждане РМ возвращаясь в нашу страну, сталкиваются с II-мя проблемами:
- отсутствие собственного жилого помещения, а следовательно регистрации по месту проживания являясь бездомным гражданином, но также в большинстве случаев являясь лицом без гражданства;
- отсутствие финансовых средств для приобретения жилого помещения.
4) жилое помещение находится в аварийном состоянии или обвалилось, в последствии ставшее не пригодным для проживания. Граждане РМ покидают собственное жилое помещение являющегося благоустроенным по причинам не пригодности для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции. В свою очередь, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие факторов ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, которое приводит к угрозе причинения вреда жизни и здоровья граждан. Так, собственник данного жилого помещения по причине отсутствия личных финансовых средств не имеет возможности поддерживать в надлежащем техническом, санитарном состоянии имущество, которое впоследствии становится бесхозяйственным.
5) расторжение брака между супругами. Правовые последствия расторжения брака состоят в прекращении на будущее время личных и имущественных правоотношений, существовавших между супругами во время брака. С прекращением брака перестает действовать законный режим имущества супругов, то есть режим их общей долевой собственности переходит в раздельную собственность. Определяющимся в ч.(1) ст.372 ГК РМ и ст.22 СК РМ [11], какие виды имущества относятся к личной (раздельной) собственности супругов.
Поэтому необходимо отметить, что споры о выселении гражданина из жилого помещения является одним из самых распространенных жилищных споров. Так после прекращения семейных отношений право пользоваться жилым помещением за бывшим супругом, не являющимся собственником данного жилого помещения, не сохраняется. Наряду с чем собственник жилого помещения, на праве владения и распоряжения собственным имуществом выписывает бывшего члена семьи.
Исключением из общего правила является ситуация, при которой все имущество, приобретенное в браке, принадлежит супругам в равной доле, на основании ст.371 ГК РМ и ст.20 СК РМ, чем служит невозможностью выписать бывшего члена семьи не участвовавшего в приватизации жилого помещения. В таком случае за бывшим супругом (бездомным гражданином) сохраняется право проживания в данном жилом помещении. Несмотря на это, право принудительного выселения остается за бывшим супругом на чье имя приватизировано жилое помещение, бездомный граждан делает невозможным для других проживание с ними в одной квартире или одном доме по ст.131 ЖК РМ, а именно:
- систематическое нарушение общественного порядка в жилом помещении;
- использование жилого помещения не по назначению;
- порча жилого помещения, общего или чужого имущества;
- аморальное поведение при несовершеннолетних детях и др.
Данное выселение бывшего члена семьи и лишение регистрации по месту проживания происходит по требованию собственника недвижимого имущества без предоставления бездомному гражданину другого жилого помещения.
6) отказ от жилого помещения с нотариальным оформлением документов в пользу детей либо супруга. Предметом отказа от жилого помещения происходит передача права владения и пользования недвижимым имуществом и снятия с регистрационного учета подразделения ГП „ЦГИР „Registru» выражающаяся односторонней сделкой, на основании ч.(1) ст.196 ГК РМ, в результате чего человек становиться бездомным гражданином страны, несмотря на то, что нотариус предупреждает о последствиях совершаемых нотариальных действий [12].
Так отказ бездомного гражданина от проживания в жилом помещении на праве собственности по ст.338 ГК РМ, без цели получения имущественной выгоды взамен по ч.(1) ст.197 ГК РМ является причиной семейных конфликтов или выплаты алиментов своим детям, что побуждает нотариально переоформить документацию на жилье в пользу супруга, согласно договору дарения по ч.(1) ст.827 ГК РМ и ч.(1) ст.51 Закона РМ „О нотариате».
На нового правообладателя (одаряемого) жилого помещения возлагается обязанность бездомным гражданином предоставить право владения и проживания (без существования выплаты алиментов) совместных детей, которые наравне с собственником жилого помещения будут иметь постоянное право пользования данным недвижимым имуществом по ч.(1) ст.347 ГК РМ. Тем самым договор дарения направлен на гражданско-правовое обременение одаряемого для реального исполнения поручения дарителя (супруга), в соответствии со ст.834 ГК РМ. В данном случае необходимо отметить отсутствие возможности одаряемого снятия с регистрации по месту проживания совместных детей достигших совершеннолетия.
Хотя в рассматриваемой ситуации многие бездомные граждане при расторжении брака одаривают собственных детей принадлежащим им по праву личной собственности либо своей долей в совместной собственности с супругой/ом для обеспечения своих детей жилым помещением являющейся одной из форм выплаты алиментных обязательств по ч.(1) ст.78 СК РМ, кроме того ограничивая их от факта нестабильной жилищной ситуации, что приводит к появлению бездомности. Таким образом супруг, с кем остались совместные дети обременяется правом пользования жилым помещением до совершеннолетия детей, т. к. родители являются законными представителями собственных детей, а также не могут действовать или совершать любые сделки в противоречии с интересами ребенка по ч.(2) ст.61 СК РМ.
Анализируя изложенное, следует обратить внимание, что бездомные граждане, оказавшись в данной ситуации на добровольной основе ухудшают собственное жилищное положение, не задумываясь о собственных последствиях.
7) лишение прав на жилое помещение родными и близкими людьми. Проблема регистрации бездомных граждан по месту проживания носит комплексный характер, т. к. связана с вопросами, ссор и тяжб в зависимости от прав на жилое помещение данных граждан. Что играет немало важную роль в появлении бездомности путем выселения из жилого помещения родственниками лиц имеющих регистрацию по месту проживания, а также в большинстве случаев делают невозможным оформление им регистрации по месту проживания.
Примечание: Значительное число родственников бездомных граждан на законном основании, лишили их права на часть личной собственности, в соответствии с признанием в судебном порядке человека, как безвестно отсутствующего. В последствии чего бездомный гражданин не приобретая собственного жилого помещения и регистрации по месту проживания попадает в группу риска лиц нуждающихся в социальной помощи со стороны государства.
Таким образом, отсутствие у многих бездомных граждан прав на регистрацию по месту их проживания на недвижимое имущество представляет собой новую проблему для права нашей страны. Подтверждением причины данной новизны является право пользования жилым помещением по месту регистрации с формированием правового режима о вселении бездомного гражданина в качестве постоянного жильца. При таких условиях бездомным гражданам трудно получить согласие от главного квартиросъемщика на регистрацию по месту проживания.
В сложившейся правовой системе государства сформировалась коллизия продажи регистрации без прав на жилое помещение для бездомных граждан. Отсюда возникает экономический парадокс, создавший на территории Республики Молдова отдельный вид нелегального бизнеса — «продажа регистрации», которое квалифицируется как экономическое преступление ст.241 УК РМ [13]. По своей юридической природе продажа регистрация по месту проживания является незаконной сделкой между собственником жилого помещения и бездомным гражданином (лицом без гражданства), т. к. стороны порождают гражданские правоотношения без намерения создания правовых последствий, нарушая ч.(1) ст.221 ГК РМ. В этой связи многие бездомные граждане, приобретая регистрацию, не имеют никакого права проживания в жилых помещениях по месту своей регистрации.
Рис. 1: Особенности потери регистрации по месту жительства при уличной форме бездомности
Сущность законодательной и административной основы регистрации не гарантирует соблюдения и защиту важнейших прав натурализированных бездомных граждан. Хотя в Конституции РМ и законодательных актах страны гласит о том, что как гражданам РМ, так и бездомным гражданам, как лицам без гражданства гарантируется возможность получения правовой защиты, медицинской помощи, социальной защиты, получения официального трудоустройства, информации, на свободу передвижения по стране без регистрации по месту проживания и пребывания, и т. д. независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, возраста, состояния здоровья, наличия судимости. Речь в данном случае идет о нарушениях принципов Конституции РМ, которое увязано с наличием регистрации по месту проживания для возможности осуществить натурализированным бездомным гражданам подавляющее большинство конституционных прав, например:
Получения правовой защиты. Натурализированные бездомные граждане являясь лицами без гражданства на законодательной основе, сталкиваются с нежеланием сотрудников государственных служб вникать в их проблемы, это усугубляется тем, что сами бездомные граждане недостаточно компетентны для отстаивания своих интересов и юридически безграмотны в касающихся их проблемах. При этом проблемы бездомных граждан находятся в противоречивости с нормативной базой Республики Молдова, на которую опираются различные ведомства в процессе принятия решений по проблемам данной этно-категории социума. Однако такое противоречие становится последствием существенно ограниченным доступом к правосудию бездомных граждан, поскольку суды не принимают гражданских исков, жалоб и заявлений от лиц, не имеющих внутренних паспортов. Данный тезис означает, что инструкции применяемые в системе государственных, правоохранительных и судебных органов власти, предназначены для служебного пользования по оказанию помощи гражданам страны — не имея такой инструкции и ее нелегко опротестовать, чем нарушает: п.5.10 и п.5.11 Документа Копенгагенского Совещания Конференции по Человеческому Измерению СБСЕ [14], ч.1 и ч.2 ст.26 Конституции РМ [15], ч.2 ст.6 Закона «О юридической помощи, гарантируемой государством» [16].
Получение медицинской помощи. Бездомные граждане часто сталкиваются с проблемами здоровья и сниженной доступностью медицинской помощи, которые тесно переплетены с системой обязательного медицинского страхования (ОМС) Одна из основных причин снижения доступности в медицинской помощи является отсутствие регистрации у натурализированных бездомных граждан. Другой причиной не оказания медицинской помощи является нищета бездомных граждан, которые неспособны преодолеть физические, социальные и финансовые барьеры в современном капиталистическом строе общества в виду исключения или ограничения прав человека в стране, что приводит к нарушениям: ч.1 ст.12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах [17], ч.1 ст.36 Конституции РМ, ч.1 ст.17 Закона РМ „Об охране здоровья» [18].
Социальная помощь. Проблемы социальной политики в отношении уличной и невидимой формы бездомности находят свое отражение на уровне их социальной незащищенности. Исходя из этого, социальные проблемы бездомных граждан не решаются путем комплексного взаимодействия всех факторов, обеспечивающих этой категории социума нормальные условия для повседневной жизнедеятельности в стране. Хотя для получения права пользования социальными услугами любое лицо, считающее себя находящимся в положении социального риска, имеет право обращаться в подразделение социальной помощи по месту проживания с письменным или устным заявлением, согласно ч.(1) ст.14 Закона РМ „О социальных услугах» [19].
Наряду с этим натурализированные бездомные граждане сталкиваются на законодательном уровне с серьезными проблемами в плане социальной защиты по причине отсутствия регистрации по месту проживания, что зачастую формирует правовые основы для отказа в получении различных пособий, льгот, мер государственной поддержки, а также выплат из бюджета страны, что представляет нарушения: ст.22 Всеобщая декларация прав человека (Преамбула) [20], ч.1 ст.13 Европейская социальная хартия (пересмотренная) [21], ч.2 ст.47 Конституцию РМ. Интересен тот факт, что в государстве существует юридическая природа вещей неподкупной объективности, которая может послужить внедрением ценности и особенностей принятия и применения нормативно-правовых актов [22, с.83] для стимулирования бездомных граждан страны.
Официальное трудоустройство. Проблемы официального устройства на рабочее место актуальны, как для граждан РМ, так и натурализированных бездомных граждан. Поскольку фактором, влияющим на отказ в принятии бездомных граждан на официальное рабочее место является отсутствие регистрации по месту проживания. Это в свою очередь объясняется взаимосвязанностью между образцом индивидуального трудового договора на национальном уровне [22] и требованиями о вакантных местах для реализации трудовых прав жителей страны.
Такая ситуация привела к теневой занятости бездомных граждан, которая породила ряд несоблюдения трудового законодательства с низкой оплатой труда, чем труд официально трудоустроенных граждан страны. Чаще всего на основании данных трудовых отношениях возникают разногласия между работником и работодателем, в следствии чего у бездомных граждан худшие шансы отстоять свои права, что привело к нарушениям: ст.7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, пп.a) — d) ст.9 ТК РМ, п.a) и п.b) ч.2 ст.10 ТК РМ [23].
Свобода передвижения по стране. Отсутствие у натурализированных бездомных граждан регистрации по месту проживания либо пребывания значительно затрудняет передвижение, а иногда и делает полностью невозможным полноценное пользование своими правами и свободами, как гражданина РМ.
Юридическим фактом постановки на регистрационный учет по месту проживания либо пребывания является обязанностью для всех граждан находящихся на территории Республики Молдова, а не их правом. Учет по месту жительства или по месту нахождения бездомных граждан не является составной частью единой интегрированной системы учета Государственного регистра населения [24], т. к. Бюро по миграции и беженцам не ведется учет бездомных граждан являющихся на законодательной основе лицами без гражданства, путем осуществления или снятия регистрации по месту проживания и/или по месту пребывания.
Таким образом, передвижение бездомных граждан по стране ущемляется правом на выбор места жительства, поскольку отсутствует возможность получить регистрацию по месту проживания. В результате чего данная этно-категория социума, проживающая без регистрации имеет полулегальный статус, что существенно ограничивает их свободу передвижения, как мнимых нелегальных мигрантов на территории Республики Молдова, поскольку нарушается: на свободу передвижения Парижской Хартии для новой Европы [25], п.20 Итогового документа Венской встречи 1986 года представителей государств — участников СБСЕ [26], ч.2 ст.27 Конституции РМ, ст.16 Закона РМ „О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Молдова» [27].
Исходя из изложенного выше практического материала о проблемах уличной формы бездомности, наблюдается целый ряд вопросов, которые приводят к несовершенству жилищного и гражданского законодательства РМ, а также отсутствие политики государства в жилищной сфере.
Невидима форма бездомности. Данная форма бездомности отражает хаотичность правового механизма в соблюдении гражданских прав и обязанности физических лиц имеющих удостоверение личности (внутренний паспорт) и регистрацию по месту проживания, находящихся с целью проживания и/или пребывания на территории данного региона Республики Молдова не по месту своей регистрации являясь иногородними гражданами страны. Эта догма права кроется в проблеме безобъективного подхода законодателя к гражданско-правовому подходу направленного на скрытое изолирование субъективных прав при территориальном передвижении внутри государства любого гражданина РМ.
По данным причинам физические лица, находящиеся в другом регионе страны без регистрации по месту проживания и/или месту пребывания зарегистрированным в подразделении ГП «ЦГИР «Registru», на законодательном уровне являются бездомными гражданами страны.
Перемещение данных бездомных граждан на административные территории внутри государства нарушают паспортно-регистрационную систему законодательства Республики Молдова, где просматривается нелегальная миграция, которая является актуальной проблемой современности. Целью нелегальной миграцией является краткосрочная смена места жительства направленная на:
1) Краткосрочное проживание касающиеся незаконного найма жилого помещения (квартира, дом) со стороны:
а) студентов. Формально обучение в образовательных учреждениях не предусматривает ограничение, связанные с регистрацией по месту проживания или пребывания. Как следствие этого в Республике Молдова средние и высшие учебные заведения находятся в крупных регионах страны, где большинство студентов являются иногородними, т. к. имеют регистрацию за пределами данного региона либо не имеют регистрации вообще.
По статистическим данным Министерства образования и просвещения РМ средних и высших учебных заведений в стране насчитывается: а) средне профессиональных — 67, б) средне специальных — 44, в) высших — 31, из которых имеют право пользования общежитиями приблизительно 12 %. Иными словами, сложившееся ситуация в стране по поводу общежития позволяет констатировать автору статьи факт нелегального найма жилого помещения огромного количества иногородних студентов в регионе страны, где находится образовательное учреждение.
б) работоспособного и неработоспособного населения страны. Большие административные территории внутри государства по своему уровню жизни гораздо выше своих соседей имеющих меньше по административно-территориальному устройству. Такое обстоятельство всегда привлекают граждан РМ независимо от социального происхождения, которые в большинстве случаев не имеют собственного жилого помещения на территории места пребывания. Ведь по существу иногородние граждане РМ на данной административно-территориальной единице являются бездомными гражданами и лицами без гражданства на законодательном основе, т. е. нелегальными мигрантами при существовании действительного внутреннего удостоверения личности и регистрации по месту проживания.
Оказавшись в данной ситуации многие иногородние граждане находят по объявлениям либо через своих знакомых владельцев жилых помещений, которые готовы сдать в наем собственную жилую площадь без требования о заключении с физическими лицами договора найма жилого помещения, в соответствии с ч.(1) ст.876 ГК РМ и ст.132 ЖК РМ. В следствии чего у нанимателя отсутствует право проживания и пользования недвижимым имуществом на основании совершенной незаконной сделки касающиеся ч.(3) ст.424 ГК РМ.
Наряду с данным обстоятельством создается ситуация, при которой наймодатель, сдает жилую площадь меньше чем на 3-и года, не регистрируя право пользования, аренды объекта недвижимого имущества по договору найма жилого помещения в реестре недвижимого имущества, что предусмотрено ст.496 ГК РМ и ч.(1) ст.43 Закона РМ „О кадастре недвижимого имущества» [28].
Для многих владельцев сдача в наем современной жилой площади — это хороший способ поправить свое материальное положение и получить дополнительный доход, который в последствии можно расценивать, как занятие нелегальным бизнесом. При этом для большинства тех, кто занимается сдачей жилья в аренду речи об уплате налогов не идет, чем нарушается ч.3 ст.901 Налогового Кодекса РМ [29].
Наймодатели, сдающие жилое помещение по договору найма жилого помещения, обязаны зарегистрировать данный договор в налоговом органе в течение 3-х дней с уплатой налога на доход, полученных физическими лицами в размере 10 процентов. В итоге собственник жилого помещения, осуществляя деятельность по сдачи в аренду жилья без заключения договора найма на жилое помещение, а, следовательно, без уплаты налога на доход, полученный физическим лицом, влечет наложение административного штрафа, в соответствии ч.(3) ст.180 Кодекса о правонарушениях РМ [30].
2) Получения финансовых средств путем устройства на рабочее место для краткосрочного пребывания без временного места проживания. С 1994 года по экономическим проблемам в Республике Молдова сформировался дефицит рабочих мест (высокий уровень безработицы), что побудило иногородних граждан РМ (зарегистрированных по месту жительства в определенном регионе страны) к нелегальной миграции, преодолевая административные границы внутри государства для поиска заработка. Таким образом иногородние граждане РМ нередко готовы браться за работу, на которую не находится претендентов из числа местных жителей.
При этом иногородними гражданами РМ заполняются рабочие места без права по месту нахождения на данной территории региона внутри государства, автоматически становясь бездомными гражданами. Тем самым иногородние граждане в лице бездомных граждан нарушают паспортно-регистрационную систему законодательства РМ для получения личной финансовой выгоды в области:
а) легального трудоустройства внутри государства РМ. Легальные трудовые отношения, осуществляющиеся между иногородним гражданином РМ (работником) и работодателем, выполняются путем исполнений и распоряжений своих индивидуальных прав и обязанностей по трудовому договору. При этом легальный труд иногородних граждан РМ совершается за определенную заработную плату или финансовое вознаграждение на средства и под ответственность работодателя, а также в рабочее время и на рабочем месте работодателя либо на другом рабочем месте. Таким образом, легальные трудовые отношения между иногородним гражданином РМ (нелегальным мигрантом) и работодателем закрепляются гражданские, экономические и социальные права, которые взаимозависимы и взаимосвязаны по трудовому законодательству РМ.
б) нелегального трудоустройства внутри государства РМ.
Нелегальное трудоустройство иногородних граждан РМ (бездомных граждан) заключается в заинтересованности юридических или физических лиц — предпринимателей, в дешевой и „тихой» рабочей силе без заключения трудовых договоров между работодателем и работником, в соответствии с Трудовым Кодексом РМ и иными законодательными актами. Следовательно, нелегальный работник не сможет, да и скорее не станет требовать от работодателя законного исполнения своих прав „как работника», каким бы образом они не нарушались на рабочем месте.
К тому же частный бизнес, использующий нелегальный труд иногородних граждан РМ допускает возможность не объявлять работников государственным органам власти, за которых не потребуется уплата налогов, осуществлять взносы в пенсионный, медицинский и другие страховые фонды, тем самым, исключая начисление пенсии по возрасту для данной категории бездомных граждан.
Рис. 2: Перемещение бездомных граждан путем нелегальной миграции внутри государства
Еще одним важным аспектом проблемы является оформление либо восстановление документов удостоверяющих личность иногороднего гражданина РМ (бездомный гражданин), у которого отсутствует регистрация права по месту проживания и/или месту пребывания в подразделении ГП «ЦГИР «Registru» на административной территории иного региона внутри государства Республики Молдова.
В результате лица желающие изменить свое место нахождения, по сути, на законодательной основе обязаны подать заявление о регистрации в II-а государственных органа власти: 1. в подразделения ГП «ЦГИР «Registru» — как граждане РМ; и 2. в Бюро по миграции и беженцам — как бездомные граждане, как лица без гражданства.
В этой связи возникает проблема для граждан РМ данной формы бездомности, которая состоит в следующем:
а) граждане РМ, которые имеют регистрацию по месту проживания, но выбирают свое место нахождения в другом регионе страны, не поставив об этом в известность подразделение ГП «ЦГИР «Registru» своего региона, на основании чего граждане РМ становятся лицами без определенного места жительства по месту пребывания;
б) натурализированные бездомные граждане, являясь лицами без гражданства на законодательной основе при смене свое места нахождения региона в стране без подачи заявления о регистрации данного факта Бюро по миграции и беженцам, могут понести наказание в виде сокращения срока пребывания с последующей депортацией из страны, на основании не соответствия цели пребывания в Республики Молдова.
После места прибытия натурализированных бездомных граждан в другой регион Республики Молдова, им необходимо зарегистрироваться по месту нахождения в письменном виде лично либо через представителя в присутствии лица, ответственного за учет населения, а также лицами наделенными полномочиями осуществлять нотариальную деятельность.
Регистрация по месту пребывания осуществляется на определенный период времени, который не должен превышать удостоверения личности граждан РМ (бездомные граждане) и срока действия предоставленного права бездомных граждан являющихся лицами без гражданства, которые признаны национальным законодательством РМ для иностранцев и лиц без гражданства. Само собою разумеется, что государственная власть может установить какую угодно норму права и все, что государственная власть захочет, будет правом, но хочет ли государственная власть всегда полезного и хорошего [31, с.183].
Также необходимо отметить тот факт, что бездомные граждане по месту проживания в другом регионе страны, не обладающие правом пользования жилым помещением, могут регистрироваться по месту проживания и/или пребывания в данном помещении с письменного согласия собственника жилого помещения, т. к. данное жилое помещение принадлежит ему на праве частной собственности. Срок действия регистрации по месту пребывания определяется совместно с собственником жилого помещения.
Физические лица, временно проживающие по адресу, который не являются их местом пребывания, автоматически регистрируются на период зачисления в государственные учебные общежития и содержания в учреждениях, а именно:
- лица, зачисленные в учебные заведения и проживающие в течение определенного времени в общежитиях, регистрируются по месту нахождения на период учебы;
- лица в пожилом возрасте, лица с ограниченными возможностями, лица, находящиеся на принудительном лечении, принятые либо размещенные в учреждения охраны и социальной защиты, санитарно-медицинские специализированные учреждения;
- дети, оставшиеся без родительского попечения, размещенные в социальных центрах;
- лица, приговоренные к лишению свободы и отбывающие срок наказания в пенитенциарных учреждениях — на период заключения, а лица, приговоренные к пожизненному заключению — постоянно;
- социально уязвимые лица без определенного места жительства, временно размещенные в социальных центрах;
- верующие, проживающие на территории святых обителей (монастырей);
- военные, находящиеся на военной службе, и члены их семей, проживающие в домах (казармах), расположенных на территории воинской части, где проходят службу (на период воинской службы), согласно п.116 Положения Правительства РМ „Об утверждении Положения о выдаче документов, удостоверяющих личность, и об учете граждан Республики Молдова» [32].
Говоря о регистрации на период содержания в разных учреждениях, следует выделить группу лиц без определенного места жительства разных форм бездомности, которые рассматриваются органами официальной статистики, как совокупность сведений о социальных процессах каждого отдельного явления [33]. Представителям органов статистики численность бездомных граждан пребывающих в социальных центрах интересует только общее количество на момент прихода специалиста в данные учреждения, но ни как не за определенный период года. При этом получается, отсутствие возможности представить точные данные для органов официальной статистики о временном пребывании бездомных граждан в социальных центрах, которые не имеют постоянной регистрации по месту проживания, что приводит к конкретной ситуации по отсутствию бездомных граждан в данных учреждениях.
Процесс социального исследования достаточно малозначимо затрагивает проблемы бездомных граждан охваченные противоречивыми показателями социальной статистики и общественного здоровья в виду отсутствия у них постоянной регистрации по месту проживания, касающейся плоскости конкретной социальной системы — государства, региона, поселения [34]. В соответствии с этим социальная статистика не выделяет потребности бездомных граждан, стимулирующие социально-экономические, социально-правовые аспекты и социального здоровья в качестве внутренней необходимости данных физических лиц. Несоответствие фактически проживающих бездомных граждан на определенной территории страны приводит к перекосам в предоставлении ресурсов, направленных на обеспечение населения государственными социальными услугами.
В результате статистического обследования о распределении населения внутри города либо населенного пункта оказываются совершенно неадекватными и приводят к управленческим ошибкам.
Также граждане РМ (независимо от социального статуса в обществе), которые были сняты с учета по месту проживания в Республике Молдова, без последующей регистрации по другому адресу, удостоверение личности РМ становится недействительным с момента снятия с регистрационного учета, в последствии чего возникает проблема у бездомных граждан при оформлении удостоверения личности, как гражданина РМ. Так, бездомным гражданам необходимо произвести в „Кадастре недвижимого имущества» государственного предприятия „Cadastru» заказ сертификата о записи реестра недвижимости [35], с оплатой тарифа фиксированной суммы утвержденной Агентством земельных отношений и кадастра [36], чтобы компетентный орган ответственный за выдачу удостоверяющих личность документов смог внести изменения либо исправления адресных данных и оформить внутренний паспорт для данного социума общества. Таким образом по национальному законодательству РМ жители получившие удостоверение личности граждан данного государства являются лицами без гражданства по причине смешанных пробелов с ошибками в законодательстве страны, чем нарушается: ч.3 ст.7 Конвенция о сокращении безгражданства [37].
Уже на региональном уровне государства возникла устойчивая трактовка как „регистрация». Так, начиная с получения медицинской помощи и заканчивая устройством на официальное рабочее место для бездомных граждан, в число необходимых документов, входит и подтверждение о регистрации по месту жительства. Наличие или отсутствие регистрации в месте фактического проживания бездомных гражданин в значительной степени определяет их права.
Результат. Несмотря на Конституцию РМ государственные чиновники обязали всех граждан без исключения регистрироваться при утере либо смене места жительства, именно штамп регистрации по месту проживания является безусловным подтверждением проживания бездомного гражданина в соответствующем населенном пункте по конкретному адресу. В совокупности нормативно-правовых актов о паспортно-регистрационной системе государства, а также сложившиеся традиции правоприменения, приводят к тому, что бездомный гражданин, живущий в каком-либо регионе или даже в населенном пункте Республики Молдова без регистрации, обладает совершенно иным, меньшим, объемом прав и свобод, чем такой же гражданин РМ, но имеющий местную регистрацию. Вследствие данного факта можно сделать вывод, что закон и его применение далеко не одно и то же. Это не вопрос личности, а вопрос полемики, которое сводится к проблеме применения правил к новым случаям [38, с.41].
Вывод. Деятельность компетентного органа ответственного за выдачу удостоверяющих личность документов по обеспечению паспортно-регистрационных правил показывает, что не существует достаточного взаимодействия между бездомными гражданами и сотрудниками данной службы. Таким образом, существование регистрации обуславливает привязанностью механизмов реализации практически всех прав и свобод человека и гражданина страны.
Литература:
1. Закон РМ „О регистрах» № 71-XVI от 22.03.2007 г. (Monitorul Oficial № 70–73, 25.05.2007 г.) — Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.justice.md
2. Гражданский Кодекс РМ № 1107-XV от 06.06.2002 г. (Monitorul Oficial № 82–86, 22.06.2002 г.) — Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.justice.md
3. Семенцул Сергей, Бездомные граждане, как лица без гражданства на территории Республики Молдова (сравнительно-правовой анализ) // European Applied Sciences, November, № 11, — с.126–130.
4. Закон РМ „О купле-продажи товаров» № 134 от 03.06.1994 г. (Monitorul Oficial № 17, 08.12.1994 г.) — Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.justice.md
5. Постановление Правительства РМ „Об единых образцах договоров купли-продажи и свидетельства о праве частной собственности на приватизируемое имущество» № 763 от 25.11.1992 г. (Monitorul Oficial № 011, 30.11.1992 г.) — Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.justice.md
6. Жилищный Кодекс РМ № 2718-X от 03.06.1983 г. — Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.justice.md
7. Постановление Правительства РМ „Об утверждении Положения о детском доме семейного типа» № 937 от 12.07.2002 г. (Monitorul Oficial № 106–109, 25.07.2002 г.) — Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.justice.md
8. Постановление Правительства РМ „О дополнительных мерах по социальной защите учащихся и студентов дневного обучения государственных учебных заведений» № 571 от 11.08.1995 г. (Monitorul Oficial № 56–57, 12.10.1995 г.) — Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.justice.md
9. Постановление Правительства РМ „Об утверждении Типового положения о функционировании общежитий государственных учебных заведений» № 74 от 25.01.2007 г. (Monitorul Oficial № 14–17, 02.02.2007 г.) — Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.justice.md
10. Ronald Dworkin. Taking Rights Seriously. Cambridge. Massachusetts: Harvard University Press, 1977, 1978, — p.295.
11. Семейный Кодекс РМ № 1316-XIV от 26.10.2000 г. (Monitorul Oficial № 47–48, 26.04.2001 г.) — Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.justice.md
12. Закон РМ „О нотариате» № 1453 от 08.11.2002 г. (Monitorul Oficial № 154–157, 21.11.2002 г.) — Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.justice.md
13. Уголовный Кодекс РМ № 985-XV от 18.04.2002 г. (Monitorul Oficial № 128–129, 13.09.2002 г.) — Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.justice.md
14. Документ Копенгагенского Совещания Конференции по Человеческому Измерению СБСЕ, ратифицированный Постановлением Правительства РМ № 707-XII от 10.09.1991 г. (Monitorul Oficial № 006, 30.10.1991 г.) — Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.lex.md
15. Конституция РМ принята 29.07.1994 г. (Monitorul Oficial № 1, 12.08.1994 г.) — Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.justice.md
16. Закон РМ „О юридической помощи, гарантируемой государством» № 198 от 26.07.2007 г. (Monitorul Oficial № 157–160, 05.10.2007 г.) — Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.justice.md
17. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ратифицированный Постановлением Правительства РМ № 217-XII от 28.07.1990 г. (Monitorul Oficial № 008, 30.08.1990 г.) — Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.lex.md
18. Закона РМ „Об охране здоровья» № 411-XIII от 28.03.1995 г. (Monitorul Oficial № 34, 22.06.1995 г.) — Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.justice.md
19. Закона РМ „О социальных услугах» № 123 от 18.06.2010 г. (Monitorul Oficial № 155–158, 03.09.2010 г.) — Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.justice.md
20. Всеобщая декларация прав человека (Преамбула), ратифицирована Постановлением Правительства РМ № 217-XII от 28.07.1990 г. (Monitorul Oficial № 008, 30.08.1990 г.) — Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.lex.md
21. Европейская социальная хартия (пересмотренная), ратифицирована Законом РМ № 484 от 28.09.2001 г. (Monitorul Oficial № 130, 26.1.2001 г.) — Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.lex.md
22. Arthur J. Jacobson, Bernhard Schlink. Weimar: A Jurisprudence of Crisis. Berkeley, Los Angeles, London:University of California Press, 2000, — p.406.
23. Коллективное Соглашение (национальный уровень) РМ „Об образце Индивидуального Трудового Договора» № 4 от 25.07.2005 г. (Monitorul Oficial № 101–103, 29.07.2005 г.) — Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.inspectiamuncii.md
24. Трудовой Кодекс РМ № 154 от 28.03.2003 г. (Monitorul Oficial № 159–162, 29.07.2003 г.) — Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.justice.md
25. Постановление Правительства РМ „Об утверждении Концепции автоматизированной информационной системы „Государственный регистр населения» и Положения о Государственном регистре населения» № 333 от 18.03.2002 г. (Monitorul Oficial № 43–45, 28.03.2002 г.) — Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.justice.md
26. Парижская Хартия для новой Европы, ратифицирована Постановление Правительства РМ № 707-XII от 10.09.1991 г. (Monitorul Oficial № 006, 30.10.1991 г.) — Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.lex.md
27. Итоговый документ Венской встречи 1986 года представителей государств — участников СБСЕ, ратифицированный Постановлением Правительства РМ № 707-XII от 10.09.1991 г. (Monitorul Oficial № 006, 30.10.1991 г.) — Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.lex.md
28. Закона РМ „О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Молдова» № 275 от 10.11.1994 г. (Monitorul Oficial № 20, 03.12.1999 г.) — Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.justice.md
29. Закона РМ „О кадастре недвижимого имущества» № 1543 от 25.02.1998 г. (Monitorul Oficial № 44–46, 21.05.1998 г.) — Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.justice.md
30. Налоговый Кодекс (повторно опубликованный) РМ № 1163 от 24.04.1997 г. (Monitorul Oficial № ed.special., 08.02.2007 г.) — Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.justice.md
31. Кодекс о правонарушениях РМ № 218 от 24.10.2008 г. (Monitorul Oficial № 3–6, 16.01.2009 г.) — Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.justice.md
32. Залесский В. Ф. Власть и право: Философия объективного права. Казань: Тип. Б. Л. Домбровского, 1897 г., — с. 314.
33. Положения Правительства РМ „Об утверждении Положения о выдаче документов, удостоверяющих личность, и об учете граждан Республики Молдова» № 125 от от 18.02.2013 г. (Monitorul Oficial № 36–40, 22.02.2013 г.) — Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.justice.md
34. Закон РМ „О переписи населения и жилищ в Республике Молдова в 2014 году» № 90 от 26.04.2012 г. (Monitorul Oficial № 126–129, 22.06.2012 г.) — Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.justice.md
35. Закон РМ „Об официальной статистике» № 412 от 09.12.2004 г. (Monitorul Oficial № 1–4, 01.01.2005 г.) — Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.justice.md
36. Закон РМ „О кадастре недвижимого имущества» № 1543 от 25.02.1998 г. (Monitorul Oficial № 44–46, 21.05.1998 г.) — Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.justice.md
37. Закон РМ „Об утверждении методологии расчета тарифов на услуги, предоставляемые специализированным предприятием в области кадастра и его филиалами» № 393 от 08.12.2006 г. (Monitorul Oficial № 18–20, 09.02.2007 г.) — Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.justice.md
38. Конвенция о сокращении безгражданства, присоединение Законом РМ № 252 от 08.12.2011 г. (Monitorul Oficial № 21–24, 27.01.2012 г.) — Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.lex.md
39. Andrei Marmor. Interpretation and Legal Theory: Second edition. Oxford and Portland, Oregon: Hart Publishing, 2005, — p.179.