Ключевые слова: экономика, экология, выбросы, бензин, газ, ГБО, Тюменская область
В настоящее время все больше и больше мы начинаем задумываться об экологической обстановке в нашем регионе, да и в целом по всей стране. Все больше автотранспорта становится с каждым днем на улицах городов, поселений, что достаточно негативно влияет на окружающую среду вокруг. [5]
Выбросы различных химических элементов от автомобилей, как грузовых, так и легковых, усложняют нашу жизнь, влияя на наше здоровье, которое достаточно сложно сохранить в настоящее время. Поэтому многие ученые и предприниматели задумываются о каких-либо альтернативных решениях, благодаря которым можно будет не только повлиять на экологическую обстановку в регионе, но и снизить затраты на топливо. Для более подробного рассмотрения вопроса и его решения, рассмотрим стимулирование природоохранной деятельности на основе использования более экологически безопасного топлива на предприятии сельскохозяйственной промышленности в Тюменской области ЗАО «Агрокомплекс Маяк». [1]
На предприятии ЗАО «Агрокомплекс Маяк» имеется в наличии 117 тракторов всех видов во всех структурных подразделениях, а так же 32 автомобиля, перевозящие грузы и легковые автомобили.
Предприятие наносит всем этим транспортом вред окружающей среде выбрасывая масла, аккумуляторы, обтирочный материал, выбросы в атмосферу в виде метана, окиси углерода и азота. [2,3]
Предлагаем перевести автомобильный транспорт в количестве 14 шт. на газ. Т. е. установить газовое оборудование (ГБО), для обеспечение уменьшения выхлопов, газов, различных примесей в атмосферу. Таким образом предприятие будет оказывать наименьшее влияние на окружающую среду, а также произойдет уменьшение стоимости закупа дорогостоящего бензина.
Стоимость одного литра газа установлена на ближайшее время (12.01.2015 г.) в пределах 17 рублей.
Перевод автомобиля на газ не требует конструктивной переделки двигателя, а установка газобаллонного оборудования на такие автомобили станет экономически более выгодной операцией. [7]
С точки зрения экологической безопасности, природный газ также имеет явные преимущества перед бензином.
Анализ исследований учёных в области определения токсичности выбросов автотранспорта показывает, что при замене бензина сжатым газом выброс ядовитых веществ существенно уменьшается — по окиси углерода в 5–10 раз [3], по оксиду азота в 1,5–2,5 раза (рисунок 1).
Рис. 1. Сравнение выбросов СО, НС, NO2 и CO2 при использовании бензина и газа
На предприятии действуют 4 вида марок автомобилей, в таблице 1 представлены данные по нормам расхода бензина и газа, и соответственно стоимость сырья за 1 л./руб. А также стоимость переоборудования в Казанском районе Тюменской области. Стоимость колеблется в районе от 25 до 30 тысяч рублей за установку.
Таблица 1
Экономико-информационная схема переоборудования автотранспорта
Марка автомобиля |
Кол-во шт. |
Норма расхода бензина, 1 л/100 км |
Норма расхода газа, 1 л/100 км |
Стоимость бензина 1 л/руб. (АИ-92) |
Стоимость газа 1 л/руб. |
Стоимость переоборудования, руб. |
ВАЗ 2107 |
6 |
10 |
11,5 |
32,2 |
16,9 |
26000 |
ВАЗ 2106 |
2 |
10 |
11,5 |
32,2 |
16,9 |
25000 |
ГАЗ 3110 |
2 |
12 |
13,8 |
32,2 |
16,9 |
27000 |
ГАЗель |
4 |
16 |
19 |
32,2 |
16,9 |
28000 |
Плюсы установки газового оборудования, перевода автомобиля на газ:
1. Цена на газ значительно ниже цены на бензин как следствие экономия финансовых средств (денег) на заправку автомобиля — на сегодняшний день разница в стоимости топлива 1,5–2 раза, при этом стоит отметить, что расход газа на 15–20 % больше, в сравнении с бензином популярных марок АИ-92, АИ-95.
2. Уменьшение износа некоторых узлов, свечей зажигания, моторного масла, датчика кислорода и катализатора (нейтрализатора) отработавших газов.
3. При дальних поездках возможность иметь двойной запас хода. У вашего автомобиля два «бака»: бак для бензина и баллон для газа. Машина едет на газообразном топливе и на бензине.
4. Уменьшение возможной детонацией, в случае заправки некачественным бензином. Качество бензина постоянно вызывает нарекание со стороны автомобилистов, с качеством газа пока проблем нет и скорее всего никогда не будет.
5. Для организаций один но очень весомый плюс — бензин можно слить, т. е. украсть.
Для наглядности предлагаю формулу, по которой при эксплуатации автомобиля на газе можно вычислить тот момент, когда вложенные в переоборудование деньги будут сэкономлены за счет разницы в цене: [6]
Ток = Цгбо/(Sm/ 100хРбхЦб — Sm/ 1OOx (Рб+10 %)хЦг),
где Цб — цена бензина;
Цг — цена газа;
Цгбо — цена оборудования с установкой;
Sm — пробег автомобиля в месяц;
Рб — расход бензина на 100 км.
Расход газа примем за Рб+10 %, ибо по общему убеждению именно настолько и вырастает расход;
Ток — время окупаемости, месяцев.
Подставив в данную формулу все требуемые значения, получаем месяцы, необходимые для окупаемости установки ГБО.
Рассчитаем для предприятия срок окупаемости оборудования.
1. Для автомобиля ВАЗ 2107
Количество автомобилей на предприятии равно 6 шт. Стоимость установки газового оборудования в Казанском районе колеблется на уровне 26000 руб./шт. пробег за год составляет около 58 тыс. год.
Ток = 26000/(4834/100х10х32,2–4834/100x(10+10 %)х16,9)=26000/(15565–8986)=26000/6589=3,9 месяца.
2. Для автомобиля ВАЗ 2106
Количество автомобилей на предприятии равно 2 шт. Стоимость установки газового оборудования в Казанском районе колеблется на уровне 25000 руб./шт. пробег за год составляет около 52 тыс. год.
Ток = 25000/(4334/100х10х32,2–4334/100x(10+10 %)х16,9)=25000/(13955–8049)=25000/5906=4,2 месяца.
3. Для автомобиля ГАЗ 3110
Количество автомобилей на предприятии равно 2 шт. Стоимость установки колеблется на уровне 27000 руб./шт. пробег за год составляет около 56 тыс. год.
Ток = 9800/(4667/100х12х32,2–4667/100x(12+10 %)х16,9)=27000/(18033 -10411)=27000/7622=3,5 месяца.
4. Для автомобиля ГАЗель
Количество автомобилей на предприятии равно 4 шт. Стоимость установки газового оборудования в Казанском районе колеблется на уровне 28000 руб./шт. пробег за год составляет около 63 тыс. год.
Ток = 28000/(5250/100х16х32,2–5250/100x(16+10 %)х16,9)=28000/(27048–15615)=28000/11433=2,4 месяца.
Таблица 2
Смета затрат переоборудования автотранспорта предприятия
Показатели |
Факт 2015 г. (бензин) |
Проект 2015 г. (газ) |
+,- |
||
Цена топлива для автомобиля, руб. |
32,2 |
16,9 |
-15,3 |
||
Затраты д. с. на 100 км, руб. |
322 |
169 |
-153 |
||
Кап. вложения на газовые установки, 14 шт./ тыс. руб. |
- |
372 |
-372 |
||
Средний срок окупаемости, мес. |
- |
3,5 |
- |
||
Средний пробег, тыс. км. в год |
57,25 |
>57,25 |
- |
||
Общий пробег, тыс. км. в год |
229 |
>229 |
- |
||
Затраты на топливо тыс. руб./год |
73,7 |
38,7 |
-35 |
||
Выбросы в атмосферу з. в., кол-во раз |
- |
<1,5–2 |
- |
||
По выше написанным расчетам мы видим, что предприятию будет выгодно оснастить свой автопарк газовым оборудованием, т. к. срок окупаемости не более 3–5 месяцев при пробеге от 50000 км в год; снизятся выбросы в атмосферу окиси углерода и оксида азота в 1,5–2 раза, что для окружающей среды очень нужно и необходимо.
Литература:
1. Лютягина Е. А. Управление природопользованием В России и за рубежом. Правовое исследование: Монография / Е. А. Лютягина, 2012. — 133с.
2. Павлов А. Н.: Экология: рациональное природопользование и безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 2005 — с.139
3. Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух. Минприроды РФ, НИИАтмосфера. С.-П., 2014 г.
4. Проект нормативов образования отходов и лимиты на их размещение ЗАО «Агрокомплекс Маяк»
5. http://omvlgbo.ru/services/tyumen-region/
6. http://elitgaz.ru/karta-zapravok/
7. http://ecotyumen.ru/ru/2010–09–13–12–45–31.html