Мотивация достижения цели как один из способов повышения эффективности профессионального обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мотивация достижения цели как один из способов повышения эффективности профессионального обучения / А. И. Куличенко, О. А. Сердцева, А. Е. Шпакова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 792-794. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15234/ (дата обращения: 16.11.2024).

В статье рассматриваются способы повышения эффективности обучения студентов в учреждениях профессионального образования. Когда главной заботой студента становится успеваемость, направление его усилий смещается с получения знаний и умений на «получение оценки», причем получения ее «любой ценой». Поиск путей преодоления такого отношения к процессу получения квалификации чрезвычайно труден.

Если исключить оценочные критерии, то одним из главных факторов в обучении является мотивация достижения цели. Преподавателю необходимо уделять большое внимание формированию познавательной мотивации, свободной от какой-либо прагматики.

 

В современной практике, в системе профессионального образования, имеется многообразие подходов к повышению качества подготовки специалистов, формированию профессионально значимых качеств у молодежи, их отношению к труду. Их авторы стремятся создать дидактические условия преодоления давно наметившегося равнодушия к знаниям, нежеланию учиться; развитию познавательных, а к концу обучения, профессиональных мотивов и интересов. Однако весьма часто активизация сводится или к усилению контроля за работой студентов, либо к попыткам интенсифицировать передачу и усвоение все той же информации с помощью технических средств обучения, компьютерных информационных технологий [2].

Все чаще мы убеждаемся, что для повышения качества знаний необходимо включать в процесс познания студентов на уровне не только интеллектуальном, но и на уровне личностной и социальной активности. К сожалению, в силу имеющихся в сфере общего образования экономических и социальных проблем, молодежь приходит к нам из школы не только с различными, часто не соответствующими оценкам знаниями, но и с психологически перегруженная, «уставшая», не способная осмыслить цель образования.

В связи с этим, для студента результат образовательного процесса сводится, в большей или меньшей степени, к получению оценок по изучаемым дисциплинам.

Когда главной заботой студента становится успеваемость, направление его усилий смещается с получения знаний и умений на «получение оценки», причем получения ее «любой ценой». Поиск путей преодоления такого отношения к процессу получения квалификации чрезвычайно труден. Каковы же возможные пути?

Если исключить оценочные критерии, то одним из главных факторов в обучении является мотивация достижения цели. Преподавателю необходимо уделять большое внимание формированию познавательной мотивации, свободной от какой-либо прагматики.

Но при этом, в учебном процессе мотивацию достижения цели необходимо поставить на службу мотивации познания, а не наоборот, поскольку главными задачами педагогического процесса являются общее и профессиональное развитие личности специалиста-выпускника.

При этом, само понятие «достижение» не должно сводиться к представлению получения оценки и только. Достижение определенного, очередного рубежа — это этап и уровень обученности, которые выступают необходимым условием дальнейшего развития в содержании усвоения и осмысления преподаваемых знаний.

Что же влияет на степень активности обучаемого, на его желание получать не только отметки, но и знания? Что мешает гармонично развивать личности обучаемого? Вопросы эти, при кажущейся их простоте, не столь однозначны и легко, как этого хотелось бы, разрешимы. В первую очередь, у студентов необходимо развивать уверенность в том, что избранная ими специальность будет востребована и обеспечит им определенный социальный статус.

Опыт показывает, что часто в процессе обучения многие молодые люди меняют свое отношение к выбранной будущей специальности: те, кто пришел, как говорится к нам по призванию, вдруг охладевают к профессии и наоборот. Надо понимать, что на этапе становления специалиста наша задача не только научить, но и заинтересовать или по крайней мере не охладить интерес к познаниям. Как достичь этого? Только своим постоянным вместе с ними ростом и постоянным обучением, если учащийся видит ваше равнодушие и усталость — она уже механически передается ему. Преподаватель должен быть примером, в области специальности и примером профессионализма.

Наиболее действенным направлением повышения эффективности обучения является создание таких психолого-педагогических условий, при которых студент может занять активную позицию и наиболее полно сможет раскрыться, как субъект процесса обучения.

Без определенного уровня активности человека, выражающейся, хотя бы в элементарном понимании предмета, не может состояться простейший факт познания. Речь, прежде всего должна идти об активности студента, в выборе наиболее приемлемого для него индивидуального, самостоятельного метода познания или познавания предмета.

Обучение — это тяжелый последовательный труд. Учитывая то, что профессиональное образование является системой практикоориентированной, формирование умений и навыков здесь невозможно без наличия сформированных прочных знаний. Выполнение практических, лабораторных, курсовых и дипломных работ, написание рефератов, решение практических задач и в целом моделирование профессиональной деятельности, дает возможность выявить уровень готовности учащегося, подготовленность к обучению, степень способности усвоить заданный материал и, что наиболее важно, заинтересовать обучаемого.

Практика показывает, что студенты, заинтересованно относящиеся к изучаемой дисциплине, осваивают ее более успешно и как следствие, имеют наиболее высокие результаты учебной деятельности. Получается, что профессиональная мотивация и профессиональная направленность, не формируются, если в учебном процессе не представлены те или иные элементы будущей профессиональной деятельности. Это свидетельство в пользу подхода, обуславливающего ориентацию студента на будущую профессиональную деятельность, моделируемую в обучении [1].

 

Литература:

 

1.       Каргина Е. М. Особенности профильного обучения иностранному языку в контексте современных дидактических подходов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://human.snauka.ru/2014/06/7120.

2.       Мирошниченко Э. А. Организация самообразования студентов экономического вуза. Дис.... канд. пед. наук: 13.00.08: Запорожье, 1998, 190 c. РГБ ОД, 61:98–13/884–3.

Основные термины (генерируются автоматически): мотивация достижения цели, профессиональное образование, будущая профессиональная деятельность, главная забота студента, какая-либо прагматика, обучение, познавательная мотивация, поиск путей преодоления, получение знаний, процесс получения квалификации, учебный процесс.


Похожие статьи

Неуспевающие студенты как психолого-педагогическая проблема

В статье раскрывается понятие неуспеваемости студентов как психолого-педагогической проблемы. Раскрываются определения признаков и причин академической неуспеваемости студентов, рассматриваются меры по совершенствованию учебно-воспитательного процесс...

Оценка образовательных достижений учащихся как один из способов повышения качества обучения

Одним из возможных способов решения задачи организации контрольно-оценочной деятельности учителя является такая организация учебного процесса, в основе которой лежит формирование способов управления качеством обучения. В основе работы описание такой ...

Методические приемы активизации познавательной деятельности ученика на уроках гуманитарного цикла (из опыта работы учителя истории и обществознания)

Важнейшим условием развития познавательного интереса к предмету и повышения его внутренней мотивации является методически грамотное использование приемов активизации познавательной деятельности учеников на уроках с учетом специфики преподавания предм...

Повышение мотивации школьников на начальном этапе обучения английскому языку

В статье затрагивается тема, касательно повышения мотивации младших школьников при раннем обучении английскому языку. На начальном этапе обучения иностранному языку можно отмечать высокую заинтересованность обучающихся, что, как правило, вызвано нов...

Принципы создания психологически комфортной среды во время организации образовательной деятельности в детском саду

В статье раскрываются актуальность и пути создания среды для организации личностно-ориентированной образовательной деятельности в детском саду. Личностно-ориентированное обучение — это система, в которой воспитанник становится не менее активным участ...

Применение мультимедийных средств в процессе обучения

В статье рассматривается значение современных информационных и мультимедийных технологий в процессе обучения. На примере созданного автором мультимедийного электронного учебника по дисциплине «Программно-аппаратная защита информации» с разграниченным...

Применение метода алгоритмов для развития у учащихся навыков самостоятельной деятельности в условиях онлайн-обучения

Пандемия COVID-19 стала переломным моментом в развитии системы образования. Она выявила преимущества и недостатки казахстанской системы образования, ее уровень подготовленности к вызовам современного мира. В данной статье рассматривается использован...

Интеграция деятельности учителя начальной школы и учителя иностранного языка по формированию у учащихся читательской компетенции и созданию мотивационной образовательной среды с использованием современных технологий

Статья посвящена актуальным вопросам педагогики, направленным на решение проблем эффективного обучения в школе. Обращается внимание на интеграцию образовательных областей как условия повышения учебной мотивации обучающихся и повышения читательской ко...

Эвристическое мышление на уроках математики и его влияние на учащихся

Современная педагогика давно уже отошла от стереотипных и так называемых «шаблонных» уроков, где учитель является субъектом образовательного процесса и предлагает учащимся готовые данные, с малой частью анализа и синтеза теории учащимися. Успешность ...

Инновационная политика предприятия и её влияние на конкурентоспособность продукции

В данной статье подробно рассматривается тема инновационной политики предприятия и ее важность для эффективного и продуктивного развития организации на пути освоения рынка и его дальнейшего завоевания. Более подробно в данной работе раскрывается сущн...

Похожие статьи

Неуспевающие студенты как психолого-педагогическая проблема

В статье раскрывается понятие неуспеваемости студентов как психолого-педагогической проблемы. Раскрываются определения признаков и причин академической неуспеваемости студентов, рассматриваются меры по совершенствованию учебно-воспитательного процесс...

Оценка образовательных достижений учащихся как один из способов повышения качества обучения

Одним из возможных способов решения задачи организации контрольно-оценочной деятельности учителя является такая организация учебного процесса, в основе которой лежит формирование способов управления качеством обучения. В основе работы описание такой ...

Методические приемы активизации познавательной деятельности ученика на уроках гуманитарного цикла (из опыта работы учителя истории и обществознания)

Важнейшим условием развития познавательного интереса к предмету и повышения его внутренней мотивации является методически грамотное использование приемов активизации познавательной деятельности учеников на уроках с учетом специфики преподавания предм...

Повышение мотивации школьников на начальном этапе обучения английскому языку

В статье затрагивается тема, касательно повышения мотивации младших школьников при раннем обучении английскому языку. На начальном этапе обучения иностранному языку можно отмечать высокую заинтересованность обучающихся, что, как правило, вызвано нов...

Принципы создания психологически комфортной среды во время организации образовательной деятельности в детском саду

В статье раскрываются актуальность и пути создания среды для организации личностно-ориентированной образовательной деятельности в детском саду. Личностно-ориентированное обучение — это система, в которой воспитанник становится не менее активным участ...

Применение мультимедийных средств в процессе обучения

В статье рассматривается значение современных информационных и мультимедийных технологий в процессе обучения. На примере созданного автором мультимедийного электронного учебника по дисциплине «Программно-аппаратная защита информации» с разграниченным...

Применение метода алгоритмов для развития у учащихся навыков самостоятельной деятельности в условиях онлайн-обучения

Пандемия COVID-19 стала переломным моментом в развитии системы образования. Она выявила преимущества и недостатки казахстанской системы образования, ее уровень подготовленности к вызовам современного мира. В данной статье рассматривается использован...

Интеграция деятельности учителя начальной школы и учителя иностранного языка по формированию у учащихся читательской компетенции и созданию мотивационной образовательной среды с использованием современных технологий

Статья посвящена актуальным вопросам педагогики, направленным на решение проблем эффективного обучения в школе. Обращается внимание на интеграцию образовательных областей как условия повышения учебной мотивации обучающихся и повышения читательской ко...

Эвристическое мышление на уроках математики и его влияние на учащихся

Современная педагогика давно уже отошла от стереотипных и так называемых «шаблонных» уроков, где учитель является субъектом образовательного процесса и предлагает учащимся готовые данные, с малой частью анализа и синтеза теории учащимися. Успешность ...

Инновационная политика предприятия и её влияние на конкурентоспособность продукции

В данной статье подробно рассматривается тема инновационной политики предприятия и ее важность для эффективного и продуктивного развития организации на пути освоения рынка и его дальнейшего завоевания. Более подробно в данной работе раскрывается сущн...

Задать вопрос