Формирование отчета по самооценке образовательной программы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Степанова, О. А. Формирование отчета по самооценке образовательной программы / О. А. Степанова, М. Б. Смирнов, М. В. Ермоленко, А. Д. Золотов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 848-853. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15239/ (дата обращения: 15.11.2024).

Рассмотрены основные этапы формирования отчета по самооценке образовательной программы для прохождения специализированной аккредитации. Представлена структура отчета и рекомендации по оформлению его разделов.

Ключевые слова: аккредитация, самоотчет, стандарт, образовательная программа, свот-анализ.

 

Аккредитация — это процесс, в результате которого аккредитационный орган оценивает качество деятельности вуза в целом или отдельных образовательных программ вуза с целью признания их соответствия определенным стандартам и критериям. Формы аккредитации представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Формы аккредитации

 

Институциональная аккредитация — это проведение аккредитации организации образования в целом. Специализированная аккредитация — это аккредитация образовательных профессиональных программ. Национальная аккредитация — это аккредитация организации образования или программы в рамках страны. Международная аккредитация — аккредитация организации образования или программы зарубежным аккредитационным агентством.

Проведение аккредитации основано на нормативно-правовой базе (рисунок 2) [1].

Рис. 2. Нормативно-правовая база

 

Все этапы работы при формировании отчета по самооценке можно представить в виде схемы изображенной на рисунке 3.

 

Рис. 3. Этапы проведения работы при формировании отчета по самооценке по образовательным программам при прохождении специализированной аккредитации

 

Изучить стандарты необходимо всем сотрудникам кафедры, так как каждый отвечает именно за свой объем отчета, а предоставление информации должно было быть максимально полным, в соответствии с требованиями. На рисунке 4 показано, на основании чего складывается отчет по самооценке образовательной программы.

Рис. 4. Формирование отчета по самооценке образовательной программы.

 

Цели самоотчета представлены на рисунке 5.

Отчет по самооценке образовательной программы имеет следующую структуру:

-        титульный лист;

-        общая информация;

-        заявление, состав рабочей группы по составлению отчета по самооценке;

-        содержание;

-        основная часть.

Рис. 5. Цели самоотчета

 

Во введении следует показать, в каком году началась подготовка по образовательной программе, отразить историю ОП, представить данные по общему количеству выпущенных специалистов. Акцентировать внимание на то, какие траектории обучения выбраны и почему. Отразить связи с производством, наличие филиалов кафедры и каким образом оказывается содействие трудоустройству, показать какое количество выпускников трудоустроено. Описать какие документы лежат в основе подготовки образовательной программы. Описать, как работает информационная система вуза, какие образовательные технологии используются в учебном процессе, какое количество компьютерных классов и оргтехники задействовано для проведения занятий, имеется ли сеть Интернет. Следует отразить информационно-библиотечное обеспечение образовательного и научно-исследовательского процесса обучающихся и профессорско-преподавательского состава. Представить данные по организации международного сотрудничества в рамках подготовки по аккредитуемой образовательной программе. Описать эффективность управления и планирования. Показать, кто является основным потребителем ОП. Кратко отметить достижения обучающихся. Необходимо уделить внимание тому, как оценивается удовлетворенность образовательными услугами основными потребителями. После проводят Свот-анализ.

При описании глав стандартов и ответов на требования критериев следует отвечать на все вопросы, даже если ряд вопросов предполагает много общего в описании (вопросы разных разделов перекликаются). А вот при формировании окончательного варианта отчета целесообразно, представить информацию так, чтобы она звучала в каждом разделе соответственно его специфике и не имела вид повторяющейся. Именно поэтому окончательный вариант отчета должен делать заведующий кафедрой, который владеет всей ситуацией и особенностями при подготовке данной ОП.

После каждой главы приводится Свот-анализ, при составлении которого, надо очень тщательно отразить все моменты, не нарушая положительного впечатления об образовательной программе. Далее идут выводы и на основании заключения комиссии по самооценке отражаются позиции образовательной программы, в соответствии с критериями рассматриваемого стандарта. Пример Свот-анализа представлен на рисунке 6.

Рис. 6. Пример свот-анализа

 

При описании стандартов следует ряд материалов представлять в виде графиков, таблиц, диаграмм, схем и т. д., чтобы можно было максимально полно оценить представленную информацию. Примеры показаны на рисунках 7, 8, 9.

При описании материалов связанных с сайтом университета следует приводить ссылки, чтобы в случае необходимости эксперт при изучении отчета мог ознакомиться с этой информацией.

При сборе приложений их следует сгруппировать по категориям и в обязательном порядке при описании стандартов делать на них ссылки. Количество приложений должно быть таким, чтобы могло подтвердить все необходимые аспекты образовательной программы. Так, одним из примеров формирования приложений, может быть следующий:

-          Приложение А: состав рабочей группы;

-          Приложение Б: положение о филиале кафедры. Договора о сотрудничестве. Договора на прохождение практики;

-          Приложение В: справки с места работы выпускников и отзывы;

-          Приложение Г: лицензии;

-          Приложение Д: план развития образовательной программы;

-          Приложение Е: сертификаты ППС (участие в научных форумах и конкурсах);

-          Приложение Ж: учебные планы;

-          Приложение И: каталоги элективных дисциплин;

-          Приложение К: акты внедрения;

-          Приложение Л: грамоты ППС;

-          Приложение М: грамоты обучающихся;

-          Приложение Н: достижения обучающихся в научной деятельности;

-          Приложение П: книгоообеспеченность.

Рис. 7. Внутривузовский контроль

 

Рис. 8. Студенческие организации

 

Рис. 9. Данные по результатам экзаменационных сессий бакалавриата

 

Отчет по самооценке ОП — это первый документ, с которым знакомится экспертная комиссия, именно этот документ дает первое представление об уровне и качестве реализуемой образовательной программы. Поэтому при его формировании надо показать все положительные моменты и максимально точно ответить на требования стандартов аккредитации.

 

Литература:

 

1.                           Независимое Агентство аккредитации и рейтинга URL: http://www.iaar.kz/ (дата обращения: 06.01.2015).

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная программа, самооценка, специализированная аккредитация, формирование отчета, аккредитация организации образования, достижение обучающихся, нормативно-правовая база, окончательный вариант отчета, описание стандартов, рабочая группа.


Ключевые слова

стандарт, аккредитация, образовательная программа, самоотчет, свот-анализ., свот-анализ

Похожие статьи

Выбор методов развития системы технической учебы в хозяйстве перевозок ОАО «РЖД» с применением системного подхода к оценке знаний обучающегося

В статье рассмотрены и обобщены методы оценки влияния знаний и навыков сотрудников на создание ценности для бизнеса высокотехнологичных компаний. На примере подходов к организации технической учебы в хозяйстве перевозок ОАО «РЖД» проведено построение...

Критериально-диагностический аппарат оценивания и методика исследования эффективности компетентностно-модульной технологии формирования готовности преподавателей к разработке и использованию инновационных образовательных технологий

В статье рассматривается методика разработки критериев измерения и оценки уровней готовности преподавателей высшей технической школы к разработке и использованию инновационных образовательных технологий (ИОТ). Исследование отражает результаты констат...

Формирование универсальных учебных действий посредством проектной и исследовательской деятельности в 5–9-х классах

В статье рассматриваются вопросы, связанные с внедрением ФГОС ООО в систему воспитания суворовцев через метод проектов, обозначаются пути формирования УУД и особых компетенций ведения проектно-исследовательской работы, рассказывается практической о р...

Исследование самооценки подростков

Цель работы теоретически обосновать и экспериментально выполнить исследование самооценки подростков. Методы эмпирического исследования: констатирующий эксперимент по методикам: «Определение самооценки по Р. В. Овчаровой»; Методика измерения уровня с...

Электронный деканат как инструмент автоматизации управления учебным процессом в вузе

Применение систем электронного документооборота помогает повысить качество и эффективность работы деканата за счет сокращения времени, затрачиваемого на сбор, обработку и получение необходимой информации, что позволяет выполнять функции деканата на б...

Внеклассная работа по химии - средство развития личности учащихся

Материал адресован учителям естественно-научного цикла, председателям методических объединений, которые осваивают новые технологии по Федеральному стандарту образования нового поколения в свете концепции Новая школа. Представленный опыт работы — плод...

Опыт использования центра дистанционного обучения МАДИ для проведения аудиторных занятий на примере дисциплины «Основы теории управления»

Рассмотрен опыт практического применения ЦДО МАДИ для проведения аудиторного занятия по дисциплине «ОСНОВЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ». Выявлены недостатки системы, требующие улучшений: необходим личный календарь-планинг преподавателя, система оповещения студ...

Уровень сформированности готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности в процессе специальной подготовки

Многие аспекты проблемы формирования готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности остаются практически неисследованными. Так, требует осмысления специфика организации образовательного процесса в ВУЗе, необходимо уточнен...

Исследование образовательных стандартов преподавания предпринимательства модульной системы обучения Пудмона

Целью данного исследования является рассмотрение реализованных стандартов методов преподавания и система оценивания. Данное исследование проводится на основании собранных материалов и рассмотрении научных работ. В качестве примера был произве...

Бухгалтерский учет и оценка готовой продукции предприятий сельскохозяйственной отрасли

Бухгалтерский учет и оценка готовой продукции предприятий сельскохозяйственной отрасли представляет из себя один из наиболее сложных и весьма ответственных частей учетной политики организации, в котором ведущим звеном выступает выручка от реализации ...

Похожие статьи

Выбор методов развития системы технической учебы в хозяйстве перевозок ОАО «РЖД» с применением системного подхода к оценке знаний обучающегося

В статье рассмотрены и обобщены методы оценки влияния знаний и навыков сотрудников на создание ценности для бизнеса высокотехнологичных компаний. На примере подходов к организации технической учебы в хозяйстве перевозок ОАО «РЖД» проведено построение...

Критериально-диагностический аппарат оценивания и методика исследования эффективности компетентностно-модульной технологии формирования готовности преподавателей к разработке и использованию инновационных образовательных технологий

В статье рассматривается методика разработки критериев измерения и оценки уровней готовности преподавателей высшей технической школы к разработке и использованию инновационных образовательных технологий (ИОТ). Исследование отражает результаты констат...

Формирование универсальных учебных действий посредством проектной и исследовательской деятельности в 5–9-х классах

В статье рассматриваются вопросы, связанные с внедрением ФГОС ООО в систему воспитания суворовцев через метод проектов, обозначаются пути формирования УУД и особых компетенций ведения проектно-исследовательской работы, рассказывается практической о р...

Исследование самооценки подростков

Цель работы теоретически обосновать и экспериментально выполнить исследование самооценки подростков. Методы эмпирического исследования: констатирующий эксперимент по методикам: «Определение самооценки по Р. В. Овчаровой»; Методика измерения уровня с...

Электронный деканат как инструмент автоматизации управления учебным процессом в вузе

Применение систем электронного документооборота помогает повысить качество и эффективность работы деканата за счет сокращения времени, затрачиваемого на сбор, обработку и получение необходимой информации, что позволяет выполнять функции деканата на б...

Внеклассная работа по химии - средство развития личности учащихся

Материал адресован учителям естественно-научного цикла, председателям методических объединений, которые осваивают новые технологии по Федеральному стандарту образования нового поколения в свете концепции Новая школа. Представленный опыт работы — плод...

Опыт использования центра дистанционного обучения МАДИ для проведения аудиторных занятий на примере дисциплины «Основы теории управления»

Рассмотрен опыт практического применения ЦДО МАДИ для проведения аудиторного занятия по дисциплине «ОСНОВЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ». Выявлены недостатки системы, требующие улучшений: необходим личный календарь-планинг преподавателя, система оповещения студ...

Уровень сформированности готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности в процессе специальной подготовки

Многие аспекты проблемы формирования готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности остаются практически неисследованными. Так, требует осмысления специфика организации образовательного процесса в ВУЗе, необходимо уточнен...

Исследование образовательных стандартов преподавания предпринимательства модульной системы обучения Пудмона

Целью данного исследования является рассмотрение реализованных стандартов методов преподавания и система оценивания. Данное исследование проводится на основании собранных материалов и рассмотрении научных работ. В качестве примера был произве...

Бухгалтерский учет и оценка готовой продукции предприятий сельскохозяйственной отрасли

Бухгалтерский учет и оценка готовой продукции предприятий сельскохозяйственной отрасли представляет из себя один из наиболее сложных и весьма ответственных частей учетной политики организации, в котором ведущим звеном выступает выручка от реализации ...

Задать вопрос