Рассматривается на реальном примере метод обследования зданий машиностроительных предприятий. Приводятся характерные дефекты строительных конструкций машиностроительных предприятий
Ключевые слова: обследование зданий и сооружений,экспертиза промышленной безопасности, строительные конструкции, оценка износа, машиностроительные предприятия.
Статья продолжает цикл работ посвящённых проведению экспертизе промышленной безопасности зданий и сооружений [1..3].
Обследование строительных конструкций промышленных зданий и сооружений верный способ получить объективную оценку состояния предприятия, и в случаи необходимости во время, и с минимальными экономическими издержками провести частичный или капитальный ремонт [4..8]. На машиностроительных предприятиях конструкции используются крайне интенсивно, т. к. машиностроение — флагманская отрасль большинства регионов РФ. Вследствие наращивания производства в последние годы, износ основных фондов предприятий (в т. ч. зданий сооружений) усилился, что негативно сказывается на безопасной эксплуатации предприятий.
Специалисты ООО ЦНЭПБ «ПРОМТЭК» (г.Пенза) провели ряд экспертиз промышленной безопасности зданий машиностроительной отрасли в Пензенской области. Рассмотрим на примере одного из корпусов предприятия «Пензмаш» (г.Пенза) характерные дефекты строительных конструкций и меры по их устранению.
Обследуемый корпус ориентировочно построен в 1974–1975гг. и имеют габаритные размеры по осям 14423 м. Высота помещения цеха до низа несущих конструкций составляет 12 м. Площадь составляет 3312 м2, объём 39744 м3.
Здание одноэтажное и имеет каркас состоящих и железобетонных колонн и подкрановых балок, ферм. Стены выполнены из стеновых панелей, ячеистого бетона, так же имеются вставки кирпичной кладки.
В обследуемом пролёте работают 2 мостовых крана: грузоподъёмностью 10 и 5 т.
В качестве несущих элементов покрытия здания применены железобетонные фермы пролётом L=18 м с шарнирным опиранием на оголовок железобетонной колонны. По фермам уложены плиты покрытия. Связи металлические, вертикальные. Выполненные связи обеспечивают неизменяемость пространственной системы каркаса и устойчивость его сжатых элементов. Так же, в одном из пролётов имеется светоаэрационный фонарь.
В обследуемом корпусе установлены железобетонные подкрановые балки таврового сечения. В качестве направляющих были применены: Р-43 (ГОСТ 7174).Промежуточные скрепления представляют собой крюки.Во время эксплуатации не было случаев заклинивания крана или его схода с подкрановых балок.
Дефекты, выявленные в ходе обследования, отображены в табл.1 и на рис.1–3.
Таблица 1
Дефекты, выявленные при обследовании предприятия
Фундаменты: |
дефектов не выявлено. Физический износ фундаментов составляет 10–15 %. |
Пол и отмостка: |
дефектов не выявлено Физический износ пола составляет 10–15 %. Физический износ отмостки составляет 20–25 %. |
Колонны: |
скол защитного слоя (без оголения рабочей арматуры). Физический износ колонн составляет 15–20 %. |
Подкрановые балки и направляющие: |
ослаблено болтовое крепление планок скрепление крановых рельсов между собой; наличие недостающих болтов крепления планок скрепления рельсов между собой. Физический износ подкрановых балок составляет 20–25 %. |
Стропильные конструкции: |
нарушено лакокрасочное покрытие вертикальных крестовых связей. Физический износ стропильных конструкций составляет 15–20 %. |
Ограждающие конструкции: |
замачивание; выветривание швов. Физический износ ограждающих конструкций корпуса составляет 20–25 %. |
Кровля |
Протечки в районе ливне приёмных воронок. Физический износ кровли составляет 15–20 %. |
В Пензенском государственном университете архитектуры и строительства решением проблемам безопасности строительных конструкций занимается кафедра «Строительные конструкции», с некоторыми разработками можно познакомиться в работах [9…11]. В ходе обследования и проведение ремонта по его результатам, удалось избежать штрафов различных проверяющих организаций, продлить срок эксплуатации сооружения и повысить безопасность труда для лиц, эксплуатирующих объект.
Рис. 1. Скол защитного слоя (без оголения рабочей арматуры)
Рис. 2. Следы коррозии стропильных конструкций
Рис. 3. Наличие недостающих болтов крепления планок скрепления рельсов между собой
Литература:
1. Кузьмишкин А. А., Гарькин И. Н., Забиров А.И Обследование зданий и сооружений: литейные цеха [Текст] // Молодой ученый. — 2014. — № 20. — С. 159–162
2. Фадеева Г. Д., Гарькин И. Н., Забиров А. И. Экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений: характерные проблемы [Текст] // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 285–286.
3. Фадеева Г. Д., Гарькин И. Н., Забиров А. И. Экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений с крановыми нагрузками // Современная техника и технологии. — Июнь 2014. — № 6 [Электронный ресурс]. URL:http://technology.snauka.ru/2014/06/3917 (дата обращения: 05.06.2014).
4. Фадеева Г. Д., Гарькин И. Н., Забиров А. И. Методы предотвращения аварийных ситуаций в зданиях для хранения и переработки растительного сырья [Текст] // Молодой ученый. — 2014. — № 14. — С. 65–67.
5. Гарькин И. Н. Анализ причин обрушений промышленных зданий [Текст] / И. Н. Гарькин // Технические науки: проблемы и перспективы: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, март 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 27–29.
6. Гарькин И. Н., Гарькина И. А. Системные исследования при технической экспертизе строительных конструкций зданий и сооружений // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 3; URL: http://www.science-education.ru/117–13139 (дата обращения: 19.05.2014).
7. Гарькин И. Н., Гарькина И.А Анализ причин обрушения строительных конструкций промышленных зданий с позиций системного подхода // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2014. № 5–6 (84) С.48–51
8. Гарькин И. Н. Обследование промышленных зданий: меры предотвращения обрушений// Промышленное и гражданское строительство в современных условиях. Материалы международной научно-технической конференции студентов./Моск.гос.строит.ун-т.-М.:МГСУ,2011-С.19–20.
9. Гарькин И. Н., Глухова М. В. Устранение неравномерных осадок зданий на ленточных фундаментах [Текст] // Молодой ученый. — 2013. — № 12. — С. 110–112.
10. Нежданов К. К., Гарькин И. Н. Способ проката двутаврового профиля сечения из низколегированной стали //Строительная механика и расчет сооружений. 2011. № 4. С. 51–54.
11. Данилов А. М., Гарькина И. А., Гарькин И.Н Защита от удара и сопровождающей вибрации: экспоненциально-тригонометрическая аппроксимация функций // Региональная архитектура и строительство 2012.№ 3. С. 85–88.