Данная статья посвящена вопросам национальной и региональной инвестиционной политики. Рассмотрены основные проблемы инвестирования и подходы к проведению политики стимулирования инвестиций.
Ключевые слова: инвестиционная политика, стимулирование, инвестиции, Сибирь, Дальний Восток.
За период с 2001 по 2012 гг. на волне повышения роста мировых цен на энергоресурсы и, соответственно, существенного увеличения доходов национального бюджета произошло значительный рост инвестиций в стране, однако, стоит заметить, что данный рост не оказал пропорционального влияния на объемы накопления основного капитала в России. Например, по итогам 2010 г., норма накопления составляет 17–18 %, хотя для развитой страны она должна быть около 20 %, для развивающейся — более 20 %, для быстрорастущей — примерно 25 %. По мнению Л. М. Григорьева, необходимо осознавать, что пока национальная финансовая система не будет расти за счет собственных сбережений, трудно говорить о серьезном экономическом росте [1]. При этом нужно отметить, что у России был значительный прорыв в 2012 г., когда валовое накопление основного капитала составило 443 млрд. долларов (21 % ВВП, 7-е место в мире) [2].
Таким образом, в национальном хозяйстве сложилась противоречивая ситуация, которая проявилась в том что, при относительно высокой норме сбережений (валовых) в стране подавляющая часть отраслей экономики, кроме экспортоориентированных, начала «задыхаться» от нехватки инвестиционных ресурсов.
За этот же период произошло увеличение доли ВВП, направляемой на инвестирование, с 15,9 % до 20,3 %. Однако этот рост носит относительный и условный характер, т. к. около 1/3 данного прироста финансируется средствами федерального бюджета.
Одной из главный тенденций развития государственной инвестиционной политики России последних лет является то, что доля федерального бюджета в госинвестициях имеет тенденцию к значительному росту (с 29,4 % в 2000 г. до 57,8 % в 2012 г.), это, в свою очередь, указывает на то, что процесс инвестирования в РФ приобретает централизованный характер. Данный факт вызывает определенные сомнения в эффективности использования средств, т. к. мировая практика свидетельствует о том, что госинвестирование, особенно применимо к России, носит характер «освоения» средств, а не их эффективного использования. Однако, при этом, государство обеспечивает, и, по сути, создает инвестиционный климат и инвестиционную инфраструктуру в стране. В подтверждение этому, стоит сказать, что за последние годы государством как главным инвестором в национальном масштабе был реализован комплекс крупных инвестиционных проектов, например на территории Сибири и Дальнего Востока:
- освоение Ванкорского нефтяного месторождения;
- «Комплексное развитие Нижнего Приангарья»;
- нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан»;
- газопровод «Сила Сибири» и др.
В целом, на территории СФО и ДФО введены в действие программы по долгосрочному развитию, увеличены масштабы финансирования, создается необходимая комплексная инфраструктура для дальнейшего развития.
Стоит также отметить, что в связи с активным наращиванием госинвестиций, имеет тенденцию к расширению комплекс средств и методов участия государства в инвестиционных процессах:
- создание качественно новых институтов развития (таблица 1);
- совершенствование концессионного законодательства;
- совершенствование механизма частно-государственного партнерства;
- использование механизмов особых экономических зон (ОЭЗ);
- использование механизмов программно-целевого управления инвестициями.
Таблица 1
Новые институты развития*
Институт |
Сущность деятельности |
«Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» |
функционирует для повышения конкурентоспособности экономики, ее диверсификации и стимулирования инвестиционной деятельности, участвует в проектах, которые не могут получить финансирование частных инвесторов. |
Инвестиционный фонд |
функционирует для софинансирования инвестиционных проектов (средства, предусмотренные в федеральном бюджете РФ). |
ОАО «Российская венчурная компания» |
функционирует для повышения конкурентоспособности инновационного сектора экономики страны в международном масштабе. |
«Российская корпорация нанотехнологий» |
создание нанотехнологической инфраструктуры и реализации образовательных программ |
*Составлено по материалам Внешэкономбанк (официальный сайт) [3]; Российская венчурная компаний (официальный сайт) [4]; Российская корпорация нанотехнологий (официальный сайт) [5].
Рассматривая динамику государственных инвестиций (рисунок 1) в РФ нужно обратить внимание на несколько тенденций. Начиная с 2000-х гг. сокращается доля госинвестиций (однако в общем объеме средств помощь государства весьма ощутима) в общем объеме инвестиций в основной капитал (с 18,4 % в 2000г. до 12,8 % в 2012г.). Также за 12 лет меняется структура госинвестиций — преобладание финансирования из бюджетов субъектов РФ сменяется на централизованное финансирование из федерального бюджета, это подчеркивает еще одну важную тенденцию последних лет — межбюджетные отношения в РФ в целом меняют свою структуру, бюджеты регионов становятся дотационными и зависимыми от федерального центра, финансирование, а вместе с ним и инвестирование становится централизованным.
Рис. 1. Динамика государственных инвестиций в России* [6]
В связи с этим, важно осознавать, что в условиях неблагоприятной конъюнктуры и возможного замедления экономического роста страны, факторы, которые формируют федеральный бюджет, будут недостаточно эффективны, поэтому даже в среднесрочной перспективе, не говоря уже о долгосрочной, нельзя «положиться» на государство как на ключевого инвестора. Однако, как мера краткосрочного воздействия, особенно при фундаментальном выстраивании инвестиционной среды в России, эффективность госинвестиций трудно переоценить.
В течение нескольких последних лет в России усиливается тенденция к вывозу капитала из страны (таблица 2).
Таблица 2
Чистый ввоз/вывоз капитала частного сектора, млрд. $.*
Годы |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Чистый ввоз/вывоз капитала банками |
45,8 |
-55,2 |
-32,2 |
15,9 |
-23,9 |
18,5 |
Чистый ввоз/вывоз капитала прочими секторами |
-42,0 |
-78,3 |
-25,3 |
-46,7 |
-57,4 |
-73,1 |
Чистый ввоз/вывоз капитала частным секторами |
87,8 |
-133,6 |
-57,5 |
-30,8 |
-81,4 |
-54,6 |
*составлено по материалам ЦБР. Бюллетень банковской статистики № 12 (247) 2013 г. [7]
Подводя промежуточный итог, стоит сказать, что сегодня на фоне всеобщего оттока капитала из страны, государство как регулятор и стабилизатор экономических отношений выступает также в роли главного инвестора, и от того, как оно справится с этой ролью, во многом зависит дальнейшая макроэкономическая ситуация в стране. По сути, это ключевой момент в том смысле, что сможет ли Россия встать на путь внутреннего саморазвития, сбросив с себя «оковы зависимости» от других игроков мировой экономики. Грамотная инвестиционная политика в этом смысле — это плацдарм для обеспечения дальнейшего экономического роста.
Сибирь и Дальний Восток — регионы, которые потенциально могут стать ядром промышленного и социально-экономического развития России. Природные ресурсы и экономически выгодное географическое положение (относительно АТР) предопределяют необходимость комплексного развития данных территорий, и применение мероприятий инвестиционной политики — это важный шаг на пути к развитию не только регионов, но и страны в целом.
Нужно осознавать, что для развития Сибири и Дальнего Востока потребуется значительный объем инвестиций, включая госинвестиции в системообразующие программы и проекты, а также частные инвестиции. По оценкам РАН для обеспечения ускоренного развития Восточной Сибири и Дальнего Востока, — при котором темпы прироста ВРП на 1,5–2,0 процентных пункта будут опережать среднероссийские значения — необходимо в период до 2030 г. инвестировать 16,5 трлн руб. (или $ 570 млрд), при этом доля участия государства может составить от 25 % до 34 % [8]. Привлечение такого объема инвестиций из различных источников, включая национальный и иностранный бизнес невозможно без радикального улучшения инвестиционного климата и создания механизма экономических льгот и преференций для инвесторов.
Именно проблема недостаточного благоприятного инвестиционного климата сдерживает развитие данных территорий, поэтому представляется целесообразным выделить основные факторы, ухудшающие инвестиционный климат, как в регионах, так и в стране в целом:
- низкое качество государственных институтов;
- непостоянство законодательной базы;
- высокий уровень инвестиционных и кредитных рисков;
- несовершенство банковской системы (недостаток денежных ресурсов, их краткосрочная структура, и др.);
- недостаточный уровень «деловой» инфраструктуры (аудит, страхование, консалтинг, сервис).
В силу этого позиции регионов Сибири и Дальнего Востока в рейтинге инвестиционной привлекательности, ухудшаются (РА «Эксперт»):
- доля восточных регионов в инвестиционном потенциале страны устойчиво сокращается — инвестиционный потенциал мигрирует на Запад;
- существенно возросли риски инвестирования, особенно в регионах, лидирующих по уровню инвестиционного потенциала — в Красноярском крае, Кемеровской, Новосибирской и Иркутской областях, Республике Саха (Якутия), Приморском и Алтайском краях, входящих в 30 общероссийских лидеров по инвестиционному потенциалу [9].
Среди наиболее привлекательных для инвестирования секторов экономики Сибири и Дальнего Востока можно выделить следующие:
- добыча полезных ископаемых (углеводороды, металлы и др.);
- создание предприятий глубокой переработки добываемых ресурсов, выстраивание цепочек добавленной стоимости;
- машиностроение (нефтегазовая, горнодобывающая техника и др.);
- развитие лесопереработки;
- аграрно-промышленный комплекс (производство и переработка сельскохозяйственной продукции на экологически чистой основе);
- развитее ИТ-сектора и др.
Добыча и переработка ископаемых, выстраивание цепочек добавленной стоимости, налаживание международного сотрудничества в сфере торговли — парадигма национальной экономической системы, на этом «фундаменте» должна строиться инвестиционная политика, как страны в целом, так и в Сибири и на Дальнего Востока в частности, т. е. ключевыми ориентирами региональной инвестиционной политики должны стать:
- диверсификация источников инвестирования через расширение международного сотрудничества, в первую очередь со странами АТР, в силу их быстрого роста и потенциальной экономической силы данного рынка;
- создание системы государственных гарантий и безопасности инвестиций;
- снижение инвестиционных рисков для регионов.
Итак, глобальная цель инвестиционной политики развития Сибири и Дальнего Востока состоит в том, что необходимо создать механизм стимулирования привлечения в экономику Сибири и Дальнего Востока реальных инвестиций, как национальных, так и иностранных. При этом, в процессе проведения прогрессивной инвестиционной политики в регионах Сибири и Дальнего Востока необходимо учесть то, что привлекательность регионов для инвесторов должна сочетаться со значительными финансовыми, социальными и другими «дивидендами» для жителей данных регионов.
В виду всего вышеперечисленного, регионам для того, чтобы создать максимально «теплый» инвестиционный климат на своей территории необходимо решить ряд непростых задач:
- сократить экономическое и административное давление на бизнес, как на государственном, так и особенно на региональном уровне;
- уменьшить «преграды» для инвесторов, создающих новые производства и на их территории, что в свою очередь уменьшит риски пребывания инвесторов на территории регионов, значительно удешевит проекты и позволит сократить сроки их реализации;
- создать механизм экономически эффективных льгот и преференций для инвесторов.
В связи с поставленными задачами и наметившимися проблемами можно составить ряд рекомендаций, которые будут полезны при развитии инвестиционной среды в регионе в региональной инвестиционной политики:
— упорядочить различные программы развития данных регионов для создания единой политики стимулирования инвестиций.
- сформировать перечень приоритетных направлений инвестирования;
- создать региональную систему мониторинга реализации инвестиционных проектов;
- создать возможности включения крупных инвестпроектов в государственные программы федерального и межрегионального уровня и в проекты федеральных институтов развития;
- создать «Корпорацию по развитию Сибири и Дальнего Востока»;
- создать региональный «Инвестиционный фонд»;
- разработать и принять нормативно-правовые акты федерального и регионального уровня, которые будут обеспечивать государственный контроль и регулирование трансфертного ценообразования крупных компаний в целях приведения в соответствие территориальной структуры объемов производства продукции, создаваемой добавленной стоимости и изымаемых налогов;
- разработать механизм предоставления государственных гарантий для инвесторов;
- внести необходимые изменения в налоговое законодательство в целях улучшения инвестиционного климата и стимулирования инвестиций.
Литература:
1. Низкая норма накопления — приговор инвестиционному климату — Л. М. Григорьев. [Электронный ресурс]. — URL: http://moskva.bezformata.ru/listnews/norma-nakopleniya-prigovor investitcionnomu/443441/
2. Валовое накопление основного капитала в России. [Электронный ресурс]. — URL: http://newsruss.ru/doc/index.php/ Валовое_накопление_основного_капитала_в_России
3. Внешэкономбанк (официальный сайт) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.veb.ru/about/today/
4. Российская венчурная компаний (официальный сайт) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rusventure.ru/ru/company/brief/
5. Российская корпорация нанотехнологий (официальный сайт) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rusnano.com/
6. Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования [Электронный ресурс]. — URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/invest/ Inv-if.xls
7. ЦБР. Бюллетень банковской статистики № 12 (247) 2013 г. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.cbr.ru/publ/BBS/Bbs1312r.pdf?pid=bbs&sid=itm_30187
8. Сценарии развития Восточной Сибири и российского Дальнего Востока в контексте политической и экономической динамики Азиатско-Тихоокеанского региона до 2030 г.: Аналитический доклад /науч. рук. А. А. Кокошин. — М.: Едиториал УРСС, 2011. — 120 с. (Расчеты выполнены для регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока на период до 2020 г.)
9. Инвестиционная привлекательность регионов 2013: акцент на инфраструктуру. РА «Эксперт», 2013. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.raexpert.ru/ratings/regions/2013