Направления развития кадровой политики в системе государственной службы Ростовской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.

Дата публикации: 02.02.2015

Статья просмотрена: 2349 раз

Библиографическое описание:

Хохлов, А. А. Направления развития кадровой политики в системе государственной службы Ростовской области / А. А. Хохлов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 708-713. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15262/ (дата обращения: 15.11.2024).

В условиях становления правового демократического государства приоритетным направлением в формировании и реализации государственной кадровой политики должно быть повышение профессионализма, наиболее полное использование знаний и способностей государственных служащих в интересах общества и государства.

Еще в 2003 году президент Российской Федерации, В. В. Путин в одном из своих посланий Федеральному собранию подчеркнул: «...российская бюрократия оказалась плохо подготовленной к выработке и реализации решений, адекватных современным потребностям страны,...несмотря на огромное число чиновников, в стране тяжелейший кадровый голод. Голод на всех уровнях и во всех структурах власти, голод на современных управленцев, эффективных людей». Выход из сложившейся ситуации видится в создании нового механизма кадровой политики государственной службы. [1]

На современном этапе кадровая деятельность органов государственной власти, осуществляемая методом «проб и ошибок» в условиях постоянных структурных перестроек государства, как правило, приводит к утрате профессионализма, оттоку лучших кадров, ведет к деморализации персонала, снижению доверия к своему социальному окружению и в конечном счете сказывается на качестве и эффективности государственной службы. Кризисы в отдельных регионах страны непосредственно связаны с кадровыми проблемами.

В силу вышесказанного повышение эффективности кадровой политики в системе государственной службы РФ является, прежде всего, неотъемлемой частью модернизации российского государства. Решение данной задачи необходимо, поскольку это выступает залогом мирового соперничества, экономических реформ. Соответственно, эффективная и профессиональная государственная служба пользующаяся уважением большинства населения, необходима российскому государству.

Представляет интерес опыт субъектов Федерации в проведении кадровой политики в системе государственной службы субъектов Российской Федерации. Рассмотрим отдельные аспекты кадровой политики Ростовской области.

Для рассмотрения данного вопроса проанализируем данные о государственных гражданских и муниципальных служащих Ростовской области (рисунок 1).

Рис. 1. Динамика численности государственных гражданских и муниципальных служащих в Ростовской области за 2001–2013 годы

Составлено автором по: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики в РФ//http://www.gks.ru

 

В соответствии с требованиями федерального законодательства приняты Областные законы от 26.07.2005 № 344-ЗС «О государственной гражданской службе Ростовской области», [2] от 09.10.2007 № 786-ЗС «О муниципальной службе в Ростовской области», а также иные нормативные правовые акты Ростовской области. На муниципальном уровне регулирование осуществляется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В Ростовской области впервые в Российской Федерации создан государственный орган по управлению государственной службой — Ведомство по управлению государственной гражданской службой Ростовской области. [3] По всем должностям гражданской службы утверждены должностные регламенты, соответствующие установленным требованиям. Постоянно проводится повышение квалификации гражданских и муниципальных служащих.

В ходе проведенного анализа отметим, что опыт Ростовской области крайне позитивен, главным образом, потому что он не только декларируем, но и реализуется на практике.

Необходимый уровень профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих обеспечивается органами исполнительной власти Ростовской области за счет реализации комплекса мероприятий, направленных на внедрение новых механизмов кадровой работы. Совершенствуются методики отбора кандидатов в кадровый резерв. Обязательными стали процедуры анкетирования, тестирования, выполнения специальных конкурсных заданий. Применяются формы компьютерного тестового контроля знаний. Состав кадрового резерва формируется с учетом выявленной потребности. Замещение 24 процентов вакансий осуществляется из состава кадрового резерва, сформированного на конкурсной основе. Корректируются процедуры оценки деятельности государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности их профессиональной служебной деятельности через аттестацию и квалификационный экзамен, совершенствуются системы материальной и моральной мотивации государственных гражданских служащих.

Вместе с тем нерешенной остается проблема дефицита квалифицированных кадров, обладающих современными знаниями и навыками в области регионального управления.

Постоянно совершенствуется система подготовки кадров государственного и муниципального управления Ростовской области. Разрабатываются учебно-методические комплексы дистанционного обучения служащих по различных направлениям профессиональной деятельности, в процессе подготовки кадров активно используются и внедряются в практику ресурсы Информационно-образовательного портала подготовки кадров государственного и муниципального управления.

Реализация утвержденной 25 сентября 2013 года государственной программы Ростовской области «Региональная политика» [4] позволит внедрить на гражданской службе и в дальнейшем развивать новые принципы кадровой политики, современные информационные и управленческие технологии, повысить эффективность и результативность гражданской службы.

Таким образом, перед органами государственной власти Ростовской области стоят неотложные задачи по совершенствованию государственной гражданской службы Ростовской области, развитию кадрового потенциала в системе государственного управления.

Современные условия развития общества обуславливают необходимость применения инновационных подходов в системе управления и организации функционирования гражданской службы, эффективность которой зависит от компетентности ее кадрового состава, способного творчески решать сложные задачи социально-экономического развития региона.

В рамках реализации Областной долгосрочной целевой программы «Развитие государственной гражданской службы Ростовской области и муниципальной службы в Ростовской области (2011–2014 годы)» [5] в Ростовской области осуществлялся комплекс мероприятий, направленных на создание и совершенствование правовых, организационных, финансовых, методологических основ государственной гражданской службы, формирование высокопрофессионального кадрового состава государственных гражданских служащих области.

Сложившаяся в настоящее время на территории Ростовской области система управления государственной гражданской службой обеспечивает необходимый уровень кадрового состава государственных гражданских служащих, исполнение областными органами исполнительной власти полномочий, возложенных на них. Заложены правовые основы, организационные и экономические принципы ее функционирования. Реализован комплекс мероприятий, направленных на внедрение мер противодействия коррупции на государственной гражданской службе. За три года реализации данной программы индекс доверия граждан к государственным гражданским служащим вырос на 22 процентных пункта и составил 46 процентов.

В целях реализации положений федерального законодательства о государственной гражданской службе в Ростовской области сформирована правовая база по вопросам государственной гражданской службы, отнесенным к компетенции субъекта Российской Федерации, приняты необходимые изменения и дополнения в правовые акты, регламентирующие деятельность государственных гражданских служащих Ростовской области.

В целях модернизации работы кадровых служб в областных органах исполнительной власти осуществляется последовательное внедрение информационной системы ПАРУС — Кадры государственной службы 8.0. В настоящее время вышеуказанный программный продукт внедрен в 20 областных органах исполнительной власти.

В процессе формирования кадрового состава государственной службы решающее значение имеет внедрение современных организационно-управленческих технологий и принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, в том числе определенных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». [6]

За период с 2006 по 2013 год в государственных органах области проведены 2345 конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы области и 1225 конкурсов на включение в кадровый резерв гражданской службы области, аттестация 3526 гражданских служащих и квалификационные экзамены 4584 гражданских служащих области. Во всех заседаниях конкурсных и аттестационных комиссий принимают участие представители Ведомства по управлению государственной гражданской службой области и независимые эксперты, приглашаемые Ведомством. Для развития общественной системы контроля за деятельностью государственных гражданских служащих и обеспечения качественной оценки профессионального уровня государственных гражданских служащих и кандидатов на замещение должностей государственной гражданской службы организована работа по привлечению независимых экспертов к работе конкурсных (аттестационных) комиссий в органах исполнительной власти Ростовской области. Сформирован банк данных независимых экспертов на 120 независимых экспертов, обеспечена работа по заключению с ними ежегодных договоров на оказание экспертных услуг. Для участия в заседаниях конкурсных (аттестационных) комиссий привлекаются в качестве независимых экспертов представители научных и образовательных учреждений, других организаций.

В результате исполнения вышеуказанных мероприятий в Ростовской области сформирован профессиональный кадровый состав гражданской службы. Из них 59 процентов должностей замещено женщинами, 41 процент должностей — мужчинами. Штатная укомплектованность составляет 96,4 процента.

95 процентов гражданских служащих имеют высшее профессиональное образование, из них 14,6 процента гражданских служащих имеют два и более высших образования, 2,6 процента гражданских служащих имеют среднее профессиональное образование, 6,3 процента гражданских служащих имеют послевузовское профессиональное образование, 4,8 процента гражданских служащих имеют ученую степень кандидата наук, 5 человек имеют ученую степень доктора наук.

28,3 процента гражданских служащих имеют стаж гражданской службы до 5 лет, 25 процентов гражданских служащих имеют стаж гражданской службы от 5 до 10 лет, 38,1 процента гражданских служащих имеют стаж гражданской службы от 10 до 25 лет и 8,6 процента гражданских служащих имеют стаж свыше 25 лет.

В целях реализации Распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 № 62-р [7] и во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации с 2009 года в сети Интернет действует федеральная государственная информационная система «Федеральный портал управленческих кадров».

В первом полугодии 2013 г. на Федеральном портале размещены сведения о 129 вакантных должностях гражданской службы, на замещение которых был объявлен конкурс. Получены отклики от 231 претендента, из которых 185 были приглашены для участия в конкурсных процедурах, 7 из них стали победителями конкурсов.

Одними из основных направлений работы выступили также мероприятия по формированию резерва управленческих кадров Ростовской области.

Работа с резервом осуществляется с 2008 года в соответствии с Порядком формирования резерва управленческих кадров Ростовской области, утвержденным решением Комиссии по формированию и подготовке резерва управленческих кадров Ростовской области от 27.01.2009 № 1.

С 2012 года на официальном сайте Правительства Ростовской области введен в работу Портал кадрового резерва государственной и муниципальной службы Ростовской области. В основу Портала заложена целостная модель представления информации о формировании и функционировании кадрового резерва государственной службы Ростовской области.

В 2013 году Управлением Президента Российской Федерации по внутренней политике были определены новые подходы к формированию резерва, введена Единая форма учета резерва управленческих кадров. Ростовская область в числе первых осуществила все необходимые мероприятия по данному направлению. Опыт работы Правительства Ростовской области по переходу на Единую форму учета резерва управленческих кадров был рекомендован для использования в Южном федеральном округе.

Всего с момента формирования резерва управленческих кадров (с 2009 года) из его состава назначено 179 человек, в I полугодии 2013 г. — 30 человек. Наблюдается рост числа назначений на руководящие должности из молодежи. Для сравнения: в 2009 году было назначено из кадрового резерва 10 человек в возрасте до 35 лет, а в I полугодии 2013 г. — 15 человек.

В настоящее время состав резерва управленческих кадров Ростовской области составляет 442 человека.

В 2012 году впервые был размещен государственный заказ в форме открытого конкурса на оказание услуг по повышению квалификации лиц, состоящих в резерве управленческих кадров Ростовской области. На базе Ростовского социально-экономического института состоялись курсы повышения квалификации 68 резервистов по программе «Менеджмент в органах власти». В учебную программу были включены модули по системе государственного управления, менеджменту в деятельности органов власти и информационным технологиям в управлении.

В настоящее время для участия в конкурсе на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Ростовской области и для участия в конкурсе в кадровый резерв на должности государственной гражданской службы Ростовской области соискателям необходимо подать пакет документов, предусмотренный законодательством о государственной гражданской службе. [8]

В целях совершенствования этой процедуры, в рамках работы по формированию электронного правительства и перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид, в Правительстве Ростовской области прорабатывается вопрос направления документов в электронном виде посредством сети Интернет.

Кроме того, исходя из методики и сложившейся практики проведения конкурсов, первый этап представляет собой тестирование кандидатов на знание законодательства о гражданской службе, а также на предмет выявления знаний кандидатов в профессиональной сфере.

Предлагается проводить такое тестирование через сеть Интернет в режиме он-лайн с размещением результатов для свободного доступа пользователей. На заседание конкурсных комиссий предлагается приглашать уже тех кандидатов, которые успешно прошли тестирование через сеть Интернет и показали высокие знания. При трансляции заседания конкурсной комиссии в сети Интернет в режиме он-лан, весь процесс отбора кадров и принятия кадровых решений станет прозрачным и доступным для непосредственного наблюдения всеми желающими и заинтересованными лицами.

В рамках реализации областных государственных заказов дополнительное профессиональное образование получили: в 2011 году — 620 гражданских служащих (при плане — 607), в 2012–650 гражданских служащих (при плане — 609). В 2013 году осуществляется реализация областного государственного заказа, в соответствии с которым планируется обучить 806 гражданских служащих. Осуществляется подготовка областного государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих Ростовской области на 2014 год.

С целью общей оценки уровня профессионализма госслужащих в Ростовской области в 2013 г. Ведомством по управлению государственной гражданской службой Ростовской области было проведено исследование. В Результатах прослеживается критический настрой по поводу уровня профессионализма государственных служащих в Ростовской области у респондентов — представителей населения, граждан Ростовской области: более половины из них в той или иной мере склоняется к низким значениям, тогда как более половины экспертов — к высоким (см. рис. 2.2).

Рис. 2. Оценка респондентами и экспертами уровня профессионализма государственных служащих в Ростовской области, % [9]

 

Уровень профессионализма государственных служащих можно охарактеризовать как близкий к среднему, хотя эксперты, представляющие государственную гражданскую службу, в целом считают его на уровне выше среднего. Можно также отметить, что среди всех участников исследования тех, кто придерживался по данному поводу определенно положительных и отрицательных мнений, было мало. Среди таких причин участники исследования выделили:

-          недостатки в работе по формированию профессионального кадрового состава государственных органов (33,5 % респондентов и 35,9 % экспертов);

-          привлечение кадров на государственную службу по знакомству, родству (62,2 % респондентов и 45,2 % экспертов);

-          невостребованность в государственных органах честных и принципиальных государственных служащих (27,4 % респондентов и 27,0 % экспертов);

-          низкое качество профессиональной подготовки выпускников вузов по профильным для государственной службы специальностям (27,1 % респондентов и 35,9 % экспертов);

-          низкий уровень профессионализма руководителей государственных органов (24,0 % респондентов и 24,2 % экспертов);

-          низкий уровень нравственности и духовности государственных служащих (29,2 % респондентов и 17,3 % экспертов).

Кроме того, 50 % экспертов среди причин снижения уровня профессионализма назвали также выдвижение на руководящие должности лиц не по профессиональным качествам, а по личной преданности. Таким образом, судя по совокупному мнению участников исследования, главные причины низкого уровня профессионализма государственных служащих следует искать в недостатках кадровой политики, проводимой в органах власти Ростовской области.

Подводя итог, отметим, что основные проблемы кадровой политики в системе гражданской службы следующие: акцент сделан на оценке знаний, в меньшей степени на оценке навыков; вне оценки важнейшие характеристики, которые отличают успешных служащих от неуспешных: мотивация, лидерские качества, умение работать в команде, готовность к изменениям и т. п.; слабая связь технологий между собой; значительное внимание одним технологиям и игнорирование других; слабое использование инновационных кадровых технологий.

Для решения данных проблем необходимо вырабатывать у гражданских служащих Ростовской области иное отношение к осуществляемой деятельности, отдавать приоритет этическим и духовным ценностям в процессе реализации государственной политики. Ориентация всех направлений государственной политики на гражданина-клиента, своевременное и качественное предоставление государственных услуг населению, установка на конкретные результаты деятельности, неотвратимость их внутренней и внешней оценки должны стать неотъемлемой частью современной кадровой политики в системе государственной гражданской службы Ростовской области. Например, эффективность своей служебной деятельности совсем недавно государственные служащие усматривали в исполнении исключительно канцелярских и бюрократических процедур, т. е. процедур, не связанных с реализацией интересов государства и оказанием государственных услуг гражданам.

 

Литература:

 

1.    Послание Президента РФ Федеральному Собранию 10 декабря 2003 года//Российская газета. — 2003. — 17 мая.

2.    Областной закон Ростовской области от 26.07.2005 № 344-ЗС «О государственной гражданской службе Ростовской области» (принят ЗС РО 22.07.2005) (ред. от 13.10.2014)// http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW186;n=55468

3.    Ведомство по управлению государственной гражданской службой Ростовской области// http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=91878

4.    Постановление Правительства Ростовской области от 25 сентября 2013 г. № 602 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Региональная политика»// http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi..

5.    Постановление Администрации РО от 10.08.2010 № 106 (ред. от 27.06.2013) «Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы «Развитие государственной гражданской службы Ростовской области и муниципальной службы в Ростовской области (2011–2014 годы)»//http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?base=RLAW186&n=47068&req=

6.    Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 № Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления//http://base.garant.ru/70170942/

7.    Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 № 62-р// http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=441207

8.    О внедрении элементов электронного правительства в работу с кадрами на государственной гражданской службе Ростовской области// http://www.kr61.ru/Project/lis

9.    Результаты оценки уровня профессионализма госслужащих в Ростовской области в 2013 г., проведенной Ведомством по управлению государственной гражданской службой Ростовской области//www.donload.ru

Основные термины (генерируются автоматически): Ростовская область, государственная гражданская служба, служащий, гражданская служба, государственная служба, кадровая политика, кадровый резерв, Российская Федерация, исполнительная власть, кадр.


Похожие статьи

Актуальные проблемы управления и направления развития системы социальной защиты населения в Ростовской области

Мероприятия по формированию современных внутриорганизационных кадровых технологий в системе государственной гражданской службы

Современные механизмы функционирования кадровой деятельности в органах государственного управления субъектов Российской Федерации

Состояние законности и работа органов прокуратуры Российской Федерации в сфере правовой статистики

Взаимодействие государства и гражданского общества в реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации

Исследование проблем и перспектив реформирования и развития государственной гражданской службы на региональном уровне

Актуальные проблемы правового регулирования государственной гражданской службы в органах внутренних дел

Формирование и совершенствование стратегии поддержки инновационной деятельности в регионах Республики Узбекистан

Оценка состояния кадрового ресурса органа исполнительной власти Краснодарского края

Правовые основы реализации национальной политики в Краснодарском крае

Похожие статьи

Актуальные проблемы управления и направления развития системы социальной защиты населения в Ростовской области

Мероприятия по формированию современных внутриорганизационных кадровых технологий в системе государственной гражданской службы

Современные механизмы функционирования кадровой деятельности в органах государственного управления субъектов Российской Федерации

Состояние законности и работа органов прокуратуры Российской Федерации в сфере правовой статистики

Взаимодействие государства и гражданского общества в реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации

Исследование проблем и перспектив реформирования и развития государственной гражданской службы на региональном уровне

Актуальные проблемы правового регулирования государственной гражданской службы в органах внутренних дел

Формирование и совершенствование стратегии поддержки инновационной деятельности в регионах Республики Узбекистан

Оценка состояния кадрового ресурса органа исполнительной власти Краснодарского края

Правовые основы реализации национальной политики в Краснодарском крае

Задать вопрос