Изучаем энергосбережение во имя будущего | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.

Дата публикации: 31.01.2015

Статья просмотрена: 308 раз

Библиографическое описание:

Володькина, Т. А. Изучаем энергосбережение во имя будущего / Т. А. Володькина, В. Е. Казарин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 331-333. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15270/ (дата обращения: 19.12.2024).

Идеология энергосбережения направлена на улучшение экологической обстановки в стране, мире. Академик В. И. Вернадский в своих трудах писал о том, что человек, постоянно совершенствуется, находится в постоянном поиске, т. е. развитие идет через науку, которая и подталкивает его, человека, в ноосферу. Предпосылки перехода человечества из состояния биосферы в состояние ноосферы, описанные академиком можно подвести под энергосберегающее направление:

-        расселение человечества по всей поверхности Земли и физическое уничтожение видов конкурирующих с человеком;

-        радикальное усовершенствование средств связи и создания единой информационной системы и единой системы контроля над людьми,

-        создание и разработка новых источников энергии (атомной, геотермической, «лунной», «ганглиевой»);

-        установление «равенства всех людей», причём не, только равенства перед законом, но и других его форм;

-        вовлечение «широких народных масс» в занятие наукой;

-        создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты;

-        разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать её способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения — и здесь тоже не обойтись без энергосбережения. [1]

Владимир Иванович Вернадский, замечая разрушительные последствия вмешательства человека в экосистему, верил в человеческий разум. Ученый очень многое предвидел, в том числе и то, что человек, со временем начнет изобретать то, что поможет ему, человеку вернуть долги природе, т. е. энергосбережение. [2]

Ноосфера, это разумное человеческое вмешательство в биосферные процессы под влиянием достижений науки и техники, а энергосбережение и подразумевает под собой разумное и эффективное развитие науки. [2, ст.100]

Следовательно, если мы заявляем об энергосбережение как о некоем новом научном направление, новом направлении в производстве, то следует поднять вопрос о том кто, где и как будет готовить специалистов в области энергосбережения. А так же о способах и методах пропаганды энергосберегающего образа жизни.

Формы, методы подготовки профессиональных специалистов.

Ознакомившись с проблемами развития и внедрения энергосберегающих технологий, мы пришли к выводу, что реализация цели энергосбережения, лежит в решении главной проблемы — нехватке профессиональных кадров.

Это касается как профессионалов в области энергетического менеджмента, так и техников для проведения энергообследования, а так же техников по эксплуатации, обслуживанию и ремонту энергосберегающего оборудования.

Об актуальности выбранного направления «Энергосбережение — экология — образование».

Последние восемь лет, занимаясь тематикой энергосбережения и экологии, был собран достаточный объем исследовательских данных по внедрению энергосберегающих технологий на предприятиях нашего города. Вне зависимости от вида собственности, отраслевой принадлежности организаций, вопросам энергосбережения уделяют внимание только в 15 % исследуемых организаций, еще в 10 % на предприятии имеются планы по внедрению энергосберегающих технологий, ну а специалистов по энергоменеджменту практически нет.

Мировая практика показывает, что повышение энергоэффективности достигается большей частью за счет улучшения системы энергоменеджмента. Поэтому, для решения вопросов повышения энергоэффективности на предприятиях вводится Система энергоменеджмента в соответствии с международным стандартом ISO 50001/EN 16001, а вопросами расходования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) занимаются специально обученные люди.

Считаем, что положение дел не улучшится, если не решить, главную проблему — подготовку специалистов по энергоменеджменту, энергообследованию.

И так вопрос для чего и чему же нужно обучать в направление — энергоменеджмент?

Прежде всего, для того, что бы подготовить ответственных за энергосбережение на предприятиях, организациях, специалистов для разработки энергосберегающих мероприятий как технических, так и организационных, и для подготовки такого уровня специалистов уже не достаточно просто курсов по энергосбережению. А ведь назначение ответственного за энергосбережение это самая первая мера к обеспечению эффективного энергопотребления на любом предприятии, поскольку только так можно своевременно контролировать и корректировать реализуемые мероприятия в области энергосбережения.

В указаниях к энергетическому паспорту, рекомендуется назначать, ответственным за энергосбережение, руководителей подразделений, служб, отделов или инженеров, специалистов.

Но разве каждый руководитель отдела может с легкостью возглавить такое специфичное направление как энергосбережение, достаточно ли у начальника, например крупного ТСЖ, знаний по энергосберегающим технологиям, или наоборот инженер, специалист владеет ли он в полном объеме управленческими технологиями.

Следует иметь в виду, что назначение ответственного за энергосбережение — это важная часть организационных мероприятий по энергосбережению, способствующая планомерной и качественной реализации намеченного плана. Сегодня от энергоменеджера требуются следующие знания и умения:

-        разработка стратегии энергетического менеджмента на предприятии;

-        составление таблицы потребления энергии на предприятии в целом, по подразделениям и оборудованию;

-        составление топливно-энергетического баланса предприятия;

-        определение эффективности работы потребителей энергии;

-        осуществление контроля над инвестированием в мероприятия по экономии энергии, сравнение его с другими расходами;

-        проведение внутреннего энергетического аудита;

-        знание методики оценки энергетического менеджмента на предприятии и подготовки работников в этой области.

Из представленного списка следует, что нужно тщательно продумать, как и где подготовить специалиста по энергоменеджменту, обучить его.

Следующий тип востребованного специалиста, это техники, т. е. профессионалы, которые непосредственно работают с приборами энергообследования, проводят замеры, устанавливают, эксплуатируют и ремонтируют приборы энергоучета, это специалисты, от которых зависит, будет или нет работать система энергосбережения. Сегодня быстро меняется модельный ряд приборов и оборудования, внедряются новые формы энергообследования, а соответственно требуется все больше специалистов. Специалистов высокого класса подготовленных к работе в современных реалиях, а не вчерашнего дня.

Вот мы и подошли к проблеме нехватки специалистов в выше указанной области, сегодня образовательный стандарт в системе СПО не предусматривает подготовки специалистов в этом направлении, даже как специализации.

Успешное внедрение энергосберегающих мероприятий невозможно без повышения общего уровня культуры работников в области энергосбережения. Сегодня это в основном агитационная работа среди персонала, использование информационных табличек, системы поощрения, награждения за высокие результаты в энергетическом сбережении. А следует развернуть повсеместный «энергетический ликбез».

Согласно результатам проведенного анкетирования, большинство сотрудников проанкетированных компаний, не владеют знаниями в области энергосбережения или владеют на уровне обывателя (замена ламп, энергоэффективный компьютер, холодильник).

Были опрошены: сотрудники предприятий, студенты, школьники, преподаватели колледжа, всего 245 человек.

Большинство респондентов (71 %), ответили, что не владеют достаточной информацией о средствах энергосбережения, о возможных альтернативных источниках энергии.

На вопросы связанные с проблемами экологии, 89 % опрошенных отметили, что их волнует сегодняшняя экологическая обстановка в стране, 68 % респондентов сказали, что беспокоятся за будущее своих детей, в связи с ухудшающей экологической обстановкой. А еще 91 % отметили определяющую роль человека, воздействующего на экосистему. Почти 84 % респондентов не знают о взаимосвязи между энергосбережением и экологией.

Проведя анализ данных исследований, ответы респондентов и изучив научные работы, считаем, что энергосбережение будет основным и самым эффективный способ развития современной мировой энергетики и будет плодотворно влиять на экологическую обстановку.

По результатам проведенной работы, сделаем выводы и предложения:

1)          Разработать программу подготовки специализированных кадров по энергетическому менеджменту в вузах нашего города, с перспективой открытия целого направления, специализации, со спецификой отраслевой принадлежности, развитие этого направления можно рассматривать в связи с гипотезой по определению энергосбережения как самостоятельного научного направления

2)          Осуществлять подготовку профессиональных кадров среднего звена, для проведения энергетического обследования, эксплуатации и ремонта оборудования и приборов энергоучета, в колледжах города, в рамках направления специальностей «140000 — Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника».

3)          Организовывать проведение семинаров, тренингов, акций по повышению интереса к энергосбережению в тематике «энергосбережение как проявление социальной ответственности».

4)          Осуществить разработку целостной программы по подготовки: обучение и стажировка специалистов по энергоаудиту, и подготовке педагогических кадров.

5)          Развивать заявленную тематику в рамках работы ресурсных центров.

За негативные последствия вмешательства человека в экосистему, сможет реабилитироваться только сам человек, человек — разумный, отсюда вывод, единственно-правильное решение в сложившейся ситуации — это обучение, образование во имя будущего.

«В ноосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе …. Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного» (Вернадский В. И.)

 

Литература:

 

1.      Вернадский В. И. О науке. Т.1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. — Дубна: «Феникс», 1997. — 576с. — (Часть 3. Научная мысль как планетное явление. — С. 303–538)

2.      Научная конференция, посвященная 150-летию со дня рождения академика В. И. Вернадского «Развитие идей В. И. Вернадского в современной российской науке» Сборник трудов / Володькина Т. А., СПб:,- 320с

Основные термины (генерируются автоматически): энергосбережение, область энергосбережения, предприятие, специалист, экологическая обстановка, энергетический менеджмент, ISO, главная проблема, повышение энергоэффективности, подготовка специалистов.


Задать вопрос