Инструменты развития кадровой политики в сфере здравоохранения (на примере Республики Коми) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.

Дата публикации: 28.01.2015

Статья просмотрена: 398 раз

Библиографическое описание:

Купцова, В. О. Инструменты развития кадровой политики в сфере здравоохранения (на примере Республики Коми) / В. О. Купцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 436-438. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15281/ (дата обращения: 18.12.2024).

Отсутствие квалифицированных кадров является существенной проблемой Республики Коми на сегодняшний день. Вследствие оттока населения и из-за несогласованности рынка труда и образовательных учреждений многие молодые специалисты не востребованы в собственной республике и остаются долго безработными после окончания института [1]. Наиболее напряженная ситуация с квалифицированными кадрами обстоит в отрасли здравоохранения. К 2014 году количество врачей сократилось на 155 человек и составило 3 434 человек, а средний медицинский персонал сократился на 653 человека и составил 10 810 человек [2]. Также наблюдается старение персонала, из диаграммы, представленной ниже видно, что 1/3 часть медицинского персонала — это люди пенсионного и предпенсионного возраста, которые в любой момент могут покинуть свои должности (рис. 1).

Рис. 1. Возрастной уровень персонала сферы здравоохранения

 

Если решений в этой области не будет, то угроза отсутствия достаточного количества персонала в сфере здравоохранения достигнет критических показателей уже через 3–5 лет, когда порядка 20 % сотрудников покинут рабочие места в силу своего возраста. По статистике медицинских институтов, количество желающих учиться по данному направлению очень мало, а доучившихся до хирургов, например, составляет 1 % [3]. При этом, даже если какой-то процент студентов выучится на врачей, то нет никакой гарантии, что они останутся работать в Коми по специальности. Тенденция последних лет среди квалифицированных медицинских кадров показывает, что все большую популярность приобретает такая модель как обучение у себя на родине и затем миграция в другие регионы или близлежащие европейские страны в поисках высокооплачиваемой работы (рис. 2).

Рис. 2. Миграция населения Республики Коми

 

Исходя из диаграммы представленной выше, можно увидеть, что миграция происходит не только в другие районы или страны, но и в самой республике происходит заметное движение населения. 40 % миграции населения осуществляется в пределах региона. В основном, это миграция из северных районов республики в южные. Медсестры и врачи стремятся перебраться из северных сел и районов республики в города, сконцентрированные на юге, чтобы получить более высокооплачиваемую работу в щадящих погодных условиях.

Одним из способов сократить отток медицинских кадров из республики и привлечь их к работе является предоставление работникам сферы здравоохранения различных экономических стимулов. В связи с тем, что большинство персонала недовольно своим материальным положением, эффект от введения денежного поощрения в виде ежегодных выплат, а также предоставления наиболее успешным и квалифицированным кадрам жилья, поспособствует привлечению специалистов к работе в этой отрасли и к их большему усердию.

Организовать эту процедуру можно с помощью совета, который выделял бы ежегодно группу медицинских работников, достойных поощрения. Таким образом, выбранным работникам выплачивались бы премии, а некоторым из них, которые нуждаются в жилье и при этом соответствуют определенным требованиям, таким как, стаж в бюджетной сфере не менее 15 лет или проживающих в непригодных условиях, выделялась бы жилплощадь на определенных условиях. Организация жилищного фонда для медицинских работников возможна благодаря проектам государственно-частного партнерства [4].

Вовлечение инвестора в постройку социального жилья, сократило бы федеральные и региональные расходы, а также заинтересовало бы инвестора выгодными условиями кредитования и конечно высоким уровнем надежности при вложении средств. Если обратиться по аналогии к проекту под названием «Жилье работникам бюджетной сферы» в Санкт-Петербурге, то можно увидеть, что за 6 лет было предоставлено 2 936 квартир по разным условиям для сохранения квалифицированных кадров в бюджетной сфере. Эффект от реализации такого проекта стимулирует порядка 40 % специалистов, работать в сфере здравоохранения для получения такого вознаграждения как жилплощадь. Такие способы стимулирования позволят жителям оставаться в республике и работать в области здравоохранения, но смогут привлечь квалифицированные кадры из других регионов.

Благодаря таким бонусам, поддерживающим материальное положение врачей, специалисты будут охотнее работать в своем регионе в сфере здравоохранения. Учитывая, что люди не идут работать в медицину из-за материального вопроса, то такие способы агитации заставят, как минимум 30 % студентов стремиться учиться и затем работать в сфере здравоохранения.

В республике присутствует несогласованность сигналов рынка труда и направлений обучения в образовательных учреждениях, из-за чего многие молодые люди выбирают себе профессии, которые не востребованы в регионе. Если такая тенденция сохранится, то безработица в Коми увеличится с 31 000 человек в 2012 до 35 000 человек в 2017, так как от общего количества безработных, порядка 20 % составляют молодые люди в возрасте от 23 до 27 лет, которые только закончили институты или после окончания учебы не смогли найти работу в течении нескольких лет.

Для осуществления мониторинга текущей ситуации в кадрах отрасли необходимо вести статистику востребованных специальностей в регионе и предпринимать меры направленной агитации в образовательных учреждениях именно по этим направлениям. Для привлечения молодых специалистов в сферу здравоохранения, необходимо проводить агитацию, организовав группы врачей, приглашать их в институты и школы для проведения лекции и рассказа о своей деятельности, для того, что бы привлечь учеников.

Также на сайтах институтов необходимо указывать наиболее востребованные специальности на рынке труда, для того что бы абитуриенты могли понять, что их может ждать после окончания института, с какими специальностями они не останутся без работы. А после окончания медицинских вузов, молодых специалистов нужно стимулировать различными бонусами, чтобы они оставались в республике и работали в области здравоохранения. Приведем пример такой статистической таблицы, которую каждое образовательное учреждение сможет разместить на своем сайте (рис. 3).

Рис. 3. Статистика самых востребованных специальностей в Республике Коми на 2013 год

 

Создание и размещение такой статистической таблицы не потребует много средств или времени для работников институтов, зато поможет заполнить отрасли, нуждающиеся в квалифицированных кадрах и сократить безработицу среди молодых специалистов, которые оказываются не востребованными в своем регионе. Такая политика поможет увеличить желающих учиться и работать в сфере здравоохранения, и приостановит отток молодых врачей в другие регионы и страны.

 

Литература:

 

1.                  Государственный доклад о состоянии здоровья населения Республики Коми в 2011 году // Министерство здравоохранения РК. — 2011 [Электронный ресурс]: http://minzdrav.rkomi.ru/content/6625/ %D0 %93 % D0 %BE %D1 %81 %D0 %B4 %D0 %BE %D0 %BA %D0 %BB %D0 %B0 %D0 %B4 %202011.pdf

2.                  Корчак Е. А. Европейский север России: проблемы современного состояния региональных рынков труда // Научно-издательский центр «Социосфера». –2012 [Электронный ресурс]: http://sociosphera.com/publication/conference/2012/126/evropejskij_sever_rossii_problemy_sovremennogo_sostoyaniya_regionalnyh_rynkov_truda/

3.                  Попова Л. А. Демографический потенциал экономического развития Республики Коми // Справочный портал. –2010 [Электронный ресурс]: http://psibook.com/religion/demograficheskiy-potentsial-ekonomicheskogo-razvitiya-respubliki-komi.html

4.                  Мамедова Н. А. Реформа отрасли жилищно-коммунального хозяйства — приоритет номер один в современной государственной политике Российской Федерации. Материалы VI международного научно-практического форума «Инновационное развитие российской экономики», 09–13 декабря 2013 г. / Издательство: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (Москва). — М: МЭСИ, 2013. — 143 с. — С. 257–260.

Основные термины (генерируются автоматически): сфера здравоохранения, бюджетная сфера, высокооплачиваемая работа, кадр, Коми, медицинский персонал, молодая, область здравоохранения, окончание института, статистическая таблица.


Похожие статьи

Анализ проблем инновационного управления в муниципальном образовании (на примере Московской области)

Ресурсное обеспечение инновационной экономики в регионе (на примере Республики Башкортостан)

Технологические изменения в государственном управлении и качество предоставления электронных услуг в регионе (на примере Республики Башкортостан)

Проблемы и перспективы реализации инвестиционных проектов (на примере Архангельской области)

Совершенствование управления сферой здравоохранения региона (на примере Республики Башкортостан)

Развитие налоговой системы России в условиях формирования инновационной модели экономического развития (на примере Республики Мордовия)

Анализ структуры регионального рынка медицинской техники (на примере Республики Татарстан)

Проблемы реализации полномочий муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере муниципального образования г. Екатеринбурга)

Разработка организационно-экономического механизма функционирования регионального банковского кластера (на примере Алтайского края)

Проблемы сферы культуры и искусства в экономике муниципального сектора (на примере города Набережные Челны)

Похожие статьи

Анализ проблем инновационного управления в муниципальном образовании (на примере Московской области)

Ресурсное обеспечение инновационной экономики в регионе (на примере Республики Башкортостан)

Технологические изменения в государственном управлении и качество предоставления электронных услуг в регионе (на примере Республики Башкортостан)

Проблемы и перспективы реализации инвестиционных проектов (на примере Архангельской области)

Совершенствование управления сферой здравоохранения региона (на примере Республики Башкортостан)

Развитие налоговой системы России в условиях формирования инновационной модели экономического развития (на примере Республики Мордовия)

Анализ структуры регионального рынка медицинской техники (на примере Республики Татарстан)

Проблемы реализации полномочий муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере муниципального образования г. Екатеринбурга)

Разработка организационно-экономического механизма функционирования регионального банковского кластера (на примере Алтайского края)

Проблемы сферы культуры и искусства в экономике муниципального сектора (на примере города Набережные Челны)

Задать вопрос