Коммерческие банки — универсальное кредитное учреждение, создаваемое для привлечения и размещения денежных средств на условиях возвратности и платности, а также для осуществления многих других банковских операций.
Коммерческие банки для обеспечения своей коммерческой и хозяйственной деятельности должны располагать определенными денежными средствами, которые отражены в пассивах, другими словами ресурсная база банка.
Ресурсы коммерческих банков — это операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы в целях получения необходимого дохода и обеспечения своей ликвидности.
Банк постоянно проводит самые разнообразные финансовые действия, именуемые его операциями (сделками). Каждая такая операция — это определенные профессиональные действия работников банка. Вся совокупность таких операций (соответствующих действий работников) в первом приближении делится на две крупные группы — пассивные и активные операции. В основе деления банковских операций на пассивные и активные лежит их влияние на формирование и размещение банковских ресурсов
В настоящее время коммерческие банки придают большое значение управлению пассивами, так как они влияют на объем доходных операций банка и играют определяющую роль по сравнению с активами.
Пассивы банка — совокупность средств, учитываемых на пассивных счетах баланса банка и характеризующая источники банковских ресурсов [1, с. 20].
Пассивные операции — это операции по формированию банковских ресурсов. Они имеют большое значение для каждого коммерческого банка [1, с. 20].
Во — первых, ресурсная база во многом определяет возможности и масштабы активных операций, обеспечивающих в свою очередь получение доходов банка.
Во — вторых, стабильность банковских ресурсов, их величина и структура служат важнейшими факторами надежности банка.
Также возможно отметить важную народно — хозяйственную и социальную роль пассивных операций банков. Мобилизация с их помощью временно свободных средств предприятий и населения позволяет банковской системе удовлетворить потребности экономики в основном и оборотном капитале, трансформировать сбережения в производственные инвестиции, предоставить потребительские ссуды населению.
Существуют 4 формы пассивных операций коммерческого банка:
а) первичная эмиссия ценных бумаг;
б) отчисления от прибыли банка на формирование или увеличение фондов;
в) кредиты и займы, полученные от других юридических лиц;
г) депозитные операции [2, с. 134].
Пассивные операции позволяют привлекать в банки денежные средства, уже находящиеся в обороте. С помощью первых двух форм пассивных операций (а, б) создается первая крупная группа кредитных ресурсов — собственные ресурсы. Следующие две группы (в, г) пассивных операций создают вторую крупную группу ресурсов — заемные, или привлеченные, кредитные ресурсы.
Значение собственных средств банка, прежде всего, заключается в поддержании устойчивости. На начальном этапе создания банка именно собственные средства покрывают первоочередные расходы (земля, здания, оборудование, заработная плата), без которых банк не может начать свою деятельность.
Важное место отводится собственному капиталу. Структура собственного капитала банка состоит из двух уровней: основного (базового) капитала, представляющий капитал первого уровня, и дополнительного капитала, или капитала второго уровня.
Собственный капитал коммерческих банков делится на основной и дополнительный. Основной капитал банка — это денежные средства, которые обеспечивают его финансовую основу. Он состоит из уставного, резервного фондов, фондов экономического стимулирования и других фондов, которые создаются за счет прибыли [3, с. 28].
Дополнительный капитал — это денежные средства, которые дополняют общий собственный капитал. Он формируется из неиспользованных резервов, которые предназначаются для страхования активных операций коммерческих банков и нераспределенной прибыли; нераскрытые резервы (такие резервы не отображаются в опубликованном балансе банка); резервы переоценки; гибридные (долг/капитал) капитальные инструменты; субординированный долг [3. с. 34].
В общей сумме банковских ресурсов привлеченные средства занимают преобладающее место. Их доля в различных банках колеблется от 75 % и выше.
В мировой банковской практике все привлеченные ресурсы по способу их аккумуляции группируются следующим образом:
- депозитные;
- недепозитные [4. с. 77].
Основная часть привлеченных ресурсов коммерческого банка — от 80 до 90 % — составляют депозиты, т. е. денежные средства, внесенные в банк его клиентами, физическими и юридическими лицами.
Депозитные средства — денежные средства, внесенные в банк его клиентами на определенные счета и используемые в соответствии с режимом счета и действующим законодательством [4, с. 79].
По экономическому содержанию депозиты принято подразделять на 3 группы:
- срочные депозиты;
- депозиты до востребования;
- сберегательные вклады населения [4, с. 81].
Коммерческие банки в условиях конкурентной борьбы на рынке кредитных ресурсов должны постоянно заботиться как о количественном, так и качественном улучшении своих депозитов. Они используют в свою очередь разные методы (процентную ставку, различные услуги и льготы вкладчикам). Все банки соблюдают основополагающие принципы организации депозитных операций.
Недепозитные средства — это привлеченные средства, которые приобретаются на рынке на конкурсной основе, и инициатива их привлечения принадлежит банку [4, с. 121].
К недепозитным источникам относятся:
- получение займов на межбанковском рынке от других кредитных организаций;
- получение кредитов у Центрального банка (различные виды кредитов ЦБ: расчетный, овернайт, ломбардный, операции репо);
- выпуск собственных облигаций и векселей коммерческим банком [4, с. 123].
Российские банки из этих источников в основном используют межбанковские кредиты и кредиты Центрального банка Российской Федерации. На рынке межбанковских кредитов продаются и покупаются средства находящиеся на корреспондентских счетах в ЦБ РФ.
Межбанковские кредиты — кредиты, предоставляемые банками друг другу на условиях срочности, платности, возвратности. Цели привлечения межбанковских кредитов: расширение активных операций коммерческого банка, поддержание и регулирование текущей ликвидности [5, с. 157]. Привлечение (размещение) ресурсов осуществляется банками самостоятельно — путем переговоров друг с другом или через посредника, которым может быть другой банк, финансовая компания, фондовая биржа и т. д.
При нехватке средств для кредитования клиентов и выполнения обязательств кредитные организации также вправе обращаться в Центральный банк за получением кредита. Центральный банк является для них кредитором последней инстанции.
В большинстве случаев российские коммерческие банки привлекают в свой оборот для пополнения ресурсов кредиты для поддержания ликвидности и обеспечения платежеспособности. Сумма кредита перечисляется Центральным банком на корреспондентские счета банков — заемщиков. Погашение обязательств осуществляется на основании платежных поручений банков — заемщиков о перечислении суммы кредита и причитающихся процентов на отдельный счет Центрального банка. Возможно досрочное погашение обязательств после предварительного уведомления об этом Центрального банка в порядке, предусмотренном договором.
Облигации коммерческих банков — ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа между владельцем облигаций (кредитором) и банком (заемщиком) и приносящие владельцу доход. Эмиссия банковских облигаций осуществляется на основании специального проспекта эмиссии, публикуемого в печати и зарегистрированного в Центральном банке. Эмиссия облигаций разрешается банкам, только после полной оплаты ими уставного капитала [5, с. 171].
Финансово — экономический анализ имеет наибольшие результаты для пользователей только в том случае, когда он проводится в комплексе, то есть затрагивает все стороны деятельности банка.
Комплексный финансовый анализ в банковской сфере — это совокупность методологических положений, методических приемов, процедур и способов познания деятельности коммерческого банка, основанного на принципах системности, многосторонности, многофакторности, согласованности.
Комплексный анализ в банке должен содержать анализ следующих объектов:
1) анализ макроэкономических условий функционирования коммерческого банка;
2) предварительный обзор результатов финансово — хозяйственной деятельности;
3) анализ и оценка соблюдения нормативных требований законодательства;
4) анализ себестоимости банковских ресурсов;
5) анализ использования финансовых ресурсов:
6) анализ собственных средств банка;
7) анализ обязательств;
8) анализ структуры и качества активов:
9) анализ доходов и расходов;
10) анализ прибыли;
11) анализ рентабельности;
12) анализ платежеспособности и ликвидности;
13) комплексная оценка финансового положения банка;
14) оценка инвестиционной привлекательности банка:
15) оценка капиталообразования;
16) оценка дивидендной политики;
17) оценка рыночной стоимости банка [6, с. 230].
В анализе пассивов банка применяется методика вертикального и горизонтального анализа.
Сущность горизонтального анализа заключается в расчете сумм отклонений произошедших на статьях баланса, отчета о финансовых результатах и отчета о движении денежных средств в сравнении с предыдущими периодами [6, с. 241]. В основном берется годовые изменения, для исключения влияния сезонных и других периодических факторов. Расчет отклонений уместно проводить как абсолютных, так и относительных. Таким образом, можно проследить отклонения в динамике.
Вертикальный анализ является более сложным инструментом, который позволяет выявить структурные изменения, которые происходят в активах и пассивах банка [6, с. 241]. Проведение вертикального анализа заключается в расчете отдельных статей в общем объеме активов и пассивов баланса.
Пассивы коммерческого банка есть обобщающее понятие, которое включает все источники получения ресурсов банком, получить же денежные ресурсы банк может как из собственных источников, так и от своих клиентов. Таким образом, анализ пассивов коммерческого банка следует начинать с группировки ресурсов на собственные средства и привлеченные средства. Группировка необходима потому, что ресурсы, получаемые коммерческим банком из разных источников, выполняют разные функции, следовательно, их оценка и анализ будут различными.
Анализ пассива баланса коммерческого банка вскрывает основные источники средств банка:
- собственные средства банка;
- депозиты и их характер;
- текущие счета или срочные вклады [6, с. 245].
Анализ пассива банка следует начинать с анализа структуры собственного капитала. Данный показатель значим, так как не всегда увеличение абсолютного значения собственного капитала позволяет достоверно судить о повышении надежности исследуемого банка. Коммерческие банки наращивают привлеченные средства более высокими темпами, что в свою очередь снижает вес собственного капитала в пассивах. Чем выше значение коэффициента доли собственного капитала в пассивах, тем надежнее и устойчивее работает банк.
Для успешного функционирования коммерческий банк как субъект финансовой системы должен планировать и регулировать отношения, связанные с формированием и использованием денежных ресурсов. Используя данные методологические основы, можно оценить текущее состояние не только отдельно взятого банка, но и ресурсной базы в банковской системе в целом.
Таким образом, с помощью пассивных операций банки формируют свои ресурсы. Традиционно качество пассивов коммерческого банка характеризуется стабильностью ресурсной базы, стоимостью привлечения ресурсов, чувствительности пассивов банка к изменению процентных ставок. Процесс управления пассивами коммерческого банка предполагает их эффективное использование в соответствии с возможностями формирования ресурсной базы. Диалектика этих процессов разрешается при помощи нахождения «золотой середины» между привлечением и использованием ресурсов.
Литература:
1. Батракова, Л. Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка / Л. Г. Батракова,. — М,: КНОРУС, 2012. — 364 с.
2. Герасимова, Е. Б. Банковские операции: учеб. пособие. / Е. Б. Герасимова, И. Р. Унанян, Л. С. Тишина. — М.: ФОРУМ, 2013–272 с.
3. Гиляровской, Л. Т. Комплексный анализ финансово-экономических результатов деятельности банка и его филиалов / Л. Т. Гиляровской. — СПб.: Питер, 2012. — 590 с.
4. Лаврушин, О. И. Управление деятельностью коммерческого банка / О. И. Лаврушин. — М.: Финансы и статистика, 2011. — 320 с.
5. Овсейко С. В. Международные банковские операции: конспект лекций для студентов магистратуры / С. В. Овсейко. — Минск: БГУ, 2011. — 307 с.
6. Романовский, М. В. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник для студ. вузов / М. В. Романовский. -М.: Юрайт, 2013.-544с.