В настоящее время проблема суицида среди детей и подростков является одной из наиболее актуальных социальных проблем в России. Одной из главнейших причин распространения суицида, является сложная и противоречивая обстановка в стране. Во время неожиданных экономических спадов и подъемов старые социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, что способствует росту девиаций, в том числе и самоубийств.
Интерес к проблеме самоубийства на протяжении истории неуклонно возрастал. Автором первого социологического исследования феномена самоубийства и основателем суицидологии был французский социолог Эмиль Дюркгейм.
Суицид — формы психической и поведенческой активности, имеющей целью добровольное самоуничтожение.
Выделяют следующие формы суицидального поведения:
Демонстративный суицид — это изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение. Все действия направлены на привлечение внимания, возобновление интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие, уход от наказания за совершение тяжелого проступка, возмездие за обиду, несправедливость, когда окружающие отомстят обидчику: дома — родным, в компании сверстников — кому-то из них, в общественном месте — обществу в целом, властям.
Аффективный суицид совершается на высоте аффекта (очень сильного эмоционального переживания). Суицид во время аффекта может носить черты спектакля, но может быть и серьезным намерением, хотя и мимолетным. Длительность аффекта определяет возможность совершения суицида.
Истинный суицид — обдуманное поведение, направленное на реализацию самоубийства, иногда долго вынашиваемое. Подросток заботится об эффективности действия и отсутствии помех при их совершении. Подросток «вдруг» начинает раздаривать очень дорогие сердцу предметы, «завершает» дела. В оставленных записках звучит мотив собственной вины, самобичевания, забота о близких, которые не должны чувствовать причастности к совершенному действию.
Как правило, подростки, которые совершают попытку покончить с собой, психически больными не являются и представляют опасность исключительно для самих себя. Большей частью они находятся в состоянии острого эмоционального конфликта, от чего в течение короткого промежутка времени думают о самоубийстве. Лишь у очень небольшого числа молодых людей наблюдаются серьезные химические и физические нарушения мозговой деятельности, в связи, с чем их поступки и ощущения могут в течение долгого времени отличаться неадекватностью.
Среди детей и подростков нужно проводить профилактику по данной проблеме. Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий у подростков важную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния — необходимо сразу же, немедленно, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния по средствам общения и совместного времяпрепровождения.
Основным звеном в деле предотвращения самоубийств является анонимная телефонная служба («телефон доверия»), которая была основана в 1953 г. в Лондоне священником Чад Вара и стала быстро распространяться во всех государствах Европы и Америки. Цель телефонной службы — стремление предложить любому человеку, находящемуся в кризисной ситуации и помышляющему о самоубийстве, телефонный контакт с сотрудником, готовым выслушать его как друг, способным помочь абоненту преодолеть кризисную ситуацию, с которой он столкнулся. Среди принципов службы особое место занимает доверительность, абсолютная секретность, запрет требовать вознаграждения за услуги и запрет оказания любого давления. Принципы работников служб — «не судить, не критиковать и даже не удивляться», а помочь абоненту самостоятельно прийти к правильному решению. Население широко информируется о наличии «телефонов доверия», но самоубийства при этом не упоминаются, сообщается только, что оказывается «помощь в беде, безнадежности и депрессии».
В большинстве своем люди, переживающие депрессию или думающие о самоубийстве, не говорят и не хотят говорить о своих ощущениях. Они чувствуют себя ненужными. Они утратили надежду и не высказывают свои эмоции, полагая, что их переживания лягут тяжким «грузом» на плечи других. Некоторые опасаются быть осмеянными. Это можно понять, потому что говорящих о самоубийстве часто не принимают всерьез или пропускает сказанное мимо ушей.
Необходимо убедить этого человека в том, что ему есть к кому обратиться. Что родственники, друзья, психолог, несомненно, готовы выслушать его. Часто возможность выговориться облегчает душевную боль, и, хотя начать такой разговор трудно, он все-таки необходим. Также не следует поучать и указывать на все те причины, по которым человек обязан жить. Вместо этого нужно больше слушать и стараться убедить его в том, что депрессии и суицидальные тенденции излечимы.
Рассмотрев проблему суицидов, можно прийти к выводу, что это явление является крайней формой отклоняющегося поведения личности, ее социально-психологической адаптации. Совершаются самоубийства по различным мотивам и поводам, но всегда вытекают из конфликта либо внутри личности, либо личности и окружающей среды, когда индивид не может разрешить такой конфликт иным, более позитивным путем. Лучше всего было бы суметь обеспечить детям и подросткам помощь в разрешении конфликта на ранней стадии.
Литература:
1. Реана А. «Психология подростка». СПБ.: 2007г — 480с.
2. Снайдер Р. Практическая психология подростков.- М., 1995
3. Трегудер Л., Вагин Ю. Эстетика самоубийства — М., 1993.