Гармонизация художественных средств в архитектурных сооружениях, посвященных космонавтике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.

Дата публикации: 04.02.2015

Статья просмотрена: 120 раз

Библиографическое описание:

Султанова, Д. Н. Гармонизация художественных средств в архитектурных сооружениях, посвященных космонавтике / Д. Н. Султанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 933-936. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15309/ (дата обращения: 18.12.2024).

История полётов человечества в космос началась 12 апреля 1961 года с полёта Ю. А. Гагарина на одноместном космическом корабле «Восток».

Мы думаем, что не зря корабль был назван «Восток». Весьма отрадно, что причастны к космонавтике и наши учёные и специалисты. В 1978, 1981, 1984, 1985 годы в космос отправлялся наш земляк Владимир Джанибеков, а в 1988 году, в корабле «Indevor» (США), полетел в небо космонавт Солиджан Шарипов [3, c.262] (рис.1). В связи с этим, научно-технический процесс положительно повлиял и на развитие архитектуры и искусства.

В 60-е годы в России строились архитектурные сооружения динамичного характера, так сказать, стремившиеся к небу. Например, в ансамбль Останкинского телецентра г. Москвы органично вписался монумент “Покорителям космоса” (1964), упругая, стремительно взлетающая дуга которого, отмечая главный вход в ВДНХ, хорошо корреспонируется с вертикалью башни. Останкинская башня, как и Ташкентская телебашня, символизирует достижения своего времени, времени героического завоевания Космоса, начало которому было положено советской наукой и техникой [1, c. 258]. В том числе и на родине К.Э. Циолковского, в городе Калуге, открылся государственный музей имени К. Э. Циолковского (1967г., архитекторы Б. Бархин, Е. Киреев, Н. Орлова, скульптор А.Файдыш). Здесь можно познакомиться с предысторией изучения космоса и с первыми шагами по пути его освоения. Здание музея небольшого размера, гордо возносится над высоким откосом близ парка с могилой учёного К.Э. Циолковского. Отсюда открывается вид на живописную долину речки Яченки у впадения её в Оку, обширные калужские леса и поля. Романтический образ музея слагается из двухэтажного объёма, прорезанного параболоидом вращения — небольшим планетарием(Рис.2). Будто нацелённая в небо ракета поднимается здесь, в этом удивительном уголке природы. Сознание, что рядом жил и трудился учёный, что здесь он размышлял над проблемами освоения космоса, усиливает мемориальное значение здания. Выразительные его интерьеры с мозаичным панно и экспонатами, среди которых выделяются первые космические летательные аппараты. Такие же планетарии-обсерватории построены и во многих других городах, например, в Москве, Армении, в Крыму, и в Самарканде. Космонавтика и астрономия взаимосвязаны. В здании Планетария в Москве (арх. М.Барщ, М.Синявский, 1927–29), возвышающийся над круглым залом тонкостенный купол имеет снаружи красивый шлемовидный абрис. Пластичная форма купола нашла отзвук в деталях: интересна винтовая лестница с ярким контрастом массивного архитектурно-художественного верха и прозрачного низа (рис.3).

26 марта 2006 года, в день, когда произошло очередное затмение, в Самаркандском университете был запущен телескоп знаменитой фирмы «Грабб Парсонс». Эта обсерватория находился на горе Майданак близ Самарканда. С этого дня в истории СамГУ началась новая эпоха — он стал первым не только в Узбекистане, но и во всей Центральной Азии вузом, имеющим собственную астрономическую обсерваторию [2, стр.94]. А 2009 год был назван международным годом астрономии. Наши исследователи открыли 7 новых звезд, которые были названы «Самарканд» и «Майданак» и т. п.

Особенно можно отметить оригинальность архитектурного решения станции метро Космонавтов в Ташкенте и памятник космонавтам у входа в метро. В заключение можно сказать, что в освещении темы Космонавтики были применены почти все виды изобразительных и художественных средств (архитектура — наземная и подземная, монументальная скульптура, малые архитектурные формы, мозаика, чеканка, сграффито, монументальная и станковая живопись, плакат и т. п.) (рис. 4, 5).

 

Рис. 1. Памятник космонавтам.на станции метро Космонавтов. г. Ташкент.

 

Рис. 2. Музей Циолковского в г. Калуге.

 

Рис.3. Павильон ВДНХ СССР на выставке в г. Париж

 

Рис. 4. Вселенная. Мозаика г. Самарканд

 

Рис 5

а) Монумент 1-космонавту Юрию Гагарину в Самарканде. г. Самарканд, проспект Гагарина.

б) «Станция Космонавтов» Ташкентского метрополитена.

 

Литература:

 

1.                 Балдин В.И., Белоусов В. Н. Архитектура СССР 1917–1987 М. Стройиздат 1987.

2.                 Эгамбердиев Ш. Наука и жизнь Узбекистана Ташкент 3–4 2007 стр. 94.

3.                 Детская энциклопедия. Т.:2002, стр.262.

4.                 Гуляницкий Н. Ф. История архитектуры. Том 1 М.:1984, стр. 270.

5.                 Джанибеков В. Юный художник. М.1987,;№ 4, стр.

 

Основные термины (генерируются автоматически): самарканд, Москва, Гагарин, ташкент.


Похожие статьи

Гармонизация отношений между родителями и детьми с помощью художественной деятельности

Использование народного искусства в интеллектуально-эстетическом воспитании детей

Орнаментальная композиция как способ получения различного визуального восприятия моделей одежды

Использование народных художественных промыслов России в художественно-эстетическом воспитании дошкольников

Способы экспликации измененного состояния сознания в художественном произведении

Графические клаузуры, как способ развития творческих способностей учащихся

Совершенствование процесса проектирования одежды на основе компьютерных технологий

Поэтапное включение учащихся в различные виды творческой деятельности на уроках музыки

Автоматизация проектирования гидравлических домкратов в условиях малых инновационных предприятий

Специфика формирования художественного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Гармонизация отношений между родителями и детьми с помощью художественной деятельности

Использование народного искусства в интеллектуально-эстетическом воспитании детей

Орнаментальная композиция как способ получения различного визуального восприятия моделей одежды

Использование народных художественных промыслов России в художественно-эстетическом воспитании дошкольников

Способы экспликации измененного состояния сознания в художественном произведении

Графические клаузуры, как способ развития творческих способностей учащихся

Совершенствование процесса проектирования одежды на основе компьютерных технологий

Поэтапное включение учащихся в различные виды творческой деятельности на уроках музыки

Автоматизация проектирования гидравлических домкратов в условиях малых инновационных предприятий

Специфика формирования художественного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос