In this article discusses the problem of the organization of research work of the future teachers of music in the period of pedagogical practices.
Современный учитель музыки должен выработать личностно-творческую позицию в оценке выдвигаемых в теории и практике школьного образования новых идей и подходов, чтобы со временем приобрести опыт педагогического мастерства, «почувствовать в себе исследователя проблем, решенных педагогической наукой, но каждый раз открывающихся перед ним по-новому, как только он становится посредником между теорией и практикой» [1]. Органической частью учебно-воспитательного процесса, обеспечивающей соединение теоретической подготовки будущих учителей музыки с их практической деятельностью является педагогическая практика в школе. В содержание педагогической практики студентов музыкально-педагогических факультетов входит включение их в такие виды деятельности как: учебная, методическая, воспитательная, диагностическая, организаторская, коммуникативная, исследовательская.
Деятельность студентов и руководителя практики заключаются в следующем: закрепление студента за определенным классом; планирование и проведение уроков музыки в данном классе; составление индивидуального плана воспитательной работы с классом; организация и проведение внеклассных мероприятий в данном классе. В качестве отчетной документации студенты предоставляют анализ уроков музыки с учетом его воспитательных возможностей, дневник, письменный анализ воспитательных мероприятий и отчет, предполагающий описание и анализ полученного в ходе практики собственного педагогического опыта.
Основные положения проведения педагогической практики освещены в соответствующих программах. Между тем, в них уделяется недостаточное внимание проведению студентами экспериментальных исследований по проблемам современной школы, по теме курсовой или дипломной работы, выполнению ими заданий по спецкурсам, изучению опыта работы учителя-мастера.
Проведенные нами специальные наблюдения за работой студентов в период педагогической практики в школе и на занятиях по методике музыкального образования позволяют констатировать, что основная масса обучающихся не владеет навыками исследования в работе с научно-методической и музыкальной литературой, так как не умеет выявлять, обобщать передовые взгляды ученых (более 70 %). Для них значительную трудность составляет проведение педагогических экспериментов в условиях школы, как важного аспекта совершенствования их профессиональной грамотности (более 87 %). Указанные факты являются продуктом недостаточного внимания педагогов к организации научно-исследовательской работы студентов в период прохождения ими педагогической практики. В связи с этим, проблема организации научно-исследовательской работы студентов в период прохождения ими педагогической практики приобретает особую актуальность и значимость. Поиски педагогически эффективных подходов решения вышеуказанной проблемы позволили нам выделить основные принципы организации данного вида деятельности, а именно:
1. Принцип системного подхода к исследованию проблем теории и практики музыкально-педагогического образования.
2. Принцип интеграции психолого-педагогических и специальных дисциплин с позиций профессиональной направленности исследований вопросов музыкальной педагогики.
3. Принцип развития индивидуально-творческих возможностей студентов-музыкантов в исследовательской работе.
Научно-исследовательской работа студентов-музыкантов в период педагогической практики строится следующим образом:
1. Выбор исследовательского задания.
2. Составление программы исследования.
3. Проведение микроисследований по собственной программе.
4. Анализ результатов исследования.
Выбор исследовательского задания проходит на адаптационном этапе педагогической практики (знакомство с общим направлением работы школы, работой классного руководителя, учителем музыки). К концу первой недели студенты должны определиться с выбором исследовательского задания. Педагог оказывает консультативную помощь по вопросам, вызывающим у студентов затруднения. На данном этапе ценный материал для педагогических исследований может дать изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, творческих и контрольных работ, рисунков, а также результатов их участия в различных конкурсах, фестивалях, в различных видах внеурочной музыкально-творческой деятельности. Изучение студентами в период педагогической практики школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружит их некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса. Процесс изучения должен быть не пассивным, констатирующим, а активным. Именно в процессе активной учебно-воспитательной работы с учащимися возможно наиболее эффективное изучение личности и коллектива. Проведение целенаправленной работы в этом направлении помогает практически овладеть методикой изучения детского коллектива и личности школьника.
Основным критерием научно-исследовательской работы студентов в период педагогической практики является их собственно исследовательская активность и полнота выполнения собственной исследовательской программы. Показателем развития исследовательских умений студентов выступает самостоятельность, уровень исследовательской активности студента, выделение проблемы, постановка цели, выдвижение гипотезы, выбор методов исследования, обобщение результатов как степень полноты выполнения исследовательской работы.
В планировании и организации научного исследования различают несколько относительно самостоятельных, и вместе с тем, логически связанных между собой исследовательских процедур: мотивировка выбора темы исследования (обоснование); программа исследования; процедура исследования.
Программа музыкально-педагогического исследования — конкретизация исследования, представленная в единстве содержательной и процессуальной сторон. Программа включает перечень работ на весь исследовательский период. Цель разработки программы состоит в том, чтобы представить в целом весь процесс исследования как структурно-функциональную систему, направленную на достижение определенной цели. Программа музыкально-педагогического исследования, как правило, имеет два раздела: методологический и процедурный. Методологический раздел включает в себя: обоснование актуальности темы; формулировку проблемы; формулировку категориального аппарата (определение объекта, предмета исследования, целей и задач, предварительный системный анализ объекта исследования и выдвижение рабочей гипотезы). Во втором, процедурном разделе программы музыкально-педагогического исследования раскрывается стратегический план исследования, а также план и основные процедуры сбора и анализа первичных данных.
Кроме того, исследовательская программа предполагает осуществление ряда этапов:
- подготовительный (знакомство и анализ состояния школьной практики, постановка цели, формулировка ряда положений, составляющих гипотезу);
- организационный, на котором студент планирует обеспечение методов, средств, путей, с помощью которых он будет исследовать проблему и пути ее решения;
- практический — где происходит непосредственное осуществление системы мер, реализация задуманных действий, с помощью которых будет получен ожидаемый результат;
- обобщающий, на котором обрабатывается полученный результат и сопоставляется с запланированными целями.
Причем во всех этапах исследования должна прослеживаться взаимосвязь.
Третьим этапом организации научно-исследовательской работы студентов в период педагогической практики является проведение ими обязательного микроисследования по проблеме музыкального образования.
Вариантом микроисследования по произвольно выбранной теме может быть выполнение следующих заданий:
1. Первое — исследование творческих способностей школьников на уроках музыки. В рамках задания студенту необходимо разработать план-программу (цель, задачи, этапы исследования) и методику исследования.
Работа предполагает следующее: теоретическое обоснование необходимости развития творчества; выделение признаков творческой личности; анализ проявлений творчества школьников на уроках музыки и прогноз их дальнейшего развития.
2. Другое задание — разработка программы создания научно-исследовательского кружка школьников. При этом программа должна содержать: научное обоснование (цель и направленность работы сообщества); вопросы организации и планирования работы; тематику занятий; формы и методы занятий.
3. Одним из следующих заданий может выступить изучение личности школьника по готовому методу «Интервью с самим собой».
К каждому микроисследованию студенту необходимо осуществить и приложить самоанализ проведенной работы, включающий в себя: мотив выбора данного вида работы; успешность выполнения работы; основные трудности при выполнении работы; значение данного вида работы для собственного профессионального становления.
4. Определить возможности установления межпредметных связей в изучении определенной темы.
5. Выявить уровень музыкальных способностей школьников и наметить основные пути их развития.
При этом хотим отметить, что выполнение каждого из предложенных заданий требует от студента-музыканта создания собственной исследовательской программы. Данная программа должна включать в себя: цель исследования; объект и предмет исследования; задачи исследования; методологическую основу исследования; содержание работы; методику исследования; ожидаемый результат. Качество и эффективность исследования во многом зависят от степени разработанности и рациональности всего исследовательского процесса. По окончанию педагогической практики проводится микро конференция, на которой студенты докладывают результаты своих исследований. Наиболее серьезные исследования студентов могут быть оформлены в виде научной статьи.
Наряду с вышеизложенным, одной из эффективных форм работы преподавателей со студентами в период практики являются научно-практические семинары, которые позволяют в наибольшей степени использовать обучающие, развивающие и воспитывающие возможности педагогической практики, целенаправленно руководить процессом формирования исследовательских умений, развивать мышление.
Цель научно-практических семинаров — расширение, углубление и закрепление методологических знаний студентов, анализ и обобщение опыта научного исследования самих студентов. Проблемы, обсуждаемые на семинарах, представляют интерес и для учителей школ, поэтому возможно их привлечение к работе семинаров. Правильное раскрытие тем, всестороннее и глубокое обсуждение их на семинарах вызывают у студентов интерес к ним и желание продолжать работу по конкретной проблеме. Результаты этих исследований могут быть использованы в дальнейшем для подготовки дипломных проектов. Важно, чтобы эта работа выполнялась на договорных началах со школой, по «заказу» педагогического коллектива. Защиту курсовых и дипломных работ желательно предварительно проводить в школе, чтобы была объективная оценка практической значимости научной работы студента, и учителя могли бы использовать научно-практический материал в учебно-воспитательной работе с учащимися.
Литература:
1. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения в 3-х т.- М.: Педагогика, 1989. — 255с.
2. Абдуллина О. А., Загрязкина Н. Н. Педагогическая практика студентов: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.- 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1998.- 175с.