Происходящие в мире процессы глобализации неизбежно сопровождаются усилением международной и региональной экономической интеграции. Евразийская экономическая интеграция не исключение.
С 1 января начала работу новая геополитическая структура — Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Это международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе вместо упраздняемого Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).
Евразийский экономический союз в дальнейшем, по мере своего развития и углубления интеграции, а также по мере расширения и вовлечения новых стран-участниц сможет оказывать влияние на мировые экономические и политические процессы и в целом даже менять глобальную архитектуру. Такие предположения базируются на нескольких важных основаниях.
Во-первых, страны ЕАЭС вместе обладают колоссальными природными и человеческими ресурсами. Чтобы проиллюстрировать данное преимущество, назову несколько цифр. На 16,4 % земной суши, занятой странами ЕАЭС, проживает 4,4 % населения мира. На территории Евразийского региона сконцентрировано 25 % разведанных в мире базовых видов полезных ископаемых, стоимость которых оценивается в диапазоне от $30 трлн до $40 трлн. На долю региона приходится примерно 40 % мировых запасов природного газа, 25 % каменного угля, 20 % нефти, 25 % леса, 13 % пахотных земель и 11 % пресной воды.
Во-вторых, страны союза занимают уникальное трансконтинентальное географическое положение между ЕС и АТР, которое усиливает мировую конкурентоспособность ЕАЭС и позволяет создавать транспортно-логистические маршруты как регионального, так и глобального значения и таким образом аккумулировать масштабные торговые потоки между Европой и Азией. Развитие сухопутных перевозок и реализация ряда крупных международных проектов в транспортно-коммуникационной сфере позволят усилить роль и значение ЕАЭС в обеспечении мировых хозяйственных связей.
В-третьих, как известно, именно в Евразии сегодня формируется новый полюс экономической активности, который в будущем станет двигателем и источником мирового развития.
Впервые идею создания Евразийского экономического союза озвучил президент Казахстана в 1994 году. С тех пор процесс создания объединения шёл с разной степенью интенсивности.
29 мая 2014 г. в Астане по итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета президенты России, Казахстана и Белоруссии подписали Договор о ЕАЭС. 3 октября 2014 г. договор был ратифицирован Россией; 9 октября его ратифицировала верхняя палата парламента Казахстана и нижняя палата белорусского парламента.
Характеристика стран ЕАЭС (по состоянию на 2013 год)
Страны |
Население, млн. человек |
Размер реального ВВП, млрд. долларов США |
Размер ВВП на душу населения, тыс. долларов США |
Инфляция, % |
Уровень безработицы, % |
Торговый баланс, млрд. долларов США |
142.5 |
2113.0 |
14.8 |
6.8 |
5.8 |
174.0 |
|
9.6 |
69.2 |
7.2 |
19.0 |
0.0 |
-3.1 |
|
17.7 |
224.9 |
12.7 |
5.8 |
5.3 |
35.2 |
Источник — CIA World Factbook
ЕАЭС, Таможенный союз и Единое экономическое пространство открыты для присоединения других государств. В 2011 г. о намерении присоединиться к ТС и ЕЭП, а в дальнейшем — к ЕАЭС заявила Киргизия, в 2013 г. — Армения. Комплекс мер по присоединению этих стран к союзу («дорожная карта») одобрен в 2013 г. для Армении и в 2014 г. — для Киргизии [1].
В основе евразийского интеграционного проекта лежит принцип формирования единого рынка на основе четырёх свобод: свободы движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Макроэкономический эффект от интеграции России, Беларуси и Казахстана в ЕАЭС создается за счет: снижения цен на товары, благодаря уменьшению издержек перевозки сырья или экспорта готовой продукции; стимулирования «здоровой» конкуренции на общем рынке ЕАЭС за счет равного уровня экономического развития; увеличения конкуренции на общем рынке стран-членов Таможенного союза, благодаря вхождению на рынок новых стран; увеличения средней заработной платы, благодаря уменьшению издержек и повышению производительности труда; наращивания производства, благодаря увеличению спроса на товары; увеличения благосостояния народов стран ЕАЭС, благодаря снижению цен на продукты и увеличению занятости населения; повышения окупаемости новых технологий и товаров благодаря увеличенному объёму рынка.
В то же время, подписанная версия договора о создании ЕАЭС носила компромиссный характер, и потому ряд задуманных мер не был осуществлён в полном объёме. В частности, Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) и Евразийский экономический суд не получили широких полномочий для контроля над соблюдением договорённостей. Если постановления ЕЭК не выполняются, спорный вопрос рассматривает Евразийский экономический суд, решения которого носят только рекомендательный характер, а окончательно вопрос решается на уровне совета глав государств. Кроме того, актуальные вопросы по созданию единого финансового регулятора, по политике в области торговли энергоносителями, а также по проблеме существования изъятий и ограничений в торговле между участниками ЕАЭС были отложены до 2025 года или на неопределённый срок [2].
В настоящее время страны Таможенного союза и претенденты на вступление в ТС продолжают в довольно конфликтном ключе обсуждать главную конъюнктурную проблему ЕАЭС — курс рубля. Белоруссия, наиболее зависимая от торговли с РФ, вынуждена защищать национальную валюту от параллельной девальвации. Глава страны Белоруссии заявил о рисках для ЕАЭС. В Киргизии продолжаются внутриполитические дебаты о том, нужно ли форсировать присоединение к ЕАЭС. Президент Казахстана обрисовал главную текущую экономическую проблему ЕАЭС: двукратная девальвация российского рубля в текущем году делает резко более конкурентоспособными российских производителей на открытом рынке ТС. В этой ситуации страны будущего ЕАЭС стоят перед выбором между контрдевальвацией или защитой рынков — антипротекционистский смысл ЕАЭС и ранее принятые соглашения союза делают это крайне сложным. И если ранее Россия достаточно легко компенсировала, по крайней мере Белоруссии, потери бюджетными кредитами РФ и спецценами на энергоносители, то в 2015–2016 годах готовность и способность России компенсировать партнерам по ЕАЭС потери невелики. Наиболее существенные проблемы угроза слабого рубля предсказуемо вызвала в Белоруссии: они наложились на конфликт с РФ вокруг предполагаемого Россией саботажа компаниями Белоруссии режима «контрсанкций», введенных РФ в августе в ответ на санкции США, ЕС и ряда других стран.
Даже в таких непростых условиях выгоды от ЕАЭС для всех входящих в него стран очевидны.
Для Белоруссии существование вне единого экономического пространства на сегодняшний день практически невозможно, так как республике сбывать свои основные экспортные товары, такие как, например, продукция машиностроения и мясомолочного комплекса, кроме России и стран СНГ, некуда из-за их низкой конкурентоспособности. Так, доля российского рынка в белорусском экспорте составляет более 40 %, а в 2014 г. в физическом исчислении поставки продукции из Белоруссии еще более увеличились. Из-за валютного кризиса Белоруссия недосчиталась прибыли на сумму около 1 млрд. долларов. Однако это компенсируется дешевыми энергоносителями, цены на которые для белорусов практически не растут и более чем в полтора раза ниже, чем для Европы. Если же к этому добавить то, что для республики не будет пошлин на различные энергоносители, то поддержка со стороны России в рамках интеграционных договоренностей приближается к 10 млрд. долларов в год.
Похожая ситуация наблюдается и в отношении Казахстана, где за 11 месяцев 2014 г. из-за падения курса рубля товарооборот с Россией снизился на 19,7 % как в экспортном, так и в импортном направлении. Однако при этом республика впервые смогла начать экспортировать в страны Таможенного союза произведенные в стране грузовики, а снятие административных барьеров в рамках Единого экономического пространства уже позволило стране получить прибавку в валовом внутреннем продукте [3].
На сегодняшний день можно выделить еще и такие проблемы как:
- политизация проекта;
- состав административных органов создаваемого ЕАЭС;
- четкое разграничение компетенций.
Все вышеперечисленное свидетельствует об одном — несмотря на серьезные экономические проблемы, а также падение курсов национальных валют, существование ЕАЭС остается одним из наиболее реальных вариантов развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве. При этом политизация отношений в рамках экономического образования, как показал прошедший год, только мешает его развитию. Попытки использовать ЕАЭС и другие объединения в политических играх неминуемо ведут не только к проблемам в межгосударственных отношениях, но и пагубно сказываются на экономиках самих стран.
В ближайшей перспективе эффективность ЕАЭС во многом будет зависеть от того, смогут ли лидеры стран-участниц избежать ситуации, при которой экономические проблемы и разногласия по отдельным пунктам перерастут в кризис доверия. Пример отношений России и Европы показывает, что во многом именно кризис доверия, зародившийся в середине 2000-х годов, привел в итоге к полному непониманию сторон и открытой конфронтации. В случае с ЕАЭС последствия такого развития событий будут еще более тяжелыми, причем для всех его участников — ведь их экономики очень тесно связаны. Последствия от разрывов этих связей будет крайне трудно преодолеть.
На сегодняшний день потенциал для преодоления имеющихся сложностей и разногласий у стран-участниц ЕАЭС есть. Поэтому, главное препятствие, которое сегодня надо преодолеть ЕАЭС — это возможная недальновидность и принесение в жертву средне- и долгосрочных перспектив краткосрочным интересам [4].
Литература:
1. Экономика Евразийского экономического союза http://www.ereport.ru/articles/ecunions/eaeu.htm
2. Налоговая политика в рамках таможенного союза/ Наумов А. В., Морозова Г. В.//Вопросы экономических наук. 2014. № 2 (66). С. 77–80.
3. Несмотря на серьезные проблемы, ЕАЭС остается магистральным вариантом постсоветской интеграции. http://www.ritmeurasia.org/news
4. ЕАЭС:шансы против рисков. http://www.rosbalt.ru/business/2015/01/05/1354031.html