Раскрыты базовые теоретические аспекты репродуктивного поведения. Представлены результаты исследования основных детерминант репродуктивного поведения студенческой молодежи из многодетных и малодетных семей: представлений о возрасте вступления в брак и рождении первого ребенка, количестве детей в семье, поле первенца, необходимости сожительства, вероятности рождения ребенка вне брака и т. д.
Ключевые слова: репродуктивное поведение, малодетность, многодетность, возраст вступления в брак и рождения первого ребенка, пол первенца, достаточные условия для рождения ребенка, аборт, контрацепция.
The paper reveals the basic theoretical aspects of reproductive behavior. Presents the results of the research of the main determinants of reproductive behavior of the young student from large and small families: visions aboutmarriage age and birth of a first child age, number of children in a family, the genderofa first-born, the necessity for cohabitation, the probability of extramarital birth, etc.
Keywords: Reproductive behavior, small families, large families, marriage age and birth of a first child age,the genderof a first-born, sufficient conditions forthe birth of a child,abortion, contraception.
Демографическая ситуация в стране является важнейшим фактором решения ключевых социально-экономических проблем. Несмотря на наблюдаемые в последние годы положительные тенденции, низкие показатели рождаемости продолжают представлять одну из наиболее серьезных угроз национальной безопасности страны в XXI в.
Наблюдаемые сегодня показатели рождаемости ниже, чем необходимо для обеспечения простого воспроизводства населения. Сокращение количества многодетных семей, забвение семейных традиций, рост гражданских браков, повсеместная малодетность и поздние браки лишают Россию демографической перспективы [1].
В этой связи особую актуальность принимают вопросы изучения жизненных ориентаций и ценностей разных групп населения, в частности особенностей репродуктивного поведения молодежи как из многодетных, так и из ставших доминирующими малодетных семей.
Репродуктивное (проактивное, генеративное) поведение — целостная система действий, отношений и психических состояний личности, направленных на рождение или отказ от рождения ребенка любой очередности, в браке и вне брака [2]. Это вид поведения личности, который рассматривается в общем контексте ее ценностных ориентации, установок, потребностей и т. п., а также с точки зрения той социальной нормативной среды, в которой существует индивид. Репродуктивное поведение присуще не только конкретной личности, но и брачным парам, населению в целом.
Многодетный тип репродуктивного поведения предполагает полное доминирование установок на деторождение, среднедетный тип репродуктивного поведения является промежуточным и характеризуется увеличением роли абортивно-контрацептивных установок в детерминации репродуктивного поведения, в то время как малодетный– характеризуется выраженным преобладанием абортивно-контрацептивных установок [3].
Все три типа репродуктивного поведения формируются относительно самостоятельными установками и направлены на реализацию полного репродуктивного цикла — от момента принятия решения о зачатии ребенка до его рождения. Эти установки находятся под влиянием текущих условий жизнедеятельности отдельной личности, семьи, создающих условия для разной степени удовлетворения потребности в детях.
Стоит отметить, что сила воздействия одних и тех же факторов на отдельных людей, на семьи, принадлежащие к разным социальным группам, не постоянна и не одинакова. Причина кроется в субъективной оценке социально-экономических параметров жизнедеятельности.
В целях определения характерных черт репродуктивного поведения молодежи Псковского региона, представляющих малодетные и многодетные семьи, в начале 2014 гг. авторами статьи проведен опрос учащихся Псковского государственного университета. Опрошено 473 студента всех форм обучения, обучающихся по самым разным специальностям и направлениям подготовки, в возрасте от 17 до 30 лет, 3 % из которых находятся в браке и лишь 1 % имеют детей.
На вопрос «Каково на Ваш взгляд идеальное/желаемое/планируемое число детей в семье?» опрошенные ответили по разному (рис. 1).
Рис. 1. Представления опрошенных об идеальном/желаемом/планируемом числе детей в семье
При определении идеального, желаемого и планируемого числа детей в семье студенты из малодетных семей отдаю предпочтение в большей степени двум детям и в значительно меньшей — трем и более детям. Разница в предпочтениях составляет от 24,5 % до 48,1 %. Студенты из многодетных семей также отдают предпочтению двум детям в большей, а трем и более детям — в меньшей степени. Однако, разница в предпочтениях менее очевидна — от 3,5 % до 17,2 %. Очевидно, что у студентов из многодетных семей репродуктивная установка на многодетность выражена ярче.
На вопрос «Кого бы Вам хотелось иметь первенцем: мальчика или девочку?» студенты из малодетных и многодетных семей ответили практически одинаково, отдавая предпочтение рождению мальчика (рис. 2).
Рис. 2. Представления опрошенных о поле первенца
Представления студентов опрашиваемых групп об оптимальном возрасте начала половой жизни, идеальном возрасте вступления в брак и рождения первого ребенка оцениваются опрошенными для обоих полов по разному (рис. 3).
Рис. 3. Представления опрошенных об оптимальном/идеальном возрасте наступления событий, характеризующих репродуктивное поведение мужчин и женщин
По мнению всех опрошенных, женщины должны начинать половую жизнь позже, чем мужчины, а возраст вступления в брак и рождения первого ребенка для женщин должен уступать аналогичным показателям для мужчин.
Однако студенты из малодетных семей, выступают за более раннее начало половой жизни, и, одновременно, более позднее вступление в брак и рождение первого ребенка.
Среди студентов, считающих сожительство необходимым вступлению в брак, больше представителей малодетных семей. А вот среди допускающих расторжение брака по каким-либо причинам и рождение ребенка вне брака больше студентов из многодетных семей (рис. 4).
Рис. 4. Представления опрошенных о допустимости развода, рождения ребенка вне брака и необходимости сожительства
Наиболее значимыми факторами для принятия решения о рождении ребенка для опрошенных являются крепкие отношения, обеспеченность жильем и стабильность дохода. Менее значимыми факторами — беременность и законченное образование. И опрошенными студентами совершенно не принимаются во внимание такие факторы, как гарантии последующего трудоустройства, помощь от государства и качественные услуги перинатальных центров (рис. 5).
Рис. 5. Представления опрошенных о значимости ряда факторов, достаточных для принятия решения о рождении ребенка
Позиции опрошенных студентов обеих групп, в целом совпадают. Исключение составляет чуть более значимый фактор «беременность» и чуть менее значимый фактор «стабильность дохода» для студентов из многодетных семей.
Что касается размера стабильного дохода, то он, в представлении опрошенных студентов должен составлять (рис. 6):
Рис. 6. Представления о размере совокупного размера ежемесячного дохода в семье, достаточного для принятия решения о рождении ребенка
Очевидно, что представления студентов из многодетных семей, сформированные опытным путем, являются более скромными, чем представления студентов из малодетных семей, чьи представления формируются с отрывом от практики воспитания третьего и последующих детей.
Студентам также было задано несколько вопросов, раскрывающих их абортивные и контрацептивные установки.
Студенты из многодетных семей лучше относятся к запрету абортов, даже если речь идет об абортах по медицинским показаниям или в случаях изнасилований (рис. 7).
Рис. 7. Представления о запрете абортов
На вопрос «Считаете ли Вы средства контрацепции необходимым атрибутом в Вашей половой жизни?» значительная часть опрошенных обеих групп ответили утвердительно. Дали отрицательные ответы и затруднились ответить не более трети опрошенных.
Рис. 8. Представления опрошенных о наиболее эффективных средствах контрацепции
Наиболее эффективными средствами контрацепции, по мнению опрошенных, являются презервативы и противозачаточные таблетки. Все это говорит о сильной контрацептивной установке современной молодежи.
Итак, подведем итог исследования особенностей репродуктивного поведения студенческой молодежи из многодетных и малодетных семей:
1. Представления об идеальном, желаемом и ожидаемом (планируемом) числе детей в семье у студентов из многодетных и малодетных семей различны. Несмотря на доминирование в обеих опрашиваемых группах установок на двухдетность, репродуктивная установка на многодетность у студентов из многодетных семей выражена значительно ярче.
2. Отдавая предпочтение более раннему началу половой жизни и более позднее вступление в брак, студенты из малодетных семей планируют реализовать репродуктивную установку на рождение мальчика (первенца именно мужского пола хотели бы иметь 65 % опрошенных) позже, чем студенты из многодетных семей. В какой-то степени, возможно, это связано с менее скромными представлениями студентов из малодетных семей о минимальном достаточном уровне материального достатка, необходимого для принятия решения о рождении ребенка.
3. В первую очередь по мнению студентов из малодетных семей вступлению в брак и рождению первого ребенка обязательно должно предшествовать сожительство. Именно эта группа опрошенных в меньшей степени, чем студенты из многодетных семей, допускает внебрачное рождение и расторжение брака по каким-либо причинам.
4. Для студентов из многодетных семей среди факторов, определяющих принятие решения о рождении ребенка, «беременность» играет большее значение, а «стабильность дохода» — меньшее значение, чем для студентов из малодетных семей. И именно последние хуже относятся к запретам на аборты.
5. Все опрошенные имеют сильную установку, направленную на использование средств контрацепции и против использования абортов.
Конечно, базовые репродуктивные установки молодежи будут скорректированы, а, возможно, и пересмотрены в процессе брачного сожительства. Однако, учитывая тот факт, что более двух третей детей рождается именно в молодых семьях, не учитывать результаты подобных исследований при разработке научно обоснованных федеральных и региональных социальных и демографических программ, нацеленных на стимулирование рождаемости, было бы ошибочно.
Литература:
1. В. В. Бахарев, А. В. Поймалов. Репродуктивное поведение молодой семьи в регионе Журнал «Регионология», № 3, 2009
2. Демография: учебное пособие / Т. Е. Цыцарова. — Ульяновск:УлГТУ, 2009.- 100 с.
3. Демография: учебник для вузов (Серия «Новая Университетская Библиотека») /
4. Рыбаковский Л. Л., Волгин Н. А., Изд.: Логос Пресс, 2010 г. — 280 с.