Искусство 1955–1985 гг.ориентировано на пропаганду революционной политики.Тем не менее, многие художники изучали традиционное искусство, методы создания произведений, содержащих эстетическую ценность: приемы символических обобщений и др. Традиционные художественные материалы Вьетнама были успешно изучены художниками того периода.
Ключевые слова:типичные художники, живопись, лак, шелк, Вьетнам
Демократическая Республика Вьетнам была провозглашена 2 сентября 1945 г. Однако 19 декабря 1946 г. началось народное вьетнамское сопротивление против французского колониализма. В мае 1954 г. колонизаторы были повержены, Вьетнам стал независимым. Через некоторое время страну разделили на две части — юг и север. В 1956 г. США оккупировали Вьетнам. С 1956 до 1975 гг. народ Вьетнама вел борьбу с американскими захватчиками, и 30 апреля 1975 г. Вьетнам одержал победу, началось строительства социализма. В 1979 г. народ Вьетнама продолжал борьбу против китайских оккупантов в Камбодже.Страдания, вызванные войной, геноцид, бедность, болезни сопутствовали этому историческому периоду.
В связи со сложившейся ситуацией изменяются и художественные тенденции. Искусство в этот период не только провозглашает красоту, но и служит народу и стране, борющейся за освобождение и занимающейся социальным строительством. Главной темой становится реалистический стиль, отражающий жизнь трудящихся и солдат в бою. В течение этого периода основано множество художественных институтов, внесших огромный вклад в подготовку художников Вьетнама: Институт изобразительных искусств Северного Вьетнама (1950–1954), Колледж изобразительных искусств Вьетнама (1957), Колледж изобразительных искусств Нэу (1957), Колледж изобразительных искусств За Динг (1954), Колледж промышленных искусств (1965).
Социалистический реализм как основной язык творческого выражения был принят несколькими странами, главным образом, Советским Союзом. В августе 1949 г. в Северном Вьетнаме была проведена Конференция культуры и искусства. Теории социалистического реализма Советского Союза оказали сильное влияние на обучение художников Вьетнама. В этот период социалистическая идеология для молодой независимой страны становится путеводной звездой не только в искусстве, но и литературе.
Лак. Среди художников, работающих исключительно в технике лаковой живописи, стоит отметить Нгуена Зя Чй. Кроме того, многие художники использовали лак в современных творческих тенденциях: таких как кубизм, абстракционизм и т. д. Они использовали традиционные материалы, чтобы передать проблемы нашего времени, чувства людей в период войны. Лаковая живопись играла важную роль в развитии современного искусства Вьетнама.
Художник Нгуен Зя Чй (1903–1993) описывает красоту молодых женщин в саду; сцены его работ пронизаны магией. Среди них «Весенний сад», «Северный и южный весенний сад» и др. Кроме того, он работал над религиозными темами («Рождественская ночь» и др.). Художник создавал эти произведения в символическом стиле, сочетая традиционные элементы описания и передачи изображения. В работах «Три короля», «Фестиваль приветствования богов в храме До» Нгуен Зя Чй создал целую систему методов.
В «Весеннем саду» (1970) художник использовал традиционные материалы: перламутр, золото, серебро для выражения собственных идей. Работа принизана свежим воздухом, тишиной, миром; девушка плавно входит в сказочный сад; линии мягкие, игривые. В работе «Северный и южный весенний сад» (1980) автор выражает дух мирного объединения страны. Художник рисует группу молодых женщин, каждая из которых представляет различную местность. Эта картина передает идею солидарности и радости в результате победы.
В работе «Рождественская ночь» (1957) художник также использовал золото и серебро. Картина яркая, контрастная, сильная, мерцающая. Пространство условно, символично. Нгуен Зя Чй умело сочетает контрасты, вызывая у зрителя необычные эмоции. Символизм пространства вселенной черпается из мотивов традиционного искусства. Фигура человека выражается условно, передавая дух нации. В произведении «Три короля» (1960) Нгуен Зя Чи использует приемы символизма, обобщения, воплощенные с помощью техники применения яичной скорлупы. Линии черные, сильные, грубые, что передает деревенскую красоту [3, с. 11–15].
Рис. 1. Чан Ван Кан «Скоро зима» (1960), лаковая живопись
Художник Чан Ван Кан (1910–1994) успешно работал в технике социального реализма. В работе «Мальчик на красной земле» раскрывается его талант — виртуозность сочетания основы и материала. В произведении «Скоро зима» (1960) мастер успешно сочетает визуальный язык Востока и Запада. Автор обобщает структуру пространства, дети примеряют одежду, готовятся к наступающей зиме: «Осенний воздух — блестящий и желтый, природа поражает великолепием своей красоты; женщина за работой спокойна, счастливые дети находятся в ожидании» [4, с. 110]. В произведении «Мальчик на красной земле» (1964) мы видим внутренний мир героев, который заключается в эмоциональном благополучии семьи, эмоциональной связи, желании воссоединения, мечте о мире. Голубь здесь как символ мира и счастья. В центре написан ребенок как надежда на лучшее будущее. Чан Ван Кан сочетает реализм и глубокий символизм. Его работы, выполненные в технике лаковой живописи, являются яркими образцами той эпохи [4].
Рис. 2. Нгуен Ханг «Мир и дружба» (1958). Лаковая живопись
В этот период художник Нгуен Ту Нгьем (р. 1922) изучал традиционное искусство как основу успешности современного искусства. Он сочетал в своем творчестве художественные мотивы периода Донг Шон, скульптур на общинных домах и т. д. Мастер был поглощен работой, создавая форму и творя в различных структурах. Среди наиболее ярких работ «Древние танцы», «Детские игры» и др. «Художник был вдохновлен деревенскими традициями: геометрическими узорами на бронзовых барабанах Донг Шон, простотой скульптур на общинных домах Севера. Его творческая виртуозность стала языком самой живописи» [4, с. 97].
В работе «Древние танцы» (1959) он использует традиционные жизненные модели, приверженность религиозным убеждениям. В стиле кубизма прямыми линиями изображен святой. Общее пространство создает гармоничное впечатление. Учитывая характер народа Вьетнама, художник создал символ победы необычайной силы. Вернувшегося к традиционному искусству Нгуен Ту Нгьема можно назвать «первопроходцем, сочетающим традицию и современность» [4, с. 113].
Нгуен Ханг (1912–1989) изучал несколько художественных материалов, создавал арт-объекты, содержащие символическое значение в соответствии с веянием времени. Он искал новые художественные языки самовыражения в лаковой живописи. Мастер передал истинный дух в работе «Дядя Хо посетил село» (1958), создав свежий, яркий, выразительный цвет с помощью лака. В этом стиле выполнено произведение «Семья пастухов» (1962), автор передает революционный дух и жизненный оптимизм.
В работе «Мир и дружба» (1958) автор объединил восточный стиль и национальное искусство, показывая типичную красоту. Эта картина является символом устремленности вьетнамского народа. Зритель видит трех молодых женщин с различным цветом кожи: белым — представительница Европы, желтым — Азии, черным — Африки. Голуби придают движения и обладают глубоким символическим смыслом. Нгуен Ханг создавал типичные для своего времени изображения, линии играют центральную роль в структуре работы. Пространство яркое, стилизованное, что придает элегантности. Художник использовал такие материалы, как золото, серебро, создавая с их помощью эффект мерцания; контраст между светлым и темным, черным и белым передает силу эмоций. «Мир и дружба» является кульминацией идеи художника о мире того времени: свежий воздух, веселье, гармония, дружелюбие, любовь друг к другу является основным содержанием работы.
Художник Хоанг Чам (р. 1928) вырос в войну. Он создал глубокие символические изображения солдат и народа, выразил жертвенность матерей Вьетнама во время войны, которые забыли о себе ради заботы о военнослужащих. На одной из таких картин изображен раненый солдат, находящийся в подвале. Однако мать и ребенок здесь в качестве основных персонажей. Работа отражает дух солидарности между народом и армией. Свет лампы создает глубокий символический смысл — это надежда на мирное будущее, вера в доброту человечества и т. д.
Стоит отметить новые тенденции в изучении современной лаковой живописи и народного языка в искусстве. Наиболее типичный художник Чан Динь Тхо (р. 1919) создавал глубоко символичные работы. «Бамбук» (1957), «Фермеры идут в поле» (1961) передают яркость природы, узкие улочки поселка, жизнь фермеров. Мирное утро, яркое и теплое солнце, ветер — Чан Динь Тхо отражает простую реальность, сочетает условное, вызывает в памяти зрителя воспоминания о тихом мирном селе.
В его работах передана атмосфера сельской жизни. Доброжелательные люди живут в мире с природой. В работе «Бамбук» он использует традиционные для лаковой живописи цвета. Желтый бамбук колышется на ветру, в качестве фона красный лак — это яркие, живые образы. Бамбук символизирует неукротимость, дух победы, мирную вьетнамскую деревню.
В этот же период Нгуен Cанг изучал множество стилей. Обращаясь к народным картинам, он создает работы «Танец» (1985) и «Воссоединение» (1985), демонстрируя обобщенный метод отображения действительности, показывая важность пространства при создании характера. В произведении «Воссоединение» он изображает молодую женщину, которая воссоединилась с семьей, мы видим их радость, счастье и т. д. Черные контуры играют важную роль в создании национального духа. В качестве итогов отметим, что в это время искусство в основном базировалось на духовной реальности. Ряд художников, исследовав значение народного традиционного искусства, создали множество работ в технике лаковой живописи, обладающих особым содержанием и формой [6].
Шелк. Исследуя этот материал, вьетнамские художники создали множество произведений искусства. Несмотря на то, что шелк не так широко распространен, как другие материалы, его воплощение в процессе поиска методов художественного отображения показано весьма ярко. Художники используют шелк для создания своих работ чаще, чем в предыдущий период. Цвет яркий, богатый, насыщенный, сочетаются различные стили. Художественные тенденции этого этапа в основном сосредоточены на социальной реальности.
Среди успешных мастеров, работающих с шелком и ярко отражающих реальную жизнь, стоит отметить: Чан Ван Кан «Ребенок читает матери» (1954); Нгуен Фан Чан «Девушка моется», «После схватки», «Уход за ребенком» (1962, 1970), «Пейте чай» (1967); Нгуен Чонг Кием «Визит» (1958); Нгуен Ван Де «Летний полдень»; Фан Хонг «Прогулка в дождь» (1958); Нгуен Ван Чунг «Лунный свет на песке» (1976); Чан Донг Лыон «Девушки рабочей группы» (1958); Та Тхык Бин «Уборка риса» (1960); Нгуен Тхи Ханг «Вьетнамские дочери» (1963); Ву Зянг Хыонь «Рыба» (1960); Нгуен Тху «Посещение деревни» (1970), «Дождь» (1972), «Ткачество» (1977); Ким Бак «Фрукты родины» и т. д.
Новаторство заключалось в том, что они с помощью обобщенных методов, воплощенных на шелке, передавали реальную жизнь. Художники глубоко и успешно исследовали тему производительного труда. Наиболее яркие произведения этого периода принадлежат Нгуен Фан Чану: он создает в своих работах новую духовную жизнь, изображает счастливых женщин, детей, семьи в дни мира и т. д. Художник использует условные, символические, обобщенные приемы. В картине «Девушка моется» (1962) он изображает откровенные формы, которые должны преодолеть предрассудки общества. Автор описывает обнаженных девушек, рассказывает о жизни вьетнамского народа в деревне, минуя строгую концепцию политической системы того периода. Таким образом, в процессе поиска темы для воплощения на шелке был успешно реализован образ обнаженных девушек. Художник использовал материал, который был мягким, гладким, подобно телу молодой женщины. Объекты на картине выражены символически, вызывая в памяти образ спокойной деревенской жизни. Воплощая образ деревни, художником используется метод контраста света и тьмы: мастер изображает коричневый костюм, а не белое обнаженное женское тело. Чистая красота символизирует ценность человеческой жизни.
В работе «Портрет Чы Донг Ты» (1962) Нгуен Фан Чан показывает красоту женского тела на мягком шелке, демонстрируя свои глубокие исследования в искусстве. «Портрет Чы Донг Ты» выполнен на темном фоне, образ обнаженной девушки является мощным нововведением в творчестве Нгуен Фан Чана. Деревенские девушки, невинные лица детей, женщины, работающие в поле, школа и т. д. — в его произведениях это символы знакомого родного Вьетнама. Через работы Нгуен Фан Чана мы можем увидеть реальность того времени. Сочетая материал и свой особый стиль, он создавал различные эстетичные формы графики по шелку.
Рис. 3. Ву Зянг Хыонь «Кооперативная рыбалка» (1980). Шелк
Нгуен Ху (р. 1930) плодотворно работал в технике графики по шелку. Художник показывает тайные, глубокие чувства, романтические пейзажи гор, холмов Вьетнама. Он передает в своем творчестве холодный воздух гор северо-западного Вьетнама, использование цветов (фиолетовый, серый) говорит о глубокой печали. Высокие горы, огромное небо и облака, деревянные дома у подножия горы, прохладные ручьи, молодые женщины этнических меньшинств изображены очень живо [5, с. 47–49].
B работе «Желтые зерна» (1985) художник создает двухмерную структуру, предполагая пространственную глубину. Образ тайской женщины с корзиной желтой кукурузы передает атмосферу счастья, процветания. Красота его работ заключается в их простоте: человеческие образы, жизнь этнических меньшинств, природа, горы Вьетнама. Нгуен Ху внес весомый вклад в развитие современной техники графики по шелку.
Рис. 4. Ле Ван Де «В летний солнечный полдень» (1961), Шелк
Молодые добровольцы принесли в жертву свою молодость ради спасения нации, беспомощные дети, женщины забыли о себе, чтобы построить страну. Художника Ву Зянг Хыонь создала национальный образ эпохи. Его стиль реалистичен, картины по-деревенски просты и легки для понимания. Художника любит изображать теплую атмосферу семьи, молодых добровольцев, рабочих, крестьян, забывших о себе ради труда, и т. д. Наиболее типичная работа «Кооперативная рыбалка» (1980), в которой автор создал оживленную атмосферу коллективного труда рыбаков. Лодки, песчаные пляжи дополняют красоту моря. Выразительность картине придает изысканность шелка, ясность приходит через яркие цвета, которые в результате создают сильный визуальный эффект. Ву Зянг Хыонь использует искусство для жизни, для работающих людей.
В этот период художник Ле Ван Де (1906–1966) из Южного Вьетнама внес вклад в развитие техники графики по шелку, продолжая искать новые методы и стили. Он использует более яркие цвета для изображения броского пространства, сексуальные формы, контрастность для придания образам силы. Среди наиболее известных работ, заключающих в себе мягкую и элегантную эстетику Востока и новую эстетическую ценность в процессе поиска визуальных языков, — «Милосердный мастер», «В летний солнечный полдень» (1961), «Мать и дитя».
В работе «В летний солнечный полдень» (1961) автор описывает образ матери и ребенка, которые находятся в глубоком сне. Мать с сексуальным силуэтом — элегантная, благородная, ребенок обнимает ее — это и есть подлинное счастье. Благодаря используемой фактуре произведение сочетает в себе реальность и символизм; художник выражает истинную красоту жизни. Тонкими линиями написано лицо матери, ее длинные волосы струятся вниз. В летний солнечный полдень все вокруг замирает, царит мир и покой. Шторы, деревянный дом выписаны тонко, эмоционально. Работа передает глубокую эстетику через отображение жизни людей Южного Вьетнама.
На картине «Мать и дитя» (1961) автор передает наивную красоту и любовь в глазах матери и ребенка. Черные длинные волосы матери — важный контраст на изображении. Мягкими линиями, яркими цветами создается гладкое лицо матери и ребенка. Через любовь к матери и ребенку автор разработал методы работы с шелком — материи яркой, легкой и живой. Ле Ван Де способствовал новому развитию вьетнамского традиционного материала. Он стал художником-авангардистом благодаря сочетанию традиционных и современных приемов.
Подводя итог, можно сказать, что в этот период было разработано самостоятельное искусство графики на шелке [5], [6]. Система произведений, созданных в период 1955–1985 гг., отражает повседневную жизнь Вьетнама. Авторы, успешно используя лак и шелк в стиле реализма, передают дух национальной истории, период борьбы и освобождения.
Литература:
1. Во Ван Лак, Влияние французского искусства на традиционную живопись Вьетнама в период 1925–1945 гг.//Молодой ученый (№ 1 (81), январь- 1 2015 г.- С 511–515.
2. Во Ван Лак, Типичные работы авторов живопись Вьетнама в период 1925–1945 гг..//Молодой ученый (№ 2 (82), январь — 1 2015 г.- С 573–578.
3. Лыу, В. Вьетнамские искусство XX века // Художественный журнал. — 1982. — № 66 (45). — С. 11–15.
4. Нгуен, Л.Т. Б. Вьетнамское современное искусство / Л.Т. Б. Нгуен, Н. Х. Буи, Т. Фам, В. Ч. Нгуен. — Ханой: Изобразительное искусство, 2005.
5. Нгуен, Х. Искусство Вьетнама XX века / Х. Нгуен. — Ханой: Знание, 2011.
6. Нгуен, Х. Искусство периода обновления / Х. Нгуен. — Ханой: Изобразительное искусство, 2009.
7. Tхан, Н. Т. Возвращение к изучению традиционной культуры Вьетнама / Н. Т. Тхан. — Хошимин: Комплексное издательство, 2010.