Компьютеры занимают важное место в каждой отрасли человеческой деятельности, современные технологии не обходят стороной и высшее образование. Необходимость использования современных информационно-коммуникационных технологий на занятиях приводит преподавателей к созданию, так называемых электронных учебников (ЭУ). Это учебник, реализованный в электронном виде с использованием компьютерных средств обучения и контроля знаний обучаемых. Он должен содержать систематизированный материал теоретического и практического содержания по изучаемой дисциплине, обеспечивать активное и творческое овладение студентами знаний, умений и навыков по ней. Для создания успешного ЭУ необходимо наделить его полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения.
Создание ЭУ эффективно решает проблему дополнение и обновление информационно-дидактического материала. Мы можем изменять задания, упражнения, он не ограничен в объеме и содержит большое количество наглядных примеров, подробно иллюстрируется динамика изменения объектов. ЭУ полезен для организации самостоятельной работы студентов, а также важной особенностью является, содержащиеся в нем средства контроля знаний — компьютерное тестирование.
Средства создания электронных учебников можно разделить на группы на основе комплексного критерия, учитывающего назначение и выполняемые функции, требования к техническому обеспечению и особенности использования. В соответствии с этим критерием можно выделить следующие классы:
- традиционные алгоритмические языки;
- инструментальные средства общего назначения;
- средства мультимедиа;
- гипертекстовые и гипермедиа средства.
При создании учебника можно ориентироваться на следующие основные этапы:
- Постановка целей и задач его разработки.
- Планировка структуры электронного учебника.
- Подборка содержания по разделам и темам учебника.
- Подготовка отдельных компонент электронного учебника.
- Программирование.
- Предварительный просмотр.
- Корректировка содержания по результатам апробации.
- Разработка методического пособия для пользователя.
Электронные учебники могут иметь различную структуру: линейную, древовидную, фреймовую.
Перечислим основные принципы, которыми следует руководствоваться при создании электронного учебника.
1. Принцип квантования: разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых, обособленных по содержанию.
2. Принцип наглядности: каждый модуль должен состоять из коллекции кадров с минимумом текста и визуализацией, облегчающей понимание и запоминание учебного материала.
3. Принцип ветвления: каждый модуль должен быть связан гипертекстовыми ссылками с другими модулями так, чтобы у пользователя был выбор перехода к требуемой информации. Данный принцип предполагает наличие рекомендуемых переходов, реализующих различные последовательности изучения дисциплины.
4. Принцип регулирования: обучаемый самостоятельно управляет сменой кадров, имеет возможность отобразить на экране любое количество примеров, решить необходимое ему количество задач, выбираемых самостоятельно или заданного преподавателем в зависимости от уровня сложности, а также проверить себя, ответив на контрольные вопросы и выполнив контрольную работу, заданного уровня сложности.
5. Принцип адаптивности: электронный учебник должен допускать адаптацию к потребностям конкретного пользователя в процессе обучения, позволять варьировать глубину и сложность изучаемого материала и его прикладную направленность в зависимости от будущей специальности обучаемого, а также, ориентируясь на возможности пользователя, генерировать дополнительный иллюстративный материал, предоставлять графические и геометрические интерпретации изучаемого материала, решения требуемых задач.
6. Принцип компьютерной поддержки: в любой момент обучаемый может получить компьютерную поддержку, освобождающую его от рутинной работы и позволяющую сосредоточиться на сути изучаемого в данный момент материала, рассмотреть большее количество примеров и решить более сложные задачи в большем количестве. Причем компьютер не только выполняет громоздкие преобразования, разнообразные вычисления и графические построения, но и совершает математические операции любого уровня сложности, если они уже изучены ранее, а также проверяет полученные результаты на любом этапе, а не только на уровне ответа.
7. Принцип собираемости: электронный учебник (и другие учебные материалы) должны быть выполнены в форматах, позволяющих компоновать их в единые электронные комплексы, расширять и дополнять их новыми разделами и темами, а также формировать электронные библиотеки по отдельным дисциплинам (например, для специализированных компьютерных классов) или личные электронные библиотеки преподавателя, исследователя или студента (в соответствии со специальностью и курсом, на котором он учится).
После создания электронного учебника следует грамотно ознакомить обучающихся с ним и начать обучение с его помощью. Для этого необходимо:
1. Каждому студенту изучить методическое пособие для пользователя;
2. Провести ознакомительную лекцию с правилами пользования ЭУ;
3. Проводить изучение каждой темы с использованием ЭУ;
4. Решать задачи, тесты, контрольные работы, входящие в ЭУ;
5. Итоговая проверка знаний через электронный тест ЭУ.
Литература:
1. Акимова И. В., Ермолаева Е. И. Использование специальных программных средств в математическом моделировании// В мире научных открытий. 2012. № 5.4. С. 85–96.
2. Акимова И. В., Ермолаева Е. И. Организация модульного обучения математике студентов строительного вуза при использовании информационных образовательных ресурсов// В мире научных открытий. 2011. № 8. С. 83–95.
3. Жидкова А. Е., Титова Е. И. Рекомендации для преподавателей по использованию технологии модульного обучения// Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 756–757.