Культурообразующая природа экологической парадигмы основывается на экологизации морали, утверждении экологического императива как главенствующего этического идеала человечества, базирующегося на экологических ценностях и нормах, которые, в свою очередь, формируют ответственность человека за сохранение жизни на планете. Экологическая ответственность как культурообразующая характеристика проявляется в ориентации на положительную, экологически целесообразную, компетентную деятельность в системе «человек — общество — природа», цель которой самосохранение и самореализация человека, а также достижение стратегической установки на прочную коэволюцию процессов развития человека и биосферы Земли. Именно экологическое образование и воспитание на основе новой экологической этики, с учетом требований гуманитаризации, прогнозирования, глобализации, непрерывности, интегративности и самоорганизации, способны формировать многогранную личность с научно обоснованным, рациональным и высоконравственным отношением к природе. Поэтому «экологическая культура и экологическая ответственность вместе с экологическим образованием и воспитанием составляют основу рационального взаимодействия человека и природы. В результате, экологическое сознание приобретает действенность, системность, целостность и многогранность” [4, с.96].
До определенного времени такая направленность сознания людей была вполне понятной и оправданной. Она была обусловлена сравнительной слабостью человека перед могущественными силами природы, а также саморегуляцией равновесия в биосфере. С развитием научно-технического прогресса сложилось новое соотношение сил во взаимодействии человека и биосферы. Совокупная техническая мощь людей во многом превзошла естественные процессы на планете, и способность биосферы к саморегуляции начала необратимо нарушаться. Это обстоятельство активизировало процесс радикального пересмотра методологических и мировоззренческих установок, сформированных классической «научной картиной мира». Способом сохранения общества становится ориентация не на изменение среды, а на обеспечение совместимости с ним всех направлений человеческой деятельности.
Условием сохранения общества с этого времени является противоречивое единство противоположных моментов изменения и сохранения природной среды. Неотъемлемое внимание к любой ее разновидности и составляет важнейшую парадигму современного состояния общественного развития. Его можно определить одним «понятием — «экологизация» — что означает разносторонний, более системный, чем прежде, подход к объективному миру и истинное осознание роли природы в жизни человека» [2, с.591]. Во все времена основным средством сохранения общества была активная производственная деятельность, в течение которой люди преобразовывали среду, создавая свое «второе естество» — искусственную среду обитания и деятельности. Так как такое средство сохранения обеспечивало успех, оно вошло в сознание людей настолько крепко, что приобрело своеобразную форму идеологии, подразумевающую постоянную борьбу с природой, противостояние с ней и стремление к победам над ее враждебными стихийными силами. Эта идеология повлияла на всю человеческую культуру, как духовную, так и материальную.
Экологическое воспитание является частью экологического образования (кроме обучения и развития), ведь «воспитывать не значит говорить. Воспитывать — это учить делать. Все проблемы окружающей среды имеют коллективный характер. Охрана окружающей среды — это опосредованное отношение друг к другу. Экологическое сознание формируется только в процессе деятельности» [1, с.112]. Нужно научить молодежь понимать, что происходит вокруг, ставить экологические задачи и решать их, уметь критически и трезво оценивать состояние окружающей среды. Молодой человек должен научиться понимать проблемы города или села, в котором живет (местная экосистема), цель формирования заповедников, знакомиться с глобальными проблемами экосистемы и с конкретной природой конкретного района, научиться представлять, что будет в конкретном городе или другом населенном пункте через несколько десятков лет.
В настоящее время принято выделять семь основных экологических проблем, а именно: проблема продовольствия; проблема энергии; проблема ресурсов; проблема демографии; проблема генофонда; проблема биосферы; проблема здоровья человека. В начальной школе учитель формирует бережное отношение детей к природе, лично трактуя такие понятия, как красота, значимость, роль, ценность. В средней школе важно рассмотреть следующие проблемы: живопись и природа; музыка и природа; образ природы в различные исторические периоды; антропогенный фактор (виды человеческих деяний, изменения в окружающей среде и их последствия — это все наше здоровье). Выпускник средней школы должен знать экологические противоречия глобального масштаба, затрагивающие основы существования цивилизации; причины обострения экологических проблем; пути разрешения экологических проблем в различных странах мира, а также пути установления гармонии между обществом и природой. Гармонизация возможна благодаря плановой организации производства, соблюдению гуманистических идеалов, сохранению здоровья людей, сбережению ресурсов нашей планеты, мирному освоению космического пространства, внедрению в промышленность ресурсосберегающих и безотходных технологий, утилизации отходов, усилению государственного контроля над окружающей средой и источниками загрязнения, перестройке психологии населения относительно окружающей среды [1]. Эти знания являются основой воспитания экологической культуры студенческой молодежи. В высших учебных заведениях студенты должны понимать, что человек, прежде всего, должен исцелиться сам, а потом исцелять природу. Именно поэтому, сегодня экологическая парадигма неуклонно приобретает черты мировоззренческой и нравственной ценности, а экологизация морали и формирование экологического императива играют роль мощных факторов урегулирования и гармонизации взаимоотношений человека с окружающей средой.
Эффективность экологического воспитания может быть обеспечена путем и создания особых условий деятельности этих учреждений [3, c.50]. Культурообразующая природа экологической парадигмы основывается на все той же экологизации морали, утверждении экологического императива как главенствующего этического идеала человечества, базирующегося на экологических ценностях и нормах. В сущности, сверхзадачей экологического воспитания является формирование личности с высоким уровнем экологической культуры, сознания и поведения, которые являются составляющими ее гуманитарной культуры, мировоззрения и образа жизни.
Нами обосновано, что цели воспитания экологической культуры студенческой молодежи во внеаудиторной деятельности предполагают совокупность конкретных задач, основными из которых нам представляются следующие: обеспечение логической последовательности учебной и внеаудиторной деятельности; сочетание различных методов и форм организации внеаудиторной деятельности по воспитанию экологической культуры студенческой молодежи; использование интегративного подхода к воспитанию экологической культуры студенческой молодежи в условиях внеаудиторной деятельности; конкретизация и корректировка общих целей воспитания экологической культуры в зависимости от характера будущей профессиональной деятельности студентов; непрерывность и преемственность воспитания экологической культуры студенческой молодежи во внеаудиторной деятельности; повышение уровня подготовки преподавателей и кураторов учебных групп в экокультурной воспитательной деятельности; разработка конкретных воспитательных методик формирования экологической культуры студенческой молодежи в условиях внеаудиторной деятельности; разработка методических материалов по воспитанию экологической культуры студенческой молодежи и их апробация на практике; создание условий для мотивации на каждой ступени; сотрудничество с культурными и экологическими центрами, другими учебными заведениями и тому подобное.
По нашему мнению, формирование экологической культуры будущих специалистов сублимирует следующие основные задачи: изучать природу своего края, воспитывать бережное отношение к природным богатствам Украины; воспитывать нетерпимое отношение к поступкам, наносящим вред природе; вооружить будущих специалистов знаниями, выработать у них практические умения и навыки рационального природопользования, побудить их к конкретным действиям по улучшению состояния окружающей среды, не допускать негативных воздействий на природу в процессе своей трудовой деятельности; формировать ответственность за природу как национальную, так и общечеловеческую ценность, основу жизни на Земле; создавать у будущих специалистов осознание того, что человек — часть природы, а история человеческого общества — часть истории природы, являющейся первоосновой существования человека и общества.
Учитывая философские положения о взаимодействии человека, общества и природы, а также природы и культуры, сущность экологического воспитания можно определить как процесс, направленный на формирование экологического сознания, включающий в себя такие ключевые категории, как мировоззрение, отношения, ценности, поведение. Экологическое воспитание — это социокультурный феномен, педагогическая интерпретация которого способствует свободному развитию интеллектуальной и духовной сферы молодежи в ее микро- и макромире. Оно способствует формированию научного мировоззрения, опыта социальных отношений и системы ценностей во взаимоотношениях с природой, окружающей средой и людьми, ориентирует учащихся на сознательную деятельность по сохранению жизни на Земле для настоящего и будущих поколений. Целью и конечным результатом экологического воспитания является устойчивая эколого-мировоззренческая позиция выпускника.
В формировании экологической культуры интегрируются также принципы воспитания экологической культуры студенческой молодежи в внеаудиторной деятельности, а именно: аксиологизация, предусматривающая приоритет ценностей в профессиональной деятельности, в частности ценности природы, и акцентирующая ценностный аспект в будущей профессиональной деятельности студентов; индивидуализация, предполагающая учет личных интересов студентов при выборе содержания и форм внеаудиторной экокультурной деятельности; гуманизация, зиждущаяся на праве человека жить в экологически чистой среде и направляющая человека к экологически целесообразной деятельности и предотвращению экологических бедствий; единство общечеловеческих, национальных и краеведческих аспектов в формировании экокультурной воспитанности студенческой молодежи в условиях внеаудиторной деятельности; связь учебного процесса и внеаудиторной деятельности в процессе воспитания экологической культуры; добровольность участия во внеаудиторной работе; интерпредметность при воспитании экологической культуры, то есть максимальное использование средств всех учебных дисциплин и самостоятельной работы; оптимизация — соблюдение целесообразности содержания и оптимального объема времени внеаудиторной деятельности; прогнозируемость как способность предвидеть возможные пути развития экокультурной деятельности в последующей профессиональной деятельности.
Таким образом, экологическое воспитание направлено на формирование экологических знаний и умений, введение их в производительный процесс, рациональное использование ресурсов в последующей профессиональной деятельности. Концептуальные аспекты воспитания экологической культуры студенческой молодежи в условиях внеаудиторной деятельности предусматривают активизацию внеаудиторной работы и соответствующую совокупность конкретных задач, при выполнении которых реализован ряд принципов, в частности, аксиологизация, индивидуализация, гуманизация, интерпредметность, оптимизация и экокультурная воспитанность студентов. Считаем также важным изучение возможностей воспитательного воздействия средств народной педагогики в экологическом воспитании молодежи, что предполагается объектом наших дальнейших исследований.
Литература:
1. Кукушкин В. С. Общие основы педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.: Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. — 224 с.
2. Реймерс Н. Ф. Природопользование: Словарь — справочник / Н. Ф. Реймерс.- М.:Мысль, 1990.– 637 с.
3. Теплов Д. Л. Экологическое воспитание старшеклассников в системе дополнительного образования / Д. Л. Теплов // Педагогика. — 2003. — № 10. — С.46–50.
4. Ярчук Г. Екологічне виховання: сутність та основні напрями / Г. Ярчук // Вища освіта України. — 2008. — № 2. — С.91–97.