В статье рассматривается вопрос о понятии родительских прав по семейному праву России. В этой связи изучаются различные точки зрения о правовой природе родительских прав. Автор обосновывает положение о том, что родительские права нельзя рассматривать сквозь призму только прав или только обязанностей. Их сущность обусловлена такими свойствами, как срочность, неотчуждаемость, наличие публичного и частного начал, принадлежность в равной мере обоим родителям, сочетание детского и родительского интересов.
Ключевые слова: семья, родительские права, родительские обязанности, признаки родительских прав, семейная правоспособность.
В современном обществе функционирует множество социальных общностей. Одни из них объединяют большинство граждан данной страны, количество людей, профессионально занимающихся конкретным видом деятельности, например здравоохранение, полиция и т. д. Но есть в обществе любого типа такое социальное образование, с которым так или иначе связана жизнь каждого человека, — семья, самый распространенный вид социальной организации. Семья — это сложное социокультурное явление. Специфика и уникальность ее состоит в том, что она фокусирует в себе практически все аспекты человеческой жизнедеятельности и выходит на все уровни социальной практики: от индивидуального до общественно-исторического, от материального до духовного [4, с. 290].
Семья является важной сферой существования личности. В семье находят реализацию существенные интересы человека. В то же время семья влияет на жизнь общества, так как играет решающую роль в продолжении человеческого рода, в воспитании детей, в становлении личности.
Как справедливо было замечено В. Ф. Масловым, всякая семья основана и существует на тесном единстве личных и имущественных интересов ее членов. По его же мнению, личные отношения в семье играют главенствующую роль, а материальные интересы занимают подчиненное положение. Более того, имущественные отношения тесно связаны с личными, складываются под влиянием последних и испытывают на себе их влияние [12, с. 5].
Рождение ребенка от конкретных родителей порождает разнообразные по своему содержанию права и обязанности, т. е. отношения между родителями и детьми.
Частью 2 ст. 38 Конституции РФ [6] установлено, что забота о детях, их воспитании — равное право и обязанность родителей. Данная конституционная норма обеспечивается и конкретизируется семейным законодательством (гл. 12, 13, 16 СК РФ) [16, с. 302].
Однако, действующее семейное законодательство не содержит определения понятия «родительские права и обязанности», а также не содержит перечня правомочий родителей в отношении детей. Отсутствие в законе перечня возможных действий родителей, составляющих содержание родительских прав и их определение, привело к разноречивым суждениям относительно прав, принадлежащих родителям. На основе анализа родительского правоотношения возникает необходимость закрепления на законодательном уровне следующего определения родительских прав и обязанностей: «Родительские права и обязанности — это совокупность прав и обязанностей имущественного и неимущественного характера, которая принадлежит родителям в силу происхождения от них детей, удостоверенного в установленном законом порядке».
Родительские права и обязанности достаточно разнообразны, однако само их выделение в особую группу свидетельствует о наличии у них определенных черт, благодаря которым они отграничиваются от других прав и обязанностей, принадлежащих каждому человеку в семейных отношениях.
Родительские права с точки зрения современного понимания права относятся к естественным правам. Под естественным правом понимается совокупность принципов, правил, прав и ценностей, продиктованных самой природой человека, которая не находится в прямой зависимости от законодательного признания или непризнания его в конкретном государстве [24, с. 100].
Родительские права, как и любые другие естественные права, с юридической точки зрения возникают с момента возникновения субъекта права, т. е. с момента рождения, и являются неотъемлемыми. Возможность их реализации обусловлена достижением физиологического состояния, обеспечивающего способность к воспроизводству. В силу изложенного, родительские права не зависят от дееспособности, их осуществление не может быть ограничено формальными или неформальными условиями.
Как и любое другое естественное право, родительское право относится к числу субъективных прав, что означает возможность определенного конкретного индивида реализовать данное право по своему усмотрению, но в границах и порядке, которые обозначены в законе [14, с. 641]. Существование таких границ предопределяет понимание ответственности родителей, лишения или ограничения их родительских прав [8, с. 25].
Особого внимания заслуживает вопрос о правовой природе родительских прав, который хотя и являлся предметом исследования таких ученых, как А. И. Пергамент, Е. М. Ворожейкин, Н. М. Ершова, А. М. Нечаева, до сих пор остается актуальным.
В литературе по вопросу о правовой природе родительских прав существуют прямо противоположные позиции [13, с. 166]. Большинство исследователей советского периода считало, что родительские права и родительские обязанности объединены общим понятием «родительские права», что впоследствии нашло отражение в Семейном кодексе РФ, в п. 1 ст. 61 которого определено, что «родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права)» [19].
Н. В. Рабинович полагает, что «родительские права являются скорее обязанностями родителей по воспитанию и содержанию детей: без соответствующих правомочий родители не могли бы осуществлять своих обязанностей с необходимыми положительными результатами для самих детей» [17, с. 71].
А. М. Нечаева придерживается противоположной точки зрения и считает, что право родителей на воспитание является родительским правом, но надлежаще воспитывать ребенка родители обязаны. Также они обязаны защищать права и интересы детей [15, с. 92].
Следует согласиться с Е. А. Фоминой, которая утверждает, что «по поводу составляющих дефиниции «родительские права» нет единого мнения среди специалистов в области семейного права», но «поскольку перечень ее элементов не относится к числу исчерпывающих, принципиального значения имеющие место разногласия не имеют. Главное выделить те, что имеют приоритетный характер.»... Итак, Е. А. Фомина рассматривает родительские права как комплексную правовую категорию, что «позволяет прийти к выводу о существовании по-своему самостоятельных родительских правомочий» [23, с. 9]. К их числу она относит: право на личное воспитание своего ребенка, право выбора способов и методов семейного воспитания, право надзора за поведением своих несовершеннолетних детей и др. Перечисленные правомочия раскрывают сущность родительских прав.
В. И. Бошко считает, что родительские права — это особые, личные права, осуществлять которые родители обязаны в интересах детей [2, с. 244].
Сторонниками конструкции «право есть обязанность» являются А. Г. Гойхбарг, С. Н. Братусь, Г. К. Матвеев, П. Е. Орловский, О. А. Кабышев, Н. С. Шерстнева и др. Они исходят из того, что субъективные права и обязанности в родительском правоотношении сливаются воедино, значит, родительские права одновременно являются и родительскими обязанностями, то есть одно и то же поведение одновременно является как реализацией прав, так и исполнением обязанностей [7, с. 61]. Таким образом, существование родительского права невозможно без одновременного существования обязанности. Право-обязанность существуют и реализуются одновременно, т. к. право обеспечивается исполнением обязанности [5, с. 74].
Родительские права и обязанности обладают определенными особенностями. В частности, В. А. Рясенцев [20, с. 154] выделяет следующие специфические признаки родительских прав:
- они носят срочный характер, так как принадлежат родителям только до совершеннолетия детей (с приобретением детьми дееспособности права и обязанности родителей прекращаются, в тех же случаях, когда над совершеннолетним устанавливается опека — в случае его недееспособности — его отношения с опекуном не тождественны отношениям родителей и детей);
- в этих правоотношениях сочетаются интересы родителей и детей, поскольку отношения родителей и детей в большей степени являются естественно-нравственными0, чем юридическими (к силе права мы прибегаем в случаях нарушения прав родителей или детей);
- специфическая черта родительских прав заключается также и в том, что их осуществление является одновременно и обязанностью родителей — отказаться от родительских прав родители не могут (однако, в принудительном порядке по закону можно обязать родителей содержать своих детей, а за неосуществление личных неимущественных прав детей к родителям применяется такая мера, как лишение родительских прав);
- родительские права в равной мере принадлежат обоим родителям (ст. 61 СК РФ, ст. 18 Конвенции о правах ребенка), хотя в законодательстве некоторых иностранных государств на отцов, чье отцовство установлено в судебном порядке возлагаются лишь определенные обязанности по содержанию ребенка [3, с. 19].
Таким образом, родительские права нельзя рассматривать сквозь призму только прав или только обязанностей. Их сущность обусловлена такими свойствами, как срочность, неотчуждаемость, наличие публичного и частного начал, принадлежность в равной мере обоим родителям, сочетание детского и родительского интересов.
Важным аспектом в исследовании сущности родительских прав является вопрос о способности родителей осуществлять родительские права и исполнять обязанности. Так, Я. Р. Веберс отмечал, что, хотя дееспособность далеко не всегда является обязательной предпосылкой для осуществления семейных прав и обязанностей, однако применительно к осуществлению родительских прав ее наличие обязательно [1, с. 204]. В то же время, рождение ребенка у несовершеннолетнего родителя не влечет получения им (родителем) дееспособности в полном объеме.
Поскольку в Семейном кодексе РФ отсутствует понятие семейной правоспособности, в литературе достаточно широко трактуется ее содержание. Например, В. Н. Леженин выделяет в семейной правоспособности родительскую правоспособность, которая состоит из нескольких элементов: возможности иметь право на воспитание, право по защите прав и интересов ребенка и др. [10, с. 11].
Что касается момента возникновения родительской правоспособности, то следует согласиться с В. А. Рясенцевым, по мнению которого семейная правоспособность возникает у человека с момента рождения и по достижении им определенного возраста расширяется, в ее составе появляются новые элементы [18, с. 49]. Так, родительская правоспособность возникает у лица по достижении им 14 лет.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о прекращении родительских прав. Согласно закону (п. 2 ст. 61 СК РФ), родительские права прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и при эмансипации (ст. 27 ГК РФ), то есть в случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия. Иными словами, приобретение детьми дееспособности в полном объеме является основанием для прекращения в отношении их родительских прав.
Что касается возможности прекращения родительских прав по инициативе родителя, то родители не вправе отказаться от родительских прав. Единственно законной является дача согласия на усыновление своего несовершеннолетнего ребенка в порядке ст. 129 СК РФ. В отличие от этого, лишение родительских прав (ст. 69 СК РФ) следует рассматривать как меру наказания родителя, ненадлежащим образом осуществляющего родительские права. Если согласие на усыновление ребенка является волеизъявлением самого родителя, то лишение родительских прав не зависит от его согласия.
Ряд ученых (М. В. Антокольская, Н. Н. Тарусина) полагают необходимым предоставить родителям право отказа от родительских прав. Так, Н. Н. Тарусина считает, что законодатель должен пересмотреть этот вопрос, и тем самым не доводить родителей до правонарушения с целью лишения родительских прав [22, с. 118].
Действующее законодательство наделяет родителей равными правами. Согласно ст. 65 СК РФ, они обязаны решать все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, по взаимному согласию [11, с. 145].
Таким образом, родительство — это не только материнская, но и отцовская забота. Семейные узы, забота о детях — это ценность, которой должны обладать как женщины, так и мужчины [9, с. 49].
Следует согласиться с мнением Ю. В. Солодовой, которая пишет, что произошедшие изменениями в экономической и социальной сферах российского государства привели к существенным проблемам в современном семейном праве Российской Федерации в области регулирования родительских прав и обязанностей.
Несмотря на отдельные прогрессивные изменения семейного законодательства, значительно изменивших объем и содержание прав и обязанностей ребенка и его родителей, обеспечение реальных гарантий защиты личных, имущественных прав, возникающих в семейных отношениях и, прежде всего, прав и обязанностей родителей по воспитанию детей требуют своего совершенствования. Такая потребность обусловлена, прежде всего, неурегулированностью многих аспектов семейных отношений [21].
Таким образом, назрела необходимость совершенствования норм семейного законодательства, регулирующих права и обязанности родителей.
Литература:
1. Антокольская М. В. Семейное право: Учебник. М.: Юристъ, 2010. 336 с.
2. Бошко В. И. Очерки советского семейного права. Киев, 1952. 371 с.
3. Воробьева Л. В. Семейное право Российской Федерации: учебное пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. 84 с.
4. Игнатушенко С. Е. К вопросу о влиянии института семьи на формирование личности в социуме // Общество и право. 2011. № 5 (37). 331 с.
5. Кабышев О. А. Права родителей и детей. М., 1998. 142 с.
6. Конституция Российской Федерации. (Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // СПС КонсультантПлюс.
7. Кумановская А. Л. Права и обязанности родителей по воспитанию детей в семейном праве РФ: Дисс.... канд. юрид. наук. М., 2005.
8. Лапина К. В. Осуществление и исполнение родительских прав и обязанностей лицами, осужденными к лишению свободы // Семейное и жилищное право. 2010. N 5. 80 с.
9. Латыпова Д. Ф. Юридический статус мужчин и женщин в современной российской семье // Семья и право: к 10-летию принятия Семейного кодекса Российской Федерации: Материалы международной научно-практической конференции. М., 2005. 126 с.
10. Леженин В. Н. Право родителей на воспитание детей по советскому семейному законодательству: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Харьков, 1989. 24 с.
11. Манукян А. С. Семейное право: Учебный курс (учебно-методический комплекс). М.: МИЭМП, 2011. 250 с.
12. Маслов В. Ф. Имущественные отношения в семье. Харьков, 1972. 186 с.
13. Матвеев Г. К. Советское семейное право. М., 1978. 208 с.
14. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М., 2006. С. 656.
15. Нечаева А. М. Брак, семья, закон. М., 1984. 145 с.
16. Пчелинцева Л. М. Семейное право России: Учебник для вузов. М.: Норма, 2004. 688 с.
17. Рабинович Н. В. Личные и имущественные отношения в советской семье. Л., 1952. 160 с.
18. Рясенцев В. А. Семейное право. М.: Юридическая литература, 1971. 296 с.
19. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // СПС КонсультантПлюс.
20. Советское семейное право / Под ред. В. А. Рясенцева. М., 1982. 256 с.
21. Солодова Ю. В. Ответственность родителей за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей // http://www.rae.ru/forum2012/286/3285
22. Тарусина Н. Н. Вопросы теории семейного права и гражданского процесса. М., 2001. 168 с.
23. Фомина Е. А. Споры о праве на воспитание детей (материально-правовые и процессуально-правовые проблемы): Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2004. 163 с.
24. Юридический энциклопедический словарь/Под ред. О. Г. Румянцева, В. Н. Додонова. М., 1996. 377 с.