Современная система образования ставит перед нами важнейшие задачи по формированию творческой, социально-адаптированной, всесторонне развитой личности учащегося, способной уметь применять полученные в школе знания в повседневной жизни, профессиональной деятельности. Введение новых федеральных образовательных стандартов требует от учителей и учащихся быть более мобильными и грамотными в огромном информационном пространстве 21 века. Однако простые, традиционные, а иногда просто забытые со временем формы привлечения учащихся к познавательной, творческой деятельности являются сейчас важным стимулом к учению.
Когда-то широко развитая сеть туристских и краеведческих объединений в школах и домах творчества сейчас переживает не лучшие времена. Станции юных туристов закрываются, упраздняются, реорганизуются. А ведь по сути туристско-краеведческая работа является как раз наиболее удачной формой всестороннего развития детей. Путешествуя и изучая окружающий мир, школьники практически отрабатывают важнейшие умения и навыки по различным предметам школьной программы, причем происходит это в интересной, живой, непринужденной атмосфере экскурсии, игры, поездки, похода. Все достаточно просто: находясь в туристском походе, учащиеся совершенствуют свои физические качества: выносливость, силу, ловкость — это хорошее дополнение к урокам физической культуры. Обучаясь ориентированию на местности с картой и компасом, прокладывая маршрут похода, познавательной прогулки, изучают географию. Наслаждаясь лесными просторами, красотой природы, разнообразием флоры и фауны, получают хороший стимул к изучению биологии и получают экологическое воспитание. В туристских мероприятиях важными аспектами являются готовность ребят к преодолению трудностей, способность быстро реагировать в сложных ситуациях, помочь друг другу и оказать при необходимости первую помощь. А это важнейшие навыки, получаемые на предмете ОБЖ. Любое путешествие, особенно экскурсионное, так или иначе связано с историей и краеведением: нельзя пройти красивый храм, необычное здание, памятник, не узнав о нем что-то интересное. А это уже не только формирование историко-культурного мировоззрения, патриотизма, но и развитие необходимых поисковых и исследовательских умений. Продолжать список взаимосвязанных знаний и умений по разным предметам школьной программы, которые успешно реализуются в туристских мероприятиях, можно очень долго. Рассчитать путь и время — математика и физика, приготовить обед в полевых условиях — технология и физика, научиться общаться и взаимодействовать в малой туристской группе — обществознание, написать свои впечатления о поездке, экскурсии, походе — русский язык и литература. Таким образом, туристско-краеведческая деятельность обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности, аккумулирует в себе важнейшие аспекты большинства школьных предметов.
Увы, в настоящее время, учителю все сложнее организовать такую работу. Это связано со сложностью оформления выездного мероприятия, большим количеством согласований и документов. Безусловно, все эти требования связаны с обеспечением безопасности школьников и охраной их здоровья. Как же быть педагогу, который готов делать такую работу ответственно, с соблюдением всех нормативно-правовых требований? Ведь данное направление работы со школьниками, как мы выяснили выше, является важнейшим аспектом формирования разносторонне развитой личности учащегося, удачным фактором реализации метапредметных связей. Ответ прост: не бояться трудностей и работать творчески!
В настоящее время государство начинает понимать важность туристско-краеведческой работы для формирования здоровых, физически и интеллектуально развитых молодых граждан. В ноябре 2014 года при Правительстве РФ создан Координационный совет по развитию детско-юношеского туризма, который призван согласовать различные, иногда противоречивые требования учреждений и ведомств, сделать оформление туристских мероприятий более понятным и простым с сохранением всех важнейших требований по безопасности.
А пока Правительство нашей огромной страны, которая, кстати, обладает самыми широкими и разнообразными туристскими возможностями, размышляет и координирует, мы, учителя, продолжаем увлекательную работу со своими учащимися. В том числе со слабоуспевающими, для которых туристско-краеведческое мероприятие бывает чуть ли не единственным способом что-то узнать и чему-то научиться.
Рассмотрим одну из форм развития метапредметных умений и навыков на примере организации туристско-краеведческой поисковой игры. Организовать подобную игру можно группе учителей, классному руководителю при поддержке учителей-предметников, родителей и даже старших школьников. Игра в зависимости от поставленных целей может проводиться в школе, на школьном стадионе, в парке или в лесу во время туристского похода.
Цель туристско-краеведческой игры — применение и совершенствование знаний и умений различных предметных областей.
Задачи игры могут быть разнообразными и для каждой конкретной игры могут меняться:
- физическое развитие и оздоровление детей;
- изучение родного края, приобщение к культурно-историческим традициям России;
- расширение, углубление и практическое применение знаний, полученных на уроках в школе;
- воспитание патриотизма и гражданственности;
- развитие творческих способностей обучающихся;
- приобщение к исследовательской деятельности;
- развитие навыков общения, взаимодействия и взаимопонимания, сплочение детского коллектива и коллектива взрослых и детей.
Для подготовки игры необходимо четко представить, чего мы хотим от учащихся: чтобы они показали свои знания или чтобы чему-то научились, что-то узнали. А может быть, и то и другое, по принципу: узнали, научились, применили. Игра может быть и комбинированной — на основе уже хорошо знакомого материала обрести новые знания и умения. Такую игру лучше всего проводить по тематическим станциям в небольших командах (по 5-7 человек), в этом ее несомненная ценность: за достаточно короткое время ребята успевают побывать в разных областях знаний, и, главное, они двигаются, меняются местами, станциями, что исключает монотонность мероприятия и утомляемость. К тому же игра по станциям позволяет организовать обучение основам ориентирования на местности, что часто оказывается ценным умением в повседневной жизни.
Для организации игры в классе требуется несколько кабинетов (по количеству станций) и ответственные на каждой станции из числа учителей или старшеклассников. Важное требование для организации игры — это наличие маршрутного листа для каждой команды и четко обозначенное время игры на каждой станции (как правило, это 10-15 мин.).
Особую ценность обретает игра, организованная с помощью старшеклассников. Работая на тематических станциях, старшие ребята закрепляют свои знания, ведь здесь им нужно не только знать что-то самим, но и уметь объяснить, показать, научить. Это важные условия для развития коммуникативных качеств подростков, чувства ответственности, дисциплинированности, терпения. Такая туристско-краеведческая деятельность способствует успешной социализации подростков в их трудном и противоречивом возрасте, повышает уровень самооценки, значимости в обществе.
Чтобы любое туристско-краеведческое мероприятие прошло успешно, на мой взгляд, необходимо создать сценарий или план мероприятия, а если это игра или соревнование, можно сделать положение об этом мероприятии. Чем это полезно? Во-первых, составляя положение с планом мероприятия, мы прописываем все необходимые условия организации, планируем время, оснащение станций, назначаем ответственных, продумываем порядок прохождения, условия и порядок подведения итогов, систему награждения учащихся. Предусмотреть все достаточно сложно, но пока мы создаем положение и план мероприятия, возникает много вопросов, сложностей, недостатков, которые мы тут же и решаем, как исправить. Конечно, для каждой игры не нужно делать отдельное положение. Можно придумать единое положение в школе об организации туристско-краеведческих игр, а к каждой конкретной игре продумывать лишь план проведения. В этом и экономия времени, и некая стандартизация мероприятий, позволяющая быстро и эффективно к ним готовиться.
В положении об организации туристско-краеведческого мероприятия необходимо обязательно указать следующее: цели и задачи мероприятия, условия участия, возрастные группы участников, время и место проведения, правила участия и подведения итогов, условия судейства и определения победителей.
Предлагаем универсальную разработку туристско-краеведческой игры, составленной объединением дополнительного образования ГБОУ СОШ № 904 ДИСКОТУР (Детское историко-краеведческое объединение туристов) совместно с учителями истории, литературы, физической культуры, биологии. Данная разработка аккумулирует в себе все возможности проведения таких игр. Эти возможности были указаны выше. На основе представленного мероприятия можно организовать любую игру, меняя и дополняя содержание тематических станций.
Таблица 1
Туристическая игра для юных туристов-краеведов (5-6 класс)
Примерный план мероприятия (с пояснениями)
(проводится совместно с опытными туристами-краеведами 8-9 классов, которые выступают в игре в качестве юных инструкторов)
№ |
Время |
Ход мероприятия |
Методические рекомендации |
Ответственный |
1 |
8.30 |
Выход от школы |
|
|
2 |
9.09 — 9.40 |
Электричка до ст. Весенняя.
|
Важно, чтобы это была хорошо знакомая вам местность, чтобы не тратить время на поиск места для станций и заранее составить схемы-карты и маршрутные листы. |
учитель, организатор игры |
3 |
9.50 — 10.50 |
Пеший переход на поляну игры.
|
Во время этого небольшого похода можно в игровой форме объяснить ребятам, как обращаться с компасом, показать карту местности и сориентироваться по ней, рассказать об истории и достопримечательностях мест, которые встретились по пути. Всё это можно включить потом в программу самой игры, проверяя тем самым внимательность и память участников. |
|
4 |
11.00 — 12.00 |
Перекус. Подготовка костра и конкурсных станций.
|
Какое туристское мероприятие без костра! Костер объединяет и согревает людей. Для организации костра необходимо предусмотреть возможности местности и правила безопасности, о которых обязательно рассказать детям. Конкурсные станции готовят юные инструкторы с помощью учителей. Сами задания должны быть подготовлены заранее. |
учитель |
5 |
12.00 |
Открытие мероприятия. Исполнение гимна (если он есть или любой, известной всем хорошей песни под гитару о путешествиях, походах, дружбе и т.п.). Вынос флага или эмблемы игры. |
Такие организационные моменты повышают значимость мероприятия для участников, настраивают их на соответствующий лад. |
юные инструкторы (учащиеся 8-9 класса) |
6 |
12.10 |
Представление инструкторов и разъяснение правил игры. Разбивка на три команды. Выбор капитанов. Придумывание названия команды и вручение маршрутных листов. |
Можно проводить в виде торжественного построения. Необходимо продумать интересную разбивку на команды. Необходимо четко объяснить участникам правила прохождения маршрута, предупредить о правилах безопасности. Можно усложнить перемещение команд: например, передвигаться от одной станции к другой разными способами (держась за руки цепочкой, в кругу, за пояс и т.п.), если это позволяет местность. |
все участники |
7 |
12.10 — 13.30 |
Туристическая игра по станциям. За каждую станцию инструкторы ставят в маршрутный лист команды от 1 до 10 баллов. |
Будет правильно, если все нюансы организации станций, правил судейства и критерии оценивания будут обсуждены с юными инструкторами в процессе подготовки к мероприятию в школе. Как правило, на каждой станции достаточно не более 2-х инструкторов. Важно для каждой станции установить контрольное время (это обычно не более 10-15 минут) и стараться следовать ему, чтобы игра прошла динамично и команды не ждали друг друга перед станциями. |
все участники |
|
1 станция
|
«ОРИЕНТИРОВА-НИЕ» Участникам необходимо найти по компасу 5 карточек с буквами и составить из них слово. На каждой найденной карточке написаны координаты следующей.
|
Карточки должны быть прикреплены на хорошо определяемых в нужном направлении объектах. Для начинающих краеведов достаточно будет указывать направления сторон света: Север, Юг, Северо-Запад и т.д. Для более опытных можно указывать азимут. Слова для игры могут быть связаны с историческими фактами, именами исторических деятелей. Еще один вариант: вместо букв можно спрятать слова-подсказки или исторические вопросы, ответив на которые участники разгадают ключевое слово или смогут ответить на контрольный вопрос. Если местность, где проводится игра, богата историческими достопримечательностями, можно предусмотреть вопросы и слова, непосредственно связанные с этими объектами. |
учитель, юные инструкторы |
|
2 станция
|
«ЭКОЛОГИЧЕС-КАЯ» Участники отвечают на вопросы викторины о природе и туризме |
Вопросы к этой станции могут быть подготовлены вместе с учителями биологии и географии. Хорошо, если этим займутся юные инструкторы, повышая тем самым уровень своих знаний по данным предметам. В викторину можно включить игровые вопросы по типу известной всем игры «Крокодил», когда ребята будут объяснять друг другу слова или пословицы с помощью жестов и мимики. В общем, данная станция может быть организована в любой форме. |
Юные инструкторы
|
|
3 станция
|
«ПАУТИНКА» Участники должны преодолеть лабиринт из натянутых между деревьями веревок, стараясь не касаться веревок и не касаться земли руками. |
Данное испытание можно усложнить: пройти «Паутинку» парами, тройками, не расцепляя рук, на время. Перед началом испытания можно провести веселую зарядку из нескольких упражнений, используя рекомендации учителей физкультуры. |
Юный инструктор |
|
4 станция
|
«КОСТЕР» Участники должны разжечь небольшой костер с помощью спичек и небольших веток и пережечь натянутую над костровищем веревку. |
Учитывается время от начала разжигания до перегорания веревки и количество использованных спичек. Хворост для разжигания можно приготовить заранее, а можно включить сбор хвороста в само испытание (если позволяет местность). Бывает, что выполнение задания на данной станции затягивается. Инструкторам необходимо помочь участникам раздуть костер, подсказать. |
Юный инструктор |
|
5 станция
|
«КАРТА» Участникам необходимо найти на карте мира страны и реки, моря и озера, правильно назвать стороны света и континенты. |
Задания для станции могут придумать юные инструкторы совместно с учителем географии. Вопросы и задания могут быть очень разнообразными: от простых до самых необычных. Например: найти и показать на карте моря (как можно больше за 1 минуту), показать на карте: озеро Байкал, остров Мадагаскар, Новую Зеландию, Грецию, Египет, Великобританию, назвать и показать столицы Франции, Германии, Китая, США, Беларуси, Мексики, Испании, Греции, Финляндии. Можно включить и такие вопросы: В каком направлении должен лететь самолет из Москвы в Португалию, где проходит граница Европы и Азии и другие. |
Юные инструкторы
|
8 |
13.00 — 14.00 |
Приготовление обеда. |
Во время приготовления обеда и подведения итогов игры необходимо чем-то занять участников. Можно провести мастер-класс по завязыванию узлов, необходимых в туризме и в жизни. |
Юный инструктор
|
9 |
14.30 — 15.00 |
ОБЕД Песни у костра |
После обеда необходимо немного отдохнуть. Можно со всеми ребятами разучить новую песню и спеть ее под гитару. Чем вам не урок музыки! Вот еще один предмет школьной программы, удачно вписывающийся в туристско-краеведческое мероприятие! |
Юные инструкторы, учителя, участники |
10 |
15.30 |
Посвящение в начинающие туристы с вручением удостоверений и подарков. |
Конечно, в первой игре для самых начинающих не должно быть проигравших. Но кто-то должен все же быть немного лучше. Необходимо вручить ребятам грамоты или удостоверения начинающих туристов и небольшие подарки. Хорошим подарком, например, может быть дневник туриста, где ребята будут записывать свои путешествия, экскурсии и впечатления о них, описывать краеведческие объекты: памятники, храмы и т.п. Такой дневник со своей эмблемой, названием кружка или номером школы не трудно заказать через специальные сайты фотопечати. Будет здорово, если вручать грамоты и подарки будут старшие товарищи (юные инструкторы). Если такие игры проводятся в школе регулярно, необходимо определить места, выделить победителей игры. А если провести несколько игр в течение учебного года для нескольких команд, получится целое туристско-краеведческое первенство школы. |
Все участники |
11 |
15.45 — 17.00 |
Песни у костра. Подвижные игры. Мастер-класс по установке и сбору туристической палатки. Фрироуп* |
После награждения надо дать участникам немного свободного времени. Но и оно должно быть организовано, иначе, как показывает опыт, дети начнут изобретать не совсем хорошие, а порой и небезопасные игры. Просто на этом этапе мероприятия ребята могут разбиться на группы по интересам или по очереди выполнять интересные задания, уже не входящие в конкурсную программу. *Организация фрироупа (преодоление различных препятствий из натянутых веревок) требует специального снаряжения и подготовки. |
Учителя-организаторы, юные инструкторы |
12 |
17.00 — 17.30 |
Экологический десант. Уборка места проведения игры. |
Важный этап любого мероприятия на местности. Здесь все участники должны уяснить простое туристическое правило: «После нас должно стать лучше». Не лишним будет, если ребята уберут мусор не только за собой, но и за предыдущими недобросовестными туристами. Кстати, на уроках технологии участники могут изготовить небольшие деревянные таблички, на которых выжигательным аппаратом сделать надпись типа: «Турист, береги природу». Их можно оставить как напутствие следующим туристам около костровища или привязать веревками к дереву. |
Юные инструкторы
|
13 |
17.30 — 18.30 |
Пеший переход на ст. Весенняя |
Заключительный этап не требует организации особых мероприятий, кроме безопасного доставления участников обратно к школе. Однако и тут можно извлечь пользу. Поговорите с участниками по пути домой о мероприятии, спросите, что им понравилось, что не очень, постройте совместные планы по будущим экскурсиям, походам, играм, попросите написать отзыв или мини-сочинение о мероприятии. Пусть это станет хорошим дополнением к урокам русского языка! |
Все участники учитель-организатор |
14 |
18.53 |
Электричка до ст. Царицыно
|
||
15 |
20.00 |
Прибытие к школе
|
Маршрутный лист команды может выглядеть так:
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ПЕРВОЙ КОМАНДЫ
Название_____________________________________________
Имена участников_____________________________________________________
СХЕМА ИГРЫ
Таблица 2
Порядок прохождения станций |
Название станции |
Баллы (от 1 до 10) |
Примечания судей |
5 |
Карта |
|
|
3 |
Паутинка |
|
|
4 |
Костер |
|
|
2 |
Экологическая |
|
|
1 |
Ориентирование |
|
|
Представленная игра является шаблоном, на основе которого можно выстроить и другие мероприятия. В такой туристско-краеведческой игре можно сделать следующие станции:
Таблица 3
Название станции |
Предмет |
Краткое содержание заданий |
Первая помощь |
ОБЖ, биология |
Наложить повязку на руку или ногу |
Топознаки |
География |
Разгадать условные обозначения топографической карты или найти их на карте |
Сказка ложь, да в ней намек… |
Литература |
Загадки и вопросы по разным сказкам. Можно с выполнением заданий, например, нарисовать по очереди на время сказочного героя. |
Походная арифметика |
Математика, физика |
Посчитать путь, время или расстояние в задаче про туристов или сказочных героев |
Историческая |
История, МХК |
Ответить на вопросы викторины по определенной исторической теме, найти исторические факты, исследуя памятник истории, архитектуры, скульптуру. Описать историко-культурный объект. |
Афоризмы |
Обществознание |
Разгадать на карточках, о чем высказывание знаменитого писателя или философа. |
Туристская экономика |
Обществознание, экономика |
Рассчитать количество продуктов для похода, учитывая количество дней и человек. |
Сбор рюкзака |
Технология |
Уложить за определенное время рюкзак по правилам. |
Логика |
Математика |
Игры-ребусы с перекладыванием спичек. |
Веселые старты |
Физическая культура |
Любые эстафеты и подвижные игры, подобранные в соответствии с задачами конкретного мероприятия. |
Примеров станций для проведения туристско-краеведческих игр может быть бесконечно много. Все зависит от желания и творческого потенциала учителей. Но все эти игры, как мы можем видеть, имеют метапредметный характер. В них повышается мотивация учащихся к изучению различных предметов. К тому же данная форма внеурочной работы является универсальной и применима для детей любого возраста, в том числе для старшеклассников. Впрочем, в такие игры с удовольствием играют и взрослые.
Из личного опыта. Туристско-краеведческая игра успешно проходит среди учащихся 10-11 классов. Например, поисковая игра «Готовимся к ЕГЭ». В этой игре могут быть задействованы учителя-предметники, а станции могут быть предметные с неожиданными и сложными заданиями, опытами по химии, кроссвордами, решением практических задач.
Самое главное, эти игры проходят в свободной, непринужденной атмосфере, на природе, с костром, песнями под гитару, разговорами по душам, что является важной психологической составляющей, помогающей сплотить детский коллектив, раскрыть способности слабоуспевающих учащихся.
Таким образом, хорошо организованная и продуманная туристско-краеведческая игра (а лучше целый цикл игр в течение всего учебного года) является мощным инструментом формирования всесторонне развитой, адаптированной к жизни личности, способствует формированию у учащихся важнейших метапредметных умений и навыков, помогающих в учебе и жизни. Учителю важно работать творчески и увлеченно, тогда и его учащимся будет интересно. Дети, которым мы должны не просто дать знания, но и научить применять их в повседневной жизни, удивительны: сегодня они участники игры, а завтра — настоящие «генераторы» идей. Главное — не бояться трудностей, и работать творчески!