В современном обществе информатизации имеются существенные модификации также и в области образования. Недостаточно одного знания, но и необходимо умение использовать эти знания на профессиональной деятельности. Качество образования связано с конкурентоспособностью специалиста, его профессиональной компетентностью, то есть главным образом предусматривает умение использовать информационные ресурсы в сфере профессиональной деятельности; владение современными методиками и технологиями обучения: выявление, осмысление и оценивание перспективы предметной области; обновление и повышение своих знаний. Вследствие этого одной из немаловажных проблем высшего образования является подготовка специалистов инновационной формации и использованием информационно-телекоммуникационных ресурсов.
Известно, что профессиональная подготовка специалистов происходит согласно с потребностями рынка труда, должна удовлетворять ожидания работодателей. Познание студентами информационных ресурсов в их профессиональной деятельности заключается, в использовании информационных технологии в профессиональной подготовке. В практике встречаются частично целенаправленное формирование готовности специалистов к использованию информационных ресурсов в их профессиональной деятельности.
Формирование готовности специалистов к использованию информационных ресурсов в их профессиональной деятельности является объемным объектом исследования. Использование системного подхода дает возможность создать с помощью методов системного анализа и моделирования функциональную модель данного процесса, системы. По мнению В. В. Краевского, модель является системой элементов, воспроизводящих стороны, функции предмета изучения [1]. Каждая научная модель выступает как абстрагированное выражение сущности исследуемого явления.
При создании функциональной модели познания студентами информационных ресурсов в их профессиональной подготовке, я основывалась на определение понятия «модель» применительно к педагогическим исследованиям Е. В. Романова. Согласно данному определению: «педагогическая модель — это обобщенный, абстрактно-логический образ конкретного феномена педагогической системы, который отображает и репрезентует существенные структурно-функциональные связи объекта педагогического исследования, представленный в требуемой наглядной форме и способный давать новое знание об объекте моделирования» [2].
При моделировании функциональной модели познания студентами информационных ресурсов в их профессиональной подготовке я исходила из того, что модель должна отражать:
- требования, которые предъявляются обществом к качеству профессиональной подготовки будущих специалистов образования;
- формирование готовности студентов использованию информационных ресурсов в профессиональной деятельности;
- основные направления по проблеме формирования процесса познания студентами информационных ресурсов в их профессиональной деятельности;
- обеспечение информационными ресурсами студентов для их профессиональной подготовки;
- внешние и внутренние факторы воздействия на познание студентами информационных ресурсов в их профессиональной подготовке.
Исходя из перечисленных требований, была построена функциональная модель познания студентами информационных ресурсов в их профессиональной деятельности. Данная модель представлена на рисунке 1.
Построенная функциональная модель познания студентами информационных ресурсов вуза в их профессиональной подготовке отражает единый процесс, так как ни один компонент из данной функциональной модели самостоятельно не достигнет поставленной цели. У каждого компонента модели своя конкретная задача, а все они в совокупности достигают цель — определяется новое качество личности — это познание будущим специалистом информационных ресурсов в их профессиональной деятельности. Последовательный подход определяет основу исследования каждого процесса развития, то есть переход от одного уровня к следующему уровню, более сложному и качественному.
В нашем современном мире одной из особенных качеств как система управления подготовкой специалистов вуза, так и познание студентами информационных ресурсов вуза является информатизация, которая основана на внедрение новейших информационных технологий.
В наших условиях для существования образовательного общества важно то, что подготовить профессиональных специалистов при эффективном применении производственного потенциала. Это означает, что стабильно поддерживать конкурентные преимущества, особенно в применении использовании различного вида информационных ресурсов.
Рис.1. Функциональная модель познания студентами информационных ресурсов вуза в их профессиональной подготовке
Самой важной задачей руководства вуза является формирование и оценка электронных образовательных ресурсов вуза, формирование производственного потенциала с конкретным направлением на рыночную ситуацию [3].
Цели понимания и осуществления задач информатизации высшего образования достижение глобальной рационализации интеллектуальной деятельности в обществе с помощью применения современных информационных ресурсов с целью роста эффективности и познания специалистами информационных ресурсов в их профессиональной подготовке до уровня информационной культуры, как это достигнуто в развитых странах. Поэтому надо обеспечить подготовку специалистов с новым типом мышления, которые соответствовали бы требованиям постиндустриального общества [4]. Можно создать новейшие учебные технологии, предусматривающие формирование у студентов информационной культуры, творческого подхода к познанию информационных ресурсов в их деятельности. В итоге их деятельность будет основываться на мотивационно — целостное познание информационных ресурсов, которое значительно будет повышать ее мотивированность и результативность.
Сама структура мотивации различна по структуре и формам. Студенты бывают разные, кто-то хочет учиться или не хочет, причем лучше или хуже, так как хотят или не хотят:
- получить профессию (профессиональная мотивация);
- получить хорошие знания с помощью информационных ресурсов и быть удовлетворенным (познавательные мотивы);
- иметь высокооплачиваемый заработок (прагматические мотивы);
- быть полезным обществу (социальные мотивы);
- быть утвержденным и занять достойное положение в обществе вообще и в какой-та социальной сфере (мотивы социального и личностного престижа) и т. д.
Каждая из перечисленных мотиваций имеет в ее структуре преобладающее или зависимое значение и этим самым устанавливает какой-либо уровень личных достижений в познании информационных ресурсов, и к тому же определяет и степень приближения к целям обучения.
Перечисленные факторы дают возможность отметить предполагаемые направления системной модификации учебно-воспитательного процесса в вузе с целью реализации нового качества образования, заключающегося в достижении компетентности его субъектами.
Образовательному процессу необходимо управление на всех уровнях подготовки студента и поэтому является одним из главнейших факторов в росте производительности обучения. Регулярный контроль знаний — это неотделимое требование в обучении студентов. Если у студента имеются огромные, интенсивные, глубокие мотивы, которые вызывают потребность действовать активно, в полной мере, пересилить неминуемые проблемы, неблагоприятные другие условия, упорно продвигать к поставленной цели, то каждое занятие, учитывая и учебное, будет проходить более результативно и давать качественные результаты.
Анализ мирового опыта создания национальных и региональных программ по современным информационно-телекоммуникационным направлениям указывает потребность выявления некоторых проблем в области разработки информационных ресурсов: создание среды более перспективных их потребителей, обеспечивающие наибольшую эффективность использования современных достижений в развитии нано технологий; рост эффективности использования нано технологий.
Государство интересуется в усовершенствовании перспективного направления, следовательно, оно обязано брать ответственность за основные расходы на проведение фундаментальных и прикладных исследований, создание инноваций; подготовка и закрепление квалифицированных специалистов для обновленного технического обеспечения.
К сущностям внешних и внутренних факторов, воздействующих на качество образовательного процесса в КарГУ можно отнести:
- создание и осуществление материально-технического обеспечения работ в области информационных ресурсов с наибольшими возможностями в применении редкого ценного оборудования;
- подготовку специалистов, повышение квалификации преподавателей, привлечение и закрепление молодых специалистов в области информационных ресурсов для их применения в образовательной сфере;
- изучение рынка продукции в части информационных ресурсов;
- установление приоритетных целенаправленных целей в области информационных ресурсов, результаты которых могут быть использованы в образовательном процессе.
Литература:
1. Краевский В. В. Методология педагогики [Текст]: пособие для педагогов исследователей / В. В. Краевский. — Изд-во: Чуваш. ун-та, 2001. — 244 с.
2. Велихов Е. П. Новая информационная технология в школе // Информатика и образование: 1986, № 1. С. 18–22
3. Берсуцкий А. Я. Влияние интеллектуальных и информационных ресурсов на эффективность потенциала предприятия // Академічний огляд: 2009. № 1. — С.106–110
4. Яковлев А. И. Образование и XXI век. Информационные и коммуникационные технологии [Текст] / А. И. Яковлев // Информационное общество, 2001, вып. 2.