Моделирование и подготовка операторов транспортных эргатических систем | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.

Дата публикации: 30.01.2015

Статья просмотрена: 292 раза

Библиографическое описание:

Тюкалов, Д. Е. Моделирование и подготовка операторов транспортных эргатических систем / Д. Е. Тюкалов, А. М. Данилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 247-249. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15379/ (дата обращения: 17.10.2024).

Приводится состояние и перспективы разработки тренажных и обучающих комплексов для подготовки операторов транспортных систем. Указываются основные проблемы, пути решения и полученные результаты.

Ключевые слова:эргатические системы, подготовка операторов, тренажеры, имитационные характеристики, оценка.

 

Комплексные тренажеры многими рассматриваются как основное техническое средство профессионального обучения и подготовки операторов транспортных человеко-машинных (эргатических) систем. Но их все же нельзя считать универсальным тренировочным устройством; актуальны создание и внедрение в систему подготовки не только комплексных, но и специализированных тренажеров. Так, анализ специфических видов летной деятельности (пилотирование, навигация, эксплуатация функциональных систем, радиосвязь, безопасность пассажиров при аварийной посадке и т. д.) показывает необходимость использования в качестве тренажных и обучающих средств не только комплексных, но и различных специализированных тренажеров (пилотажный, навигационный, бортинженера, кабинных процедур, а также отдельных функциональных систем). Целесообразность их использования в каждом конкретном случае определяется экономическими соображениями; главными критериями являются объем тренировок (например, количество подготовленных в течение года экипажей) и стоимость подготовки одного экипажа. Так, применение специализированных тренажеров экономически целесообразней, когда количество подготовленных экипажей в год превышает сорока. Естественно, составы оптимизированных тренировочных комплексов для каждого вида транспортных средств могут существенно отличаться.

При создании концептуальной модели движения не исключается и независимая разработка отдельных систем, входящих в транспортные тренажеры; может осуществляться и без полного учета взаимных связей между транспортным средством, его реальными системами, объектами, внешней средой, а также особенностями восприятия анализаторами оператора. Тренажер рассматривается как психофизиологическая система обучения, в которой возбуждение психофизиологических и психофизических характеристик оператора происходит на основе создания обучающей среды применяемыми системами моделирования, восприятий и реакций обучающегося (в процессе нормального функционирования, исходя из метода прямой аналогии, должно обеспечиваться воспроизведение необходимых ощущений, а не характеристик движения транспортного средства).

Как видим, обеспечение эффективности и надежности эргатических систем непосредственно связано с изучением психики человека в самых различных условиях, в том числе и в предельных состояниях. Моделью предельного случая предусматривается психическая патология (возможен избыток побочных шумов, дефицит информации, артефакты (любой искусственно созданный объект, продукт человеческой деятельности) психического отражения ситуаций и неадекватного поведения). При феноменологическом описании деятельности человека в зависимости от состояния его психики и факторов, влияющих на ее надежность, в качестве входов системы можно рассматривать:

-          психопатологическое отягощение (наличие психозов и пограничных форм);

-          особенности личности с наиболее часто встречающимися вариантами нормы и аномалиями;

-          вредные воздействия в течение жизни их последствий;

-          отрицательные факторы в рассматриваемый момент.

На выходе системы:

-          основные уровни психики (сон — бодрствование, интеллект, мышление, эмоциональная сфера, память);

-          информационно-отражательные механизмы восприятия и узнавания, представления и воображения и др.;

-          параметры целенаправленной деятельности;

-          признаки для оценки действий, высказываний, решений и т. д.

Статистический анализ данных нормального функционирования подтвердил высокую зависимость между наследственным психопатологическим отягощением, аномальными признаками личности и остаточными явлениями перенесенных заболеваний с одной стороны и нарушениями психического отражения и организацией деятельности — с другой. Указанная зависимость является неспецифической; не связана с видом возникшей психической болезни, и имеет место во всех случаях предельных состояний. В качестве количественных характеристик зависимостей использовались:

-          мера  зависимости случайного события  от случайного события , а именно условная вероятность ;

-          мера  зависимости события  от событий ;  — для независимых  (можно говорить, что  есть линейная комбинация событий , то есть  (речь идет не о линейной функциональной зависимости  от ; эта зависимость может быть гораздо более сложной и не линейной).

При использовании дискретных случайных величин  в качестве меры зависимости использовалась ; ; - возможные значения  и ;  обычно вычисляется по выборке объекта  (сначала по всей выборке, затем по репрезентативным частям с минимальным пересечением, а затем — среднее значение).

Оценка качества тренажера производилась по его имитационным характеристикам (в значительной степени определяются иерархической структурой объекта). Соответствие динамических характеристик реального объекта и используемой модели в тренажере часто определяется на основе экспертной оценки. Такая оценка позволяет подстройку параметров модели в процессе исследовательского проектирования. К сожалению, она трудоемка и в значительной степени субъективна. Поэтому актуальна объективизация оценки качества, как управления, так и тренажера в целом; результаты приводятся в [1…3]. Проводилась и оценка психофизиологической напряженности оператора по управлению реальным объектом и на тренажере (учитывались частота сердечных сокращений, частота дыханий, дисперсия кардиоцикла и т. д.). Оказалось, что напряженность в значительной степени определяется адаптацией оператора к собственной частоте колебаний объекта. По данным независимой экспертизы отмечались удовлетворительность результатов для большинства режимов и этапов эксплуатации транспортных средств [4…6].

 

Литература:

 

1.                  Гарькина И. А., Данилов А. М., Домке Э. Р. Математическое моделирование управляющих воздействий оператора в эргатической системе / Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). –2011. — № 2. — С. 18–23.

2.                  Гарькина И. А., Данилов А. М., Пылайкин С. А. Тренажеры и имитаторы транспортных систем: выбор параметров вычислений, оценка качества / Мир транспорта и технологических машин. –№ 3(42). –2013. –С.115–121.

3.                  Будылина Е. А., Гарькина И. А., Данилов А. М., Пылайкин С. А. Аналитическое определение имитационных характеристик тренажных и обучающих комплексов // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 6 (часть 4). — С. 698–702.

4.                  Данилов А. М., Домке Э. Р., Гарькина И. А. Формализация оценки оператором характеристик объекта управления / Известия ОрелГТУ. Информационные системы и технологии, 2012. — № 2 (70). — С.5–11.

5.                  Будылина Е. А., Данилов А. М., Пылайкин С. А., Лапшин Э. В. Тренажеры по подготовке операторов эргатических систем: состояние и перспективы /

6.                  Современные проблемы науки и образования. –2014. — № 4. — С. 154.

7.                  Гарькина И. А., Данилов А. М., Пылайкин С. А. Транспортные эргатические системы: информационные модели и управление / Мир транспорта и технологических машин. — 2013. — № 1 (40). — С. 113–120.

Основные термины (генерируются автоматически): подготовка операторов, система, тренажер, нормальное функционирование, случайное событие, транспортное средство.


Похожие статьи

Имитационные характеристики тренажеров: оценка стиля управления оператора

Предложены критерии оценки стиля управления объектом оператора транспортной эргатической системы. Установлена связь между критериями и техническими характеристиками объекта.

Параметры распределения управляющих воздействий оператора в эргатической системе

Предлагается методика определения параметров распределения управляющих воздействий оператора в эргатической системе при их различном представлении. Даются возможные приложения полученных результатов для оценки имитационных характеристик тренажных и о...

Формирование критериев динамического подобия модели реальному объекту

Предлагаются методы оценки имитационных характеристик тренажера, исходя из стиля управления оператора реальным объектом и в условиях тренажера. Приводятся функционалы качества, прошедшие практическую апробацию. При разработке критериев учитывалась во...

Аналитическое описание оценки оператором динамических характеристик объекта

Предлагается методика формализации как оценки оператором объекта управления в процессе нормального функционирования, так и имитационных характеристик тренажера с точки зрения формирования требуемого стиля управления.

Методологические основы оценки качества имитационных моделей объектов управления

Определяются инженерно-психологические аспекты, непосредственно связанные с оценкой качества имитационного моделирования объектов управления, описываемых системой обыкновенных дифференциальных уравнений в нормальной форме Коши.

Разработка web-ориентированного программного модуля мониторинга формирования уровня компетентности студентов технических вузов на основе контрольных карт и гистограмм

В работе приведен анализ проблем компетентностного подхода в образовании, поставлена цель и задачи разрабатываемого программного модуля. Описана схема база данных и архитектура разработанного программного продукта, рассмотрены основные возможности, о...

Предварительная оценка деятельности оператора в эргатической системе

Рассматриваются актуальные вопросы формирования обобщенного функционала качества на базе частных критериев оценки многоцелевых систем. Результаты работы прошли апробацию при разработке строительных материалов различного назначения как сложных систем,...

Разработка информационной системы «Расписание занятий» для учреждений высшего образования

Рассмотрены методы автоматизированного составления расписания занятий вуза, основные направления разработки, представлены имеющиеся результаты по созданию расписания в полуавтоматическом режиме.

Системы мониторинга в управлении эффективностью и техническом аудите дорожных машин

Представлена оценка функциональных возможностей мониторинговых систем в управлении эффективностью техники. Приведен подход к назначению критериев эффективности. Рассмотрены направления мониторинга для различных дорожных машин.

Общие принципы построения навигационных систем и направления повышения качества их работы

Целью статьи являлся анализ принципов построения систем навигации на примере систем для подвижных наземных объектов и определение направлений повышения качества работы данных систем. Сбор необходимых данных проводился путем рассмотрения публикаций св...

Похожие статьи

Имитационные характеристики тренажеров: оценка стиля управления оператора

Предложены критерии оценки стиля управления объектом оператора транспортной эргатической системы. Установлена связь между критериями и техническими характеристиками объекта.

Параметры распределения управляющих воздействий оператора в эргатической системе

Предлагается методика определения параметров распределения управляющих воздействий оператора в эргатической системе при их различном представлении. Даются возможные приложения полученных результатов для оценки имитационных характеристик тренажных и о...

Формирование критериев динамического подобия модели реальному объекту

Предлагаются методы оценки имитационных характеристик тренажера, исходя из стиля управления оператора реальным объектом и в условиях тренажера. Приводятся функционалы качества, прошедшие практическую апробацию. При разработке критериев учитывалась во...

Аналитическое описание оценки оператором динамических характеристик объекта

Предлагается методика формализации как оценки оператором объекта управления в процессе нормального функционирования, так и имитационных характеристик тренажера с точки зрения формирования требуемого стиля управления.

Методологические основы оценки качества имитационных моделей объектов управления

Определяются инженерно-психологические аспекты, непосредственно связанные с оценкой качества имитационного моделирования объектов управления, описываемых системой обыкновенных дифференциальных уравнений в нормальной форме Коши.

Разработка web-ориентированного программного модуля мониторинга формирования уровня компетентности студентов технических вузов на основе контрольных карт и гистограмм

В работе приведен анализ проблем компетентностного подхода в образовании, поставлена цель и задачи разрабатываемого программного модуля. Описана схема база данных и архитектура разработанного программного продукта, рассмотрены основные возможности, о...

Предварительная оценка деятельности оператора в эргатической системе

Рассматриваются актуальные вопросы формирования обобщенного функционала качества на базе частных критериев оценки многоцелевых систем. Результаты работы прошли апробацию при разработке строительных материалов различного назначения как сложных систем,...

Разработка информационной системы «Расписание занятий» для учреждений высшего образования

Рассмотрены методы автоматизированного составления расписания занятий вуза, основные направления разработки, представлены имеющиеся результаты по созданию расписания в полуавтоматическом режиме.

Системы мониторинга в управлении эффективностью и техническом аудите дорожных машин

Представлена оценка функциональных возможностей мониторинговых систем в управлении эффективностью техники. Приведен подход к назначению критериев эффективности. Рассмотрены направления мониторинга для различных дорожных машин.

Общие принципы построения навигационных систем и направления повышения качества их работы

Целью статьи являлся анализ принципов построения систем навигации на примере систем для подвижных наземных объектов и определение направлений повышения качества работы данных систем. Сбор необходимых данных проводился путем рассмотрения публикаций св...

Задать вопрос