Реализация требований к управлению персоналом в системе менеджмента качества организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.

Дата публикации: 02.02.2015

Статья просмотрена: 6073 раза

Библиографическое описание:

Буков, А. Е. Реализация требований к управлению персоналом в системе менеджмента качества организации / А. Е. Буков, Н. Б. Губер, О. В. Богатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 100-102. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15385/ (дата обращения: 15.11.2024).

Рассмотрены основные требования к управлению персоналом в системе менеджмента качества предприятия.

Ключевые слова: управление персоналом, система менеджмента качества, элементы системы управления персоналом.

 

Система менеджмента качества рассматривает персонал организации как один из ключевых видов ресурсов [1, 3, 5, 7]. От работы персонала зависит не только сама система качества, но и эффективность, работоспособность и благополучие организации в целом [3, 6]. Управление персоналом является ключевым элементом системы качества. Персонал организации задействован во всех процессах: от самых простых до самых сложных и трудоёмких. Чем эффективнее работает система управления персоналом, тем эффективнее будет работать организация. Управление персоналом, с точки зрения стандарта ISO 9001, это процесс обеспечения организации качественным персоналом для достижения необходимых результатов и удовлетворённости потребителей. Этот процесс включает в себя множество задач о мотивации, развитию, обучению, кадровому учёту, планированию, анализу и оценке персонала [4, 6, 8].

Главное требование стандарта в отношении персонала заключается в том, чтобы каждый сотрудник, которому поручена та или иная работа, был компетентным, имел необходимое образование, подготовку, навыки и опыт для выполнения работы. На основании этого требования возникает ряд других взаимосвязанных требований.

Управление персоналом организации должно включать:

-          определение необходимой компетентности персонала;

-          обеспечение подготовки и обучения персонала;

-          оценку результативности предпринятых мер по обучению и подготовке сотрудников;

-          информирование и вовлечение персонала в достижение целей в области качества;

-          ведение необходимых учетных записей об образовании, подготовке и опыте сотрудников.

Несмотря на то, что число требований невелико, их реализация на практике может являться объемной и трудоемкой задачей. Для выполнения требований стандарта ISO 9001 могут быть привлечены не только сотрудники отдела кадров или службы персонала, ответственные за управление персоналом, но и руководители всех звеньев организации, а также и рядовые сотрудники. Хотя стандарт ISO 9001 не требует создания специальных процедур и документов по управлению персоналом, необходимость в документировании этого процесса все равно возникает [9]. Связано это с тем, что, во-первых, выполнение требований затрагивает многие функции системы управления персоналом, во-вторых, сама реализация функций управления персоналом порождает ряд документов, необходимых для учета выполненных действий (например, записи об образовании и подготовке сотрудников). В системе менеджмента качества задачи управления персоналом вытекают из состава требований, которые должны быть реализованы в организации при внедрении СМК. Эти задачи являются неотъемлемой частью системы управления персоналом организации.

К составу таких задач относятся:

1)        определение и оценка требований к выполнению работы. Чтобы назначить персонал на выполнение работы, необходимо понимать уровень сложности этой работы. Некоторые виды работ требуют очень серьезной подготовки и большого практического опыта исполнителей. Другие работы могут выполняться без специальной подготовки. Весь состав работ должен быть определен, а требования к квалификации исполнителей установлены документально. Как правило, для этих целей используют должностные инструкции, положения о подразделениях или квалификационные матрицы. В данном случае задачи управления персоналом пересекаются с задачами по планированию и управлению бизнес процессами.

2)        оценка уровня подготовки и компетентности персонала. Уровень компетентности означает подтвержденную способность исполнителя выполнять свои обязанности в соответствии с требованиями к конкретной работе. Чтобы сотрудник мог исполнять свои обязанности качественно, в организации должна существовать система оценки уровня подготовки сотрудников. Эти задачи управления персоналом могут быть реализованы по-разному и для разных категорий сотрудников. При приеме на работу могут проводиться тестирования и собеседования с кандидатом. Для штатных сотрудников может проводиться ежегодная аттестация и т. п. Порядок действий и результаты оценки в системе качества должны быть документированы.

3)        назначение на работы персонала, имеющего достаточный уровень подготовки и квалификации. Чтобы поддерживать на должном уровне качество работ и развивать возможности организации, необходимо регулярно сопоставлять уровень подготовки персонала с текущими потребностями. Система управления персоналом должна предусматривать, чтобы привлечение исполнителей к работе осуществлялось только в том случае, если их уровень компетенции соответствует установленным требованиям. Как правило, для этого используются приказы по кадровому составу, подписи в должностных инструкциях, записи в различных журналах инструктажа.

4)        проведение обучения и подготовка персонала. В системе качества должна быть реализована процедура выявления потребности в обучении персонала и повышении его квалификации. Требования по обучению персонала связаны с рядом других требований стандарта ISO 9001 (предупреждающие и корректирующие действия, внутренние аудиты, анализ СМК со стороны руководства), соблюдение которых позволяет выявлять потребности в обучении персонала. Порядок выявления потребности и проведение обучения желательно документировать.

5)        оценка результативности обучения персонала. Все действия, связанные с подготовкой персонала должны приводить к повышению квалификации сотрудников. Оценка результативности обучения является элементом обратной связи, которую должна предусматривать система управления персоналом. Результаты оценки должны быть задокументированы. Обычно, для этого используются различные свидетельства, сертификаты о подготовке, записи в карточках сотрудников и т. п.

6)        мотивация сотрудников к достижению поставленных целей. Одним из принципов системы качества является принцип вовлечения персонала. Методы стимулирования могут быть разные, как материальные, так и нематериальные. Важно, чтобы эти методы были понятны сотрудникам и были связаны с достижениями и результатами их труда.

7)        регистрация и ведение кадровой документации и документов по образованию, подготовке и квалификации сотрудников. Стандарт ISO 9001 требует, чтобы результаты подготовки персонала, сведения об образовании, квалификации и опыте были документированы. При этом, необходимо учитывать, что документироваться должны все сведения о подготовке, а не только официально выдаваемые сертификаты или дипломы. Например, любой инструктаж, с точки зрения СМК, также относится к вопросам подготовки персонала.

Таким образом, система менеджмента качества вносит в процесс управления персоналом упорядоченность. Как видно из приведенного состава задач, управление персоналом в системе менеджмента качества связано с такими элементами системы управления персоналом как кадровый учет и кадровое делопроизводство, мотивирование персонала, а также обучение и развитие персонала.

 

Литература:

 

1.         Альхамова Г. К., Вайскробова Е. С., Богатова О. В., Ребезов М. Б. Порядок создания интегрированной системы менеджмента качества пищевого предприятия. Инновации в науке, бизнесе и образовании: мат. междунар. научн.-практ. конф. Оренбург: НОУ ВТУ, 2008. С. 178–185.

2.         Альхамова Г. К., Вайскробова Е. С., Богатова О. В., Ребезов М. Б. Матрица ответственности управления интегрированной системы менеджмента качества пищевых предприятий. Инновации в науке, бизнесе и образовании: мат. междунар. научн.-практ. конф. Оренбург: НОУ ВТУ, 2008. С. 171–177.

3.         Ребезов М. Б., Вайскробова Е. С., Максимюк Н. Н. От лучшего управления — к лучшему качеству. Система менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000. Магнитогорск. МаГУ, 2008.

4.         Вайскробова Е. С., Ребезов М. Б. Модель управления пищевыми предприятиями. Современное состояние и перспективы развития пищевой промышленности и общественного питания: мат. II всерос. научн.-практ. конф. Челябинск: ЮУрГУ, 2009. С. 11–13.

5.         Ребезов М. Б., Богатова О. В., Курамшина Н. Г. Создание интегрированных систем менеджмента качества на предприятиях пищевой промышленности. Пищевая промышленность: состояние, проблемы, перспективы: мат. междунар. научн.-практ. конф. Оренбург: ОГУ, 2009. С. 70–74.

6.         Ребезов М. Б., Максимюк Н. Н., Богатова О. В., Курамшина Н. Г., Вайскробова Е. С., Интегрированные системы менеджмента качества на предприятиях пищевой промышленности. Магнитогорск: МаГУ, 2009. 357 с.

7.         Тельманова Е. В., Ребезов М. Б., Кожевникова Е. Ю., Мазаев А. Н. Организационно-документационная составляющая управления персоналом в организациях. Инновационные технологии в пищевой промышленности: наука, образование и производство. Воронеж: ВГУИТ, 2013. С. 950–954.

8.         Цой В. А., Ребезов М. Б. Анализ развития менеджмента качества. Ученые записки института сельского хозяйства и природных ресурсов. НовГУ. Т. 17. Вып. 2. В.Новгород, 2009. С. 105–109.

Основные термины (генерируются автоматически): ISO, управление персоналом, обучение персонала, персонал, персонал организации, система менеджмента качества, система управления, выполнение работы, подготовка персонала, кадровый учет.


Ключевые слова

система менеджмента качества, Управление персоналом, управление персоналом, элементы системы управления персоналом., элементы системы управления персоналом

Похожие статьи

Научно-практические подходы к оценке эффективности систем управления предприятием

В статье раскрыты теоретические основы и практические аспекты организации и функционирования систем управления, проанализированы тенденции их развития, обоснованы рекомендации относительно повышения эффективности системы управления в сельскохозяйстве...

Использование специализированного программного обеспечения в процессе разработки и внедрения системы менеджмента качества

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме эффективности управления системой менеджмента качества в системе электронного документооборота, использования специализированного программного обеспечения в процесс разработки и внедрения систе...

Современные информационные модели учетного обеспечения управления и формирования прибылью

В статье рассмотрены современные информационные модели учетного обеспечения управления и формирования прибылью.

Международные экологические стандарты в сфере управления почвенным плодородием

В статье рассматриваются вопросы управления сельскохозяйственным предприятием на базе международных экологических стандартов ISO 14000 с целью сохранения и повышения плодородия почв. Представлены разработанные автором рекомендации относительно внедре...

Системы менеджмента качества как основной вид контроля качества в строительстве

В данной статье рассмотрены системы стандартов в сфере строительства. Главной задачей для строительной организации является разработка системы менеджмента качества, которая позволит отвечать запросам проектной и нормативно- технической документации, ...

Модель управления и автоматизации этапов жизненного цикла автоматизированных систем диспетчерского управления на основе PLM-систем

Жизненный цикл автоматизированных систем (ЖЦ АС) носит итерационный характер, в процессе его развития для минимизации накопления ошибок необходимо своевременно актуализировать информационную модель объекта в соответствии с фактической обстановкой. Од...

Экологический менеджмент как составляющая корпоративной социальной ответственности и системы менеджмента качества международного бизнеса в разрезе концепции устойчивого развития

В статье показано место экологического менеджмента в системе корпоративной социальной ответственности бизнеса, определены особенности и примеры корпоративной социальной ответственности в международном бизнесе, определено родство систем экологического...

Повышение эффективности корпоративного управления на предприятиях в условиях модернизации экономики

В статье исследованы основные тенденции становления, укрепления и углубления корпоративного управления в Узбекистане. Определены условия успешного функционирования механизма управления.

Организационный аспект взаимодействия менеджера и контроллера в системе управления предприятием

Эффективная взаимосвязь финансового и управленческого учёта в системе управления предприятием

Похожие статьи

Научно-практические подходы к оценке эффективности систем управления предприятием

В статье раскрыты теоретические основы и практические аспекты организации и функционирования систем управления, проанализированы тенденции их развития, обоснованы рекомендации относительно повышения эффективности системы управления в сельскохозяйстве...

Использование специализированного программного обеспечения в процессе разработки и внедрения системы менеджмента качества

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме эффективности управления системой менеджмента качества в системе электронного документооборота, использования специализированного программного обеспечения в процесс разработки и внедрения систе...

Современные информационные модели учетного обеспечения управления и формирования прибылью

В статье рассмотрены современные информационные модели учетного обеспечения управления и формирования прибылью.

Международные экологические стандарты в сфере управления почвенным плодородием

В статье рассматриваются вопросы управления сельскохозяйственным предприятием на базе международных экологических стандартов ISO 14000 с целью сохранения и повышения плодородия почв. Представлены разработанные автором рекомендации относительно внедре...

Системы менеджмента качества как основной вид контроля качества в строительстве

В данной статье рассмотрены системы стандартов в сфере строительства. Главной задачей для строительной организации является разработка системы менеджмента качества, которая позволит отвечать запросам проектной и нормативно- технической документации, ...

Модель управления и автоматизации этапов жизненного цикла автоматизированных систем диспетчерского управления на основе PLM-систем

Жизненный цикл автоматизированных систем (ЖЦ АС) носит итерационный характер, в процессе его развития для минимизации накопления ошибок необходимо своевременно актуализировать информационную модель объекта в соответствии с фактической обстановкой. Од...

Экологический менеджмент как составляющая корпоративной социальной ответственности и системы менеджмента качества международного бизнеса в разрезе концепции устойчивого развития

В статье показано место экологического менеджмента в системе корпоративной социальной ответственности бизнеса, определены особенности и примеры корпоративной социальной ответственности в международном бизнесе, определено родство систем экологического...

Повышение эффективности корпоративного управления на предприятиях в условиях модернизации экономики

В статье исследованы основные тенденции становления, укрепления и углубления корпоративного управления в Узбекистане. Определены условия успешного функционирования механизма управления.

Организационный аспект взаимодействия менеджера и контроллера в системе управления предприятием

Эффективная взаимосвязь финансового и управленческого учёта в системе управления предприятием

Задать вопрос