В настоящее время все большое значение придается качеству продукции и услуги. Высокое качество продукции и услуги стало главным условием успеха фирм в конкурентной борьбе на рынке. Только в этом случае фирма будет иметь устойчивый спрос на свою продукцию или услугу и получать прибыль.
Ключевые слова: управление качеством, логистика, контрольные точки.
В последнее время в литературе и профессиональной деятельности все чаше встречаются понятия «управления качеством», «безопасность продукции и услуги», «сертификация», «техническое регулирование», «технические характеристики» [1–6; 8–12]. Становление рыночных отношений в России показало, что производители товаров и услуг ориентируются сегодня прежде всего на рынок потребителя. Основная цель такой ориентации — показать, что предприятия готовы поставлять или производить продукцию или услугу стабильного качества. Для обеспечения стабильности поставок и качества продукции или услуги необходимо принять ряд мер, позволяющих оперативно управлять процессами на предприятиях.
Цель управления качеством на предприятиях логистики заключается в предотвращении ошибок, таких как отгрузка негодной продукции, нарушение ротации, условий и сроков хранения и т. д. Основными инструментами управления качеством в данной сфере должны выступать: единица и место хранения, партионные статусы, единицы учета, идентификация, сроки и условия хранения.
Несмотря на всю сложность задачи, можно уменьшить и почти исключить вероятность ошибки, используя следующие элементы.
Единица хранения и место хранения. Основная задача любого склада — знать, где хранится продукция и быстро её найти для отгрузки при необходимости. Единицей хранения может быть отдельная упаковка или поддон с несколькими упаковками. Это может быть мешок весом в 25 кг или весом в тонну. Единица хранения обычно имеет статус (годен, не годен, в резерве)
Место хранения — это ячейка, ящик, выделенный бак и т. п. Для склада это то место, которое обладает постоянным адресом и физическими границами.
Статусы. Статус позволяет визуально и виртуально (в базе данных, системе учета) обозначить свойства продукции для всех потенциальных пользователей и отделить места хранения для товаров, обладающих разными статусами: «резерв», «годен», «не годен».
Срок годности. Любая продукция или товар обладают определенными свойствами. Свойства гарантируются производителем продукции. Однако с течением времени свойства изменяются, поэтому обычно производитель гарантирует их соответствие только в течение определенного времени. Срок годности тесно связан со статусом продукции [5]. Продукция, срок годности которой завершился, автоматически переводится в статус «не годен» или «резерв», в зависимости от возможности новой проверки.
Идентификация. Это минимальный набор сведений, который позволяет использовать их в работе предприятия. Обычно этот минимальный набор состоит из: номера партии, названия продукции, артикула, статуса, срока годности. Для установления причин брака, претензий и ошибок, для своевременной изоляции проблемных партий товара или своевременной разбраковки необходимо обеспечить полную прослеживаемость движения и хранения единиц продукции. Вышеуказанного набора сведений достаточно для решения большинства проблем качества, которые могут возникнуть на складе.
Условия хранения. Производитель каждого вида продукции обычно устанавливает, в каких условиях (температура, влажность, прямой солнечный свет) она должна храниться, чтобы гарантированно сохранять свои свойства до окончания срока годности. Одной из задач управления качеством в складской деятельности является предотвращение нарушений условий хранения и контроль условий хранения. Для этого обычно ведется мониторинг (отслеживание) условий хранения, то есть регистрация температуры и влажности.
Для построения системы управления качеством на предприятиях логистики целесообразно использовать следующие контрольные точки.
1. Приемка товаров на склад. Товары принимаются на склад по партиям. Каждая партия прибывает с сопровождающим документом качества. Данный документ выдается производителем товара и гарантирует определенные свойства. Уполномоченный сотрудник склада проверяет упаковку и сверяет её целостность и правильность. При необходимости специалисты могут провести выборочный контроль качества продукции.
2. Передача партии производству или на отгрузку потребителю — осуществляется путем контроля в момент передачи. На этой стадии проверяется название материала и номер партии, статус материала в системе учета, визуальное обозначение статуса на каждой упаковке, срок годности, целостность упаковки.
3. Возврат неиспользованных товаров на склад от потребителя или с производства (контрольная точка) часто увеличивает вероятность проблем. Возможно, неиспользованный материал был загрязнен или ошибочно промаркирован у потребителя или на производстве. В этом случае необходима повторная проверка качества специалистами [7].
Контрольные точки складской логистики, применяемые в России, являются только началом этапа развития специализированных стандартов управления качеством. Так, в странах Европы разработаны и приняты к использованию стандарты серии GTP (Good Trading Practice). GTP задумана как модульная часть системы управления качеством, охватывающей весь цикл пищевой и кормовой цепи, который должен улучшить и сохранить доверие потребителей. Стандарт предназначен для предприятий, чья деятельность состоит из сбора, хранения, торговли и транспортировки зерновых, масличных культур, белковых культур и других растительных продуктов. Стандарт распространяется на все операции с момента получения и до отправки товаров. Стандарт не распространяется на предприятия АПК, имеющих собственные складские помещения
В заключении отметим, что обучение и инструктаж сотрудников склада, жесткое соблюдение правил контроля качества на складах является залогом успеха в складской деятельности как в России, так и за рубежом.
Литература:
1. Ребезов М. Б., Альхамова Г. К., Вайскробова Е. С., Богатова О. В. Порядок создания интегрированной системы менеджмента качества пищевого предприятия. Инновации в науке, бизнесе и образовании: материалы конференции. Оренбург, 2008. С. 178–185.
2. Ребезов М. Б., Вайскробова Е. С., Максимюк Н. Н., От лучшего управления — к лучшему качеству. Система менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000. Магнитогорск. МаГУ, 2008. 132 с.
3. Вайскробова Е. С., Ребезов М. Б. Модель управления пищевыми предприятиями. Современное состояние и перспективы развития пищевой промышленности и общественного питания: мат. II всерос. научн.-практ. конф. Челябинск: ЮУрГУ, 2009. С. 11–13.
4. Выдрина Н. В., Губер Н. Б., Косолапова А. С., Переходова Е. А. Влияние потребительских предпочтений на технические характеристики продукта. Молодой ученый. 2014. № 8. С. 150–153.
5. Губер Н. Б. Проблема сохраняемости мясной продукции в торговых сетях. В сборнике: Наука. Южно-Уральский государственный университет. Материалы 65-й Научной конференции. 2013. С. 24–27.
6. Доронина А. С., Амерханов И. М., Альхамова Г. К., Губер Н. Б., Асенова Б. К. Порядок проведения добровольной сертификации продукции в ЦРО — ДУМ РТ. Молодой ученый. 2013. № 11. С. 92–95.
7. Кожевникова Е. Ю., Ребезов М. Б. Описание бизнесс-процесса согласования возврата продукции с признаками производственного брака. Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 10–2 (17). С. 45–47.
8. Нуштаева А. И., Губер Н. Б., Ребезов Я. М., Раков М. О., Полтавская Ю. А. Современные требования к безопасности мясных изделий. Молодой ученый. 2014. № 11. С. 83–86.
9. Ребезов М. Б., Богатова О. В., Курамшина Н. Г. Создание интегрированных систем менеджмента качества на предприятиях пищевой промышленности. Пищевая промышленность: состояние, проблемы, перспективы: материалы конференции. Оренбург, 2009. С. 70–74.
10. Ребезов М. Б., Максимюк Н. Н., Богатова О. В., Курамшина Н. Г., Вайскробова Е. С. Интегрированные системы менеджмента качества на предприятиях пищевой промышленности. Магнитогорск: МаГУ, 2009. 357 с.
11. Тельманова Е. В., Ребезов М. Б., Кожевникова Е. Ю., Мазаев А. Н. Организационно-документационная составляющая управления персоналом в организациях. Инновационные технологии в пищевой промышленности: наука, образование и производство: материалы конференции. Воронеж, 2013. С. 950–954.
12. Цой В. А., Ребезов М. Б. Анализ развития менеджмента качества. Ученые записки института сельского хозяйства и природных ресурсов НовГУ. Т. 17. Вып. 2. В.Новгород, 2009. С. 105–109.