Исследование потребительских предпочтений и оценка соответствия чёрного байхового чая, реализуемого в розничной торговой сети | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.

Дата публикации: 02.02.2015

Статья просмотрена: 1548 раз

Библиографическое описание:

Даренских, А. Г. Исследование потребительских предпочтений и оценка соответствия чёрного байхового чая, реализуемого в розничной торговой сети / А. Г. Даренских, Н. Б. Губер, В. И. Боган. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 119-122. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15389/ (дата обращения: 15.11.2024).

Приведены результаты опроса потребителей г. Челябинска по предпочтениям при выборе черного байхового чая, на основании которых представлены рекомендации по выбору наиболее популярных торговых марок чая.

Ключевые слова: качество, чай чёрный байховый, потребительские предпочтения, органолептическая оценка.

 

На сегодняшний день, среди всех напитков, которые употребляет население России, чай занимает одно из главных мест. Во всём мире, и в том числе в России, растёт интерес к чайной культуре, потребитель лучше разбирается в выборе, становится более требовательным к качеству, соответственно совершенствуются и методологии испытаний пищевых продуктов [2–4, 12]. В свою очередь, чайные производители стремятся удовлетворить потребительские запросы, поставляя новую и разнообразную продукцию.

Нами было проведено социологическое исследование, в котором приняли участие как мужчины (50 %), так и женщины (50 %), предпочтительно в возрасте от 21 до 23 лет. Методика проведения исследований заключалась в анкетировании респондентов с последующей статистической обработкой полученных данных [1,5–11,13,14].

На рисунке 1 представлено соотношение возрастных категорий респондентов, участвовавших в опросе.

В ходе опроса учитывался среднемесячный доход на одного члена семьи и частота употребления чая в рационе респондента. Несмотря на обилие представленных в продаже пакетированных чаёв, в 80 случаях из 100 челябинский потребитель приобретает развесной. При покупке чая, в первую очередь, внимание обращают на органолептические показатели: вкус, крепость, аромат, цвет (35 %); цену (21 %); торговую марку, фирму (19 %); упаковку (16 %). Лишь 9 % опрошенных руководствуются иными мотивами при выборе чая, например, интересуются страной происхождения чая.

Рис. 1. Соотношение возрастных категорий, участвовавших в опросе

 

Для многих россиян любимым чаем остаётся чёрный крупнолистовой байховый чай. При покупке чая прежде всего следует обращать внимание на внешний вид. Для лучшей сохранности чай должен быть упакован герметично, хотя бы с использованием специальной металлической плёнки (фольги).

Большинство жителей города Челябинска при выборе чая своё предпочтение отдают марке «Greenfield», немало поклонников у не менее известной марки «Lipton», так же в тройку лидеров входит чай марки «Ahmad». Ниже, в виде диаграммы, на рисунке 2 представлены результаты предпочтений при выборе чая.

Рис. 2. Потребительские предпочтения при выборе торговых марок чая

 

Что касается ценового вопроса, то большая часть опрошенных готова заплатить за упаковку чая от 50 до 100 рублей с учётом веса упаковки (в граммах) от 50 до 100. Результаты опроса представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Сумма, которую покупатель готов заплатить за упаковку чая (руб.)

 

Лидерами среди добавок к чаю оказались самые традиционные добавки, такие как: лимон, молоко, сахар. Мята также является одним из фаворитов в этом ряду. Как известно, она обладает успокаивающим эффектом, помогает бороться с простудой и улучшает сон. Сушёные ягоды, имбирь, жасмин и гибискус тоже отличные добавки к чаю, но не получившие признания у большинства респондентов.

В ходе исследований с целью органолептической оценки чая авторами были отобраны образцы, упоминаемые респондентами. Результаты оценки байхового чая, реализуемого на потребительском рынке г. Челябинска, приведены в таблице 1.

Таблица 1

Органолептическая оценка чая чёрного

Наименование показателя

Характеристика по ГОСТ 1938

Фактически, Чай черный

цейлонский «Бета Чай ОПА»

байховый цейлонский «Акбар»

«Royal Japur»

байховый «Lipton Yellow Label Tea»

байховый «Гринфилд Голден Цейлон»

Аромат и вкус

Нежный аромат, приятный с терпкостью вкус

сильно терпкий

нежный аромат, приятный с терпкостью вкус

Настой

Яркий, прозрачный «средний»

Цвет разваренного листа

Однородный, коричнево-красного цвета

не однородный

Внешний вид (уборка)

Ровный, однородный, хорошо скрученный

однородный, коричнево-красного цвета

не однородный

 

В результате проведённой органолептической оценки установлено, что чай чёрный байховый «Гринфилд Голден Цейлон», чай чёрный байховый «Lipton Yellow Label Tea», чай «Royal Japur» не соответствуют полностью нормируемым органолептическим характеристикам по ГОСТ 1938 «Чай чёрный байховый фасованный. Технические условия». Чай чёрный байховый «Lipton Yellow Label Tea», чай «Royal Japur» обладали чрезмерно терпким вкусом. Чай чёрный байховый «Гринфилд Голден Цейлон», чай чёрный байховый «Lipton Yellow Label Tea» отличились от остальных образцов цветом разваренного листа, а именно его неоднородностью. При рассмотрении внешнего вида (уборки) чайного листа, образцы чая чёрного байхового «Гринфилд Голден Цейлон» и «Lipton Yellow Label Tea» оказались не соответствующими требованиям ГОСТ 1938: чайный лист был повреждённым, не однородным, с посторонними примесями.

Следовательно, можно сделать вывод, что наилучшие результаты показали два образца чая: чай чёрный, цейлонский «Бета Чай ОПА» и чай чёрный байховый цейлонский «Акбар», которые по всем органолептическим параметрам соответствуют требованиям ГОСТ 1938.

Таким образом, в результате проведенных исследований установлено, что потребительские предпочтения чая не всегда коррелируют с его вкусовыми достоинствами. Потребитель при выборе чая ориентируется прежде всего на узнаваемость торговой марки и стоимость одной упаковки чая.

 

Литература:

 

1.                  Альхамова Г. К., Ребезов М. Б., Амерханов И. М., Мазаев А. Н. Анализ потребительских предпочтений при выборе творожных продуктов. Молодой ученый. 2013. № 3. С. 13–16.

2.                  Белокаменская А. М., Ребезов М. Б., Мазаев А. Н., Ребезов Я. М., Зинина О. В. Применение физико-химических методов исследований в лабораториях Челябинской области. Молодой ученый. 2013. № 4. С. 48–53.

3.                  Белокаменская А. М., Ребезов М. Б., Мазаев А. Н., Ребезов Я. М., Максимюк Н. Н., Асенова Б. К. Исследование пищевых продуктов и продовольственного сырья на содержание ртути атомно-абсорбционным методом. Молодой ученый. 2013. № 10. С. 98–101.

4.                  Белокаменская А. М., Ребезов М. Б., Мухамеджанова Э. К. Подбор современного оборудования для определения токсичных элементов с целью обеспечения качества испытаний. Торгово-экономические проблемы регионального бизнес пространства. 2013. № 1. С. 292–296.

5.                  Выдрина Н. В., Губер Н. Б., Ковтун М. А., Паульс Е. А. Изучение потребительских предпочтений сычужных сыров г.Челябинска. Молодой ученый. 2014. № 9 (68). С. 123–126.

6.                  Етимбаева А. Р., Губер Н. Б. Анализ потребительских предпочтений водочной продукции г. Челябинска. Экономика и бизнес. Взгляд молодых. 2013. № 1. С. 414.

7.                  Rebezov M. B., Naumova N. L., Lukin A. A., Alkhamova G. K., Khayrullin M. F. Food behavior of consumers (for example, Chelyabinsk). Вопросы питания. 2011. № 6. С. 23.

8.                  Лукин А. А., Хайруллин М. Ф., Наумова Н. Л., Альхамова Г. К., Ребезов М. Б. Изучение отношения потребителей к обогащенным продуктам питания. Пищевая промышленность. 2011. № 5. С. 13–15.

9.                  Наумова Н. Л., Ребезов М. Б. Изучение потребительских предпочтений хлебобулочных изделий (на примере г. Челябинска). Современное состояние и перспективы развития пищевой промышленности и общественного питания: Мат. V междунар. научн.-практ. конф.: в 2 т. Челябинск: ИЦ ЮУрГУ, 2011. Т. I. С. 272–277.

10.              Наумова Н. Л., Ребезов М. Б., Аксенова М. О., Доронина А. С. О потребительских предпочтениях продукции масложировой отрасли. Масложировая промышленность. 2012. № 2. С. 12–14.

11.              Нуштаева А. И., Губер Н.Б Нуштаева А. И., Губер Н. Б. Потребительские предпочтения консервированного тушеного мяса. Экономика и бизнес. Взгляд молодых. 2013. № 1. С. 426.

12.              Ребезов М. Б., Белокаменская А. М., Зинина О. В., Максимюк Н. Н., Наумова Н. Л. Оценка методов инверсионной вольтамперометрии, атомно-абсорбционного и фотометрического анализа токсичных элементов в продовольственном сырье и пищевых продуктах.. Челябинск, 2012.

13.              Хайруллин М. Ф., Ребезов М. Б., Наумова Н. Л., Лукин А. А., Дуць А. О., О потребительских предпочтениях при выборе мясных продуктов. Мясная индустрия. 2011. № 12. С. 15–17.

14.              Четверикова А. А., Губер Н. Б. Анализ потребительских предпочтений кефира (на примере г. Челябинск). Молодой ученый. 2014. № 10(69). С. 216–219.

Основные термины (генерируются автоматически): чай, выбор чая, Цейлон, внешний вид, упаковка чая, коричнево-красный цвет, нежный аромат, покупка чая, чайный лист, челябинск.


Ключевые слова

качество, потребительские предпочтения, органолептическая оценка, чай чёрный байховый, органолептическая оценка.

Похожие статьи

Критерии оценки конкурентоспособности сыровяленых мясопродуктов

Выявлены потребительские ожидания «идеального» образца мясных снэков. Проведена комплексная оценка конкурентоспособности мясных снэков, реализуемых на потребительском рынке г. Челябинска, и «идеального» образца.

Изучение потребительских предпочтений сычужных сыров г.Челябинска

Изучены потребительские предпочтения сычужных сыров жителей г.Челябинска методом анкетирования.

Экономическое обоснование производства пивного напитка с использованием тритикалевого солода

В статье рассматривается, с экономической точки зрения, возможность использования солода из тритикале в качестве компонента рецептуры нового светлого пивного напитка. Представлены результаты сравнительной оценки химического состава злаковых культур (...

Анализ финансовой грамотности студентов вузов

В статье проведен анализ финансовой грамотности студентов, проведенный методом анкетирования на базе Дальневосточного Федерального университета. В ходе исследования были проанализированы субъективная оценка уровня финансовой грамотности, понимание и ...

Предпочтения потребителей спортивной одежды в городе Оренбурге

Рассмотрены предпосылки развития рынка спортивной одежды, представлены результаты проведенного опроса потребителей, выявлены их предпочтения при выборе спортивной одежды и факторы, оказывающие на них влияние.

Анализ поведения потребителя при покупке товаров повседневного спроса сетевого ретейла

В статье проводится анализ поведения потребителя при покупке товаров FMGG продуктовых ретейлеров, выявлены особенности поведения потребителя как при покупке в офлайн магазинов, но также и на онлайн площадке. Сделаны выводы о степени готовности потреб...

Исследование качества потребительских товаров (на примере рыбных консервов)

В статье приведены показатели качества, по которым целесообразно оценивать консервную продукцию ОАО «Калининградский тарный комбинат». Наиболее эффектив-ной оценкой качества продукции производителя является оценка со стороны потребите-ля, что осущест...

Роль ценовой политики в управлении продажами на предприятии

В статье рассмотрена ценовая политика СПК «Коляда». Представлены результаты исследования потребительских предпочтений покупателей колбасных изделий в городе Калининграде, цены, наценки, объём продаж и прибыль по основным колбасным изделиям СПК «Коляд...

Статистико-маркетинговый анализ рынка кофеен г. Москвы

Исследование тенденций изменения потребительских предпочтений и способность рынка реагировать на подобные изменения — важнейшие показатели функционирования и развития рыночных отношений. Данная статья посвящена анализу рынка кофеен Г. Москвы и расчет...

Покупательская лояльность потребителей розничной торговой сети

В статье представлены подходы к понятию «покупательская лояльность», выявлены виды и показатели эффективности лояльности, изучен процесс и механизм формирования покупательской лояльности посетителей торговой сети, исследованы программы лояльности, пр...

Похожие статьи

Критерии оценки конкурентоспособности сыровяленых мясопродуктов

Выявлены потребительские ожидания «идеального» образца мясных снэков. Проведена комплексная оценка конкурентоспособности мясных снэков, реализуемых на потребительском рынке г. Челябинска, и «идеального» образца.

Изучение потребительских предпочтений сычужных сыров г.Челябинска

Изучены потребительские предпочтения сычужных сыров жителей г.Челябинска методом анкетирования.

Экономическое обоснование производства пивного напитка с использованием тритикалевого солода

В статье рассматривается, с экономической точки зрения, возможность использования солода из тритикале в качестве компонента рецептуры нового светлого пивного напитка. Представлены результаты сравнительной оценки химического состава злаковых культур (...

Анализ финансовой грамотности студентов вузов

В статье проведен анализ финансовой грамотности студентов, проведенный методом анкетирования на базе Дальневосточного Федерального университета. В ходе исследования были проанализированы субъективная оценка уровня финансовой грамотности, понимание и ...

Предпочтения потребителей спортивной одежды в городе Оренбурге

Рассмотрены предпосылки развития рынка спортивной одежды, представлены результаты проведенного опроса потребителей, выявлены их предпочтения при выборе спортивной одежды и факторы, оказывающие на них влияние.

Анализ поведения потребителя при покупке товаров повседневного спроса сетевого ретейла

В статье проводится анализ поведения потребителя при покупке товаров FMGG продуктовых ретейлеров, выявлены особенности поведения потребителя как при покупке в офлайн магазинов, но также и на онлайн площадке. Сделаны выводы о степени готовности потреб...

Исследование качества потребительских товаров (на примере рыбных консервов)

В статье приведены показатели качества, по которым целесообразно оценивать консервную продукцию ОАО «Калининградский тарный комбинат». Наиболее эффектив-ной оценкой качества продукции производителя является оценка со стороны потребите-ля, что осущест...

Роль ценовой политики в управлении продажами на предприятии

В статье рассмотрена ценовая политика СПК «Коляда». Представлены результаты исследования потребительских предпочтений покупателей колбасных изделий в городе Калининграде, цены, наценки, объём продаж и прибыль по основным колбасным изделиям СПК «Коляд...

Статистико-маркетинговый анализ рынка кофеен г. Москвы

Исследование тенденций изменения потребительских предпочтений и способность рынка реагировать на подобные изменения — важнейшие показатели функционирования и развития рыночных отношений. Данная статья посвящена анализу рынка кофеен Г. Москвы и расчет...

Покупательская лояльность потребителей розничной торговой сети

В статье представлены подходы к понятию «покупательская лояльность», выявлены виды и показатели эффективности лояльности, изучен процесс и механизм формирования покупательской лояльности посетителей торговой сети, исследованы программы лояльности, пр...

Задать вопрос