Оценка маркировки потребительской упаковки является важным показателем эффективности информационного обеспечения потребителей молока и молочных продуктов. Технический регламент № 88-ФЗ обязывает изготовителей молока и продуктов его переработки, расфасованных в потребительскую тару и реализуемых на территории Российской Федерации в оптовой и розничной торговле, наносить потребительскую маркировку.
Ключевые слова: кефир, технический регламент, маркировка.
Молоко и молочные продукты традиционно являются жизненно важным звеном в рационе россиян. Вместе с тем рынок демонстрирует стабильное расширение ассортимента молока и молочных продуктов.
Одним из важных направлений научной работы кафедры прикладной биотехнологии ЮУрГУ является разработка и проектирование новых продуктов питания в соответствии с современными требованиями покупателей и пищевого законодательства России, что обуславливает острую необходимость проведения анализа их информационного обеспечения [1–16].
Для определения эффективности информационного обеспечения потребителей молока и молочных продуктов в качестве объекта исследования был выбран кефир — традиционно пользующийся спросом кисломолочный напиток.
При проведении анализа были использованы образцы продукции пяти изготовителей уральского региона:
Образец № 1 — Кефир «Здоровая ферма». Производитель — ООО «Урал молоко» 457040, Россия, Челябинская область, г.Южноуральск, ул.Ленина,16;
Образец № 2 — Кефир «Первый вкус». Производитель — ОАО «Челябинский городской молочный комбинат» 454090, Россия, г.Челябинск, ул.Тимирязева, 5;
Образец № 3 — Кефир «Белая королева». Производитель — ОАО «Комбинат Молочный Стандарт», 456780, Россия, Челябинская область, г.Озерск, ул.Кыштымская, 8;
Образец № 4 — Биокефир «Будем здоровы». Производитель — ОАО «Ревдинский молочный комбинат», 623287, Россия, Свердловская область, г.Ревда, ул.Луговая,59;
Образец № 5 — Кефир «Высший сорт». Производитель — ОАО «Чебаркульский молочный завод», 456440, Россия, г.Чебаркуль, ул.Дзержинского, 1.
Упаковочная тара кефира была не повреждена. Каждая упаковка кефира имела маркировку и этикетку, содержащую информацию для потребителей.
Информация о маркировке представленных образцов указана в таблице 1.
Таблица 1
Анализ маркировки потребительской упаковки кефира
Требования ТР № 88-ФЗ |
Образец № 1 |
Образец № 2 |
Образец № 3 |
Образец № 4 |
Образец № 5 |
Наименование |
кефир |
кефир |
кефир |
биокефир |
кефир |
Массовая доля жира в процентах |
2,5 % |
2,5 % |
2,5 % % |
2,5 % |
3,2 % |
Наименование и местонахождение изготовителя |
ООО «Урал молоко» 457040, Россия, Челябинская область, г. Южноуральск, ул.Ленина,16 |
ОАО «Челябинский городской молочный комбинат» 454090, Россия, г.Челябинск, ул.Тимирязева, 5 |
ОАО «Комбинат Молочный Стандарт», 456780, Россия, Челябинская область, г.Озерск, ул.Кыштымская, 8 |
ОАО «Ревдинский молочный комбинат», 623287, Россия, Свердловская область, г.Ревда, ул.Луговая,59 |
ОАО «Чебаркульский молочный завод», 456440, Россия, г.Чебаркуль, ул.Дзержинского, 1 |
Товарный знак® |
|||||
Масса нетто |
500 г |
500 г |
500 г |
500 г |
500 г |
Состав продукта |
Молоко цельное, молоко обезжиренное, закваска на кефирных грибках. |
Молоко цельное, молоко обезжиренное, закваска на кефирных грибках. |
Молоко цельное, молоко обезжиренное, закваска на кефирных грибках. |
Молоко цельное, молоко обезжиренное, закваска на кефирных грибках,концентрата лактулозы «Лазет». |
Молоко цельное, молоко обезжиренное, закваска на кефирных грибках. |
Содержание молочнокислых микроорганизмов |
Не менее 1 х 104 КОЕ/г |
||||
Пищевая и энергетическая ценность |
Жир — 2,5г, белок — 2,8г, углеводы — 4,0г. Энергетическая ценность — 50ккал |
Жир — 2,5г, белок — 2,8г, углеводы — 4,0г Энергетическая ценность — 50ккал |
Жир — 2,5г, белок — 2,9г, углеводы –3,9г. Энергетическая ценность — 53 ккал |
Жир — 2,5г, белок — 2,8г, углеводы — 4,2г. Энергетическая ценность — 51ккал. Лактулозы–1г |
Жир — 3,2г, белок — 2,8г, углеводы — 4,0г Энергетическая ценность — 55 ккал |
Информация о наличии компонентов ГМО |
Отсутствует |
||||
Условия хранения |
Хранить при температуре (4±2)°С |
||||
Дата изготовления и упаковывания |
Дата изготовления |
Дата изготовления |
Дата изготовления |
Дата изготовления |
Дата изготовления |
Срок годности |
5 суток |
7 суток |
7 суток |
5 суток |
7 суток |
Обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт |
ГОСТ Р 52093–2003 |
ГОСТ Р 52093–2003 |
ГОСТ Р 52093–2003 |
ФЗ № 88 от 12.06.08. ТУ 9222–004–47148164–2003 |
ГОСТ Р 52093–2003 |
Информация о подтверждении соответствия кефира |
По информации, содержащейся на упаковке, можно сделать вывод, что все представленные образцы соответствуют требованиям Федерального закона № 88–ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» по маркировке на потребительской таре.
Литература:
1. Rebezov M. B., Naumova N. L., Lukin A. A., Alkhamova G. K., Khayrullin M. F. Food behavior of consumers (for example, Chelyabinsk). Вопросы питания. 2011. № 6. С. 23.
2. Альхамова Г. К., Максимюк Н. Н., Наумова Н. Л., Амерханов И. М., Зинина О. В., Залилов Р. В., Ребезов М. Б. Новые творожные изделия с функциональными свойствами. Челябинск: ИЦ ЮУрГУ, 2011. 94 с.
3. Альхамова Г. К., Ребезов М. Б., Амерханов И. М., Мазаев А. Н. Анализ потребительских предпочтений при выборе творожных продуктов. Молодой ученый. 2013. № 3. С. 13–16.
4. Асенова Б. К., Ребезов М. Б., Топурия Г. М., Топурия Л. Ю., Смольникова Ф. Х. Контроль качества молока и молочных продуктов. Алматы: Халықаралық жазылым агентігі, 2013. 212 б.
5. Наумова Н. Л., Ребезов М. Б. Микроэлементный статус челябинцев как обоснование развития производства обогащенных продуктов питания. Фундаментальные исследования. 2012. № 4–1. С. 196–200.
6. Наумова Н. Л., Ребезов М. Б., Варганова Е. Я. Функциональные продукты. Спрос и предложение. Челябинск: ИЦ ЮУрГУ, 2012. 78 с.
7. Ребезов М. Б., Богатова О. В., Догарева Н. Г. Альхамова Г. К., Наумова Н. Л., Залилов Р. В., Максимюк Н. Н. Основы технологии молока и молочных продуктов. Челябинск: ИЦ ЮУрГУ, 2011. Ч. 1. 123 с.
8. Ребезов М. Б., Зинина О. В., Несмеянова О. В., Максимюк Н. Н., Асенова Б. К. Патентный поиск проектирования функциональных продуктов питания. Научное обеспечение инновационного развития животноводства: мат. ХХ междунар. научн.-практ. конф. Жодино: НПЦ НАН Беларуси по животноводству», 2013. С. 435–436.
9. Ребезов М. Б., Лукин А. А., Хайруллин М. Ф., Наумова Н. Л., Альхамова Г. К. Изучение отношения потребителей к обогащенным продуктам питания. Пищевая промышленность. 2011. № 5. С. 13–15.
10. Ребезов М. Б., Мирошникова Е. П., Альхамова Г. К., Наумова Н. Л., Хайруллин М. Ф., Залилов Р. В., Зинина О. В. Методы исследования свойств сырья и молочных продуктов. Челябинск: ИЦ ЮУрГУ, 2011. 58 с.
11. Ребезов М. Б., Наумова Н. Л., Альхамова Г. К., Кожевникова Е. Ю., Сорокин А. В. Конъюнктура предложения обогащенных молочных продуктов на примере Челябинска Молочная промышленность. 2011. № 8. С. 38–39.
12. Ребезов М. Б., Наумова Н. Л., Альхамова Г. К., Лукин А. А., Хайруллин М. Ф. Экология и питание. Проблемы и пути решения. Фундаментальные исследования. 2011. № 8.Ч. II. С. 24–26.
13. Ребезов М. Б., Несмеянова О. В. Технология получения новых кисломолочных и мясных биопродуктов функционального назначения на основе поликомпонентных смесей (патентный поиск). Экономика и бизнес. Взгляд молодых: мат. междунар. заочной научн.-практ. конф. молодых ученых, 3 декабря 2012 г. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2012. С. 263–265.
14. Семьянова Е. С., Губер Н. Б. Биотехнология повышения качества и увеличения производства молока. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Пищевые и биотехнологии. 2015. Т. 3. № 1. С. 5–14.
15. Зяблицева М. А., Ребезов М. Б. Разработка кисломолочных продуктов, обогащенных овощными наполнителями. Экономика и бизнес. Взгляд молодых: мат. междунар. заочной научн.-практ. конф. молодых ученых, 3 декабря 2012 г. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2012. С. 246–248.
16. Мазаев А. Н., Шель И. А., Попова М. А., Уварова В. М., Прохасько Л. С. О фальсификации молока и молочных продуктов. Молодой ученый. 2014. № 12 (71). С. 90–92.