Бенчмаркинг в области качества продукции и услуг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.

Дата публикации: 02.02.2015

Статья просмотрена: 1932 раза

Библиографическое описание:

Шмелева, Е. И. Бенчмаркинг в области качества продукции и услуг / Е. И. Шмелева, Н. Б. Губер, О. В. Богатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 256-259. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15408/ (дата обращения: 15.11.2024).

Одним из методов повышения эффективности организации на основе изучения качества является бенчмаркинг. В статье рассмотрены основные этапы внедрения бенчмаркинга, показана целесообразность применения бенчмаркинга на российских предприятиях.

Ключевые слова: бенчмаркинг, управление качеством, эффективность.

 

Бенчмаркинг, наряду с реинжинирингом и QFD-методологией, относится к современным методам обеспечения и улучшения качества продукции и услуг [9, 18–20].

Некоторые авторы в области качества понимают бенчмаркинг как постоянный процесс оценки продукции или услуги по отношению к лучшим образцам и (или) компаниям [1–3, 10, 11]. По мнению других авторов бенчмаркинг — это вид деятельности, при которой производится оценивание и глубокая диагностика товаров, услуг, способа управления, и опыта тех компаний, которые добились высокого положения на рынке товаров и услуг [4–8, 12–19].

Деятельность бенчмаркетинга направлена на поиск лучших примеров и обучение на их основе, то есть поиск лучшего в работе других организаций и применение этого метода работы в своей деятельности.

В любом случае ключевыми словами в этих терминах, как и при развертывании функции качества, являются «оценка», «эталон», «сравнение» [3, 8].

Цель бенчмаркинга — стимулирование бизнеса, его усовершенствование, повышение конкурентоспособности продукции или услуги. К основным задачам бенчмаркинга следует отнести следующие:

1)        сравнение показателей своей фирмы, продукции или услуги с показателями прочих фирм-конкурентов на рынке, с предприятиями- лидерами;

2)        применение удачного и результативного опыта других организаций в своей деятельности.

Процесс бенчамаркинга в области качества продукции и услуг состоит из нескольких этапов:

1)        Выявление сторон организации для улучшения. На данном этапе определяются пробелы и успешные стороны организации. Слабые стороны, которые у других организаций являются сильными, становятся объектами бенчмаркинга.

2)        Определение предмета эталонного сопоставления — определение структуры своего бизнеса, нахождение тех связей, которые игнорировались, но которые оказались очень важными для жизнедеятельности организации.

3)        Поиск эталонной компании и выбор формы эталонного сопоставления.

В России поиск эталонных компаний является скрытым. Отечественным производителям продукции и услуг необходимо самостоятельно искать компании-эталоны в отраслевых журналах, на семинарах и выставках, по отзывам клиентов. Основным инструментом в определении эталонной компании выступает Президентская программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации, реализуемая с 1998 г. После завершения подготовки в образовательных учреждениях участникам программы предоставляется возможность прохождения стажировки на ведущих российских или зарубежных предприятиях, которая в дальнейшем помогает осуществить процесс бенчамаркинга на своем предприятии.

За рубежом практика бенчамаркинга, наоборот, является открытой, компании свободно делятся своим опытом. Одним из примеров такого обмена опытом является Европейский фонд управления качеством, призванный помочь европейским организациям в повышении их конкурентоспособности за счет улучшения методов управления и качества продукции и услуг. В организации происходит обмен полезной информацией между компаниями, а также налаживание взаимодействий с будущими партнерами по бенчмаркингу.

4)        Сбор информации. Самый простой способ сбора информации — контрольный лист. Оценочным элементом могут являться критерии, функции организации, этапы различных процессов подразделений организации.

5)        Анализ информации, определение ограничений по реализации проекта и разработка плана внедрения. Возможно, на этом этапе выявятся ограничения, в связи с которыми ранее планируемый объект не удастся реализовать. Сразу же проводится диагностика этих ограничений и их минимизация.

6)        Внедрение полученного опыта в деятельность организации.

Необходимо отметить, что ряд ученых считают, что невозможно просто перенести опыт одной организации на другую без тщательного улучшения требований, которые следует доработать, чтобы они подходили под условия компании. Простое копирование не даст плодотворных результатов.

7)        Повторная самооценка и анализ улучшений.

Вторичное оценивание, изменение неудачных результатов происходит через «колесо бенчмаркинга», модель которого приведена на рисунке 1 [7].

Рис. 1. Модель бенчмаркинга

 

Модель колеса бенчмаркинга представляет собой цикл повторений в решении проблемы — приобретение усовершенствований шаг за шагом и возобновление цикла совершенствования снова и снова. Данная модель помогает достигнуть намеченных результатов, расставить новые приоритеты и искать новые перспективы для эталонного сопоставления. Считается, что процесс бенчамаркинга на предприятии должен осуществляться не менее 6 месяцев.

Таким образом, бенчмаркинг является эффективным инструментом повышения качества продукции и услуг как в производственной, так и в непроизводственных сферах деятельности. Бенчмаркинг не должен ограничиваться изучением опыта «работы конкурентов и мировых лидеров». Этот метод должен стать одним из ключевых в процессе непрерывного совершенствования любой деятельности, так как бенчмаркинг — это систематически выполняемое сравнение элементов деятельности с аналогичными элементами более успешной деятельности на макро- и микроуровнях.

 

Литература:

 

1.         Ребезов М. Б., Малакичева Е. С. Бенчмаркинговая деятельность предприятия в пищевой промышленности. Конкурс грантов студентов, аспирантов и молодых ученых вузов Челябинской обл.: сб. рефератов НИР. Челябинск, ЮУрГУ, 2007. С. 205–206.

2.         Андрусив У. Я. Бенчмаркинг — инструмент совершенствования стратегического управления конкурентноспособностью предприятия. Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2013. Т. 2. № 1 (8). С. 17–19.

3.         Тасуева Т. С. Бенчмаркинг в складской логистике. Научное обозрение. 2013. № 4. С. 248–250.

4.         Ребезов М. Б., Вайскробова Е. С., Максимюк Н. Н. От лучшего управления — к лучшему качеству. Система менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000. Магнитогорск, 2008. 132 с.

5.         Ребезов М. Б., Максимюк Н. Н., Богатова О. В., Курамшина Н. Г., Вайскробова Е. С. Интегрированные системы менеджмента качества на предприятиях пищевой промышленности. Магнитогорск, 2009. 357 с.

6.         Вайскробова Е. С., Ребезов М. Б. Модель управления пищевыми предприятиями. Современное состояние и перспективы развития пищевой промышленности и общественного питания: мат. II всерос. научн.-практ. конф. Челябинск: ЮУрГУ, 2009. С. 11–13.

7.         Выдрина Н. В., Губер Н. Б., Косолапова А. С., Переходова Е. А. Влияние потребительских предпочтений на технические характеристики продукта. Молодой ученый. 2014. № 8. С. 150–153.

8.         Губер Н. Б., Кожевникова Е. Ю., Кожемякина А. Е., Мардар М. Р., Ребезов М. Б. Система качества на предприятиях розничной торговли. Инновацияларды дамытудағы Қазақстан жастарының рөлі: мат. жоғары оқу орындары арасындағы ғылы-тәжірибелік конф., 26–27 суәiр 2013 ж., Қайнар университеті. Алматы: Қайнар университеті, 2013. Б. 10–14.

9.         Губер Н. Б., Глухова Я. А. Разработка новых мясопродуктов с помощью QDF-методологии. Инновационные технологии в пищевой промышленности: наука, образование и производство: материалы конференции. Воронеж, 2013. С. 762–766.

10.     Дуць А. О., Ребезов М. Б., Ребезов Я. М., Ковтун М. А., Зинина О. В. Разработка «Дома качества» для производства мясных снэков. Молодой ученый. 2014. № 9 (68). С. 135–139.

11.     Кане М. М., Иванов Б. В., Корешков В. Н., Схиртладзе А. Г. Системы, методы и инструменты менеджмента качества. С-Пб.: Питер, 2008. 560 с.

12.     Кофанова М. Ю., Губер Н. Б., Косолапова А. С. Технические характеристики продукции как отражение потребительских предпочтений. Молодой ученый. 2014. № 9. С. 173–175.

13.     Ребезов М. Б., Богатова О. В., Курамшина Н. Г. Создание интегрированных систем менеджмента качества на предприятиях пищевой промышленности. Пищевая промышленность: состояние, проблемы, перспективы: мат. междунар. научн.-практ. конф. Оренбург: ОГУ, 2009. С. 70–74.

14.     Цой В. А., Ребезов М. Б. Анализ развития менеджмента качества. Ученые записки института сельского хозяйства и природных ресурсов НовГУ. Т. 17. Вып. 2. В.Новгород, 2009. С. 105–109.

15.     Ребезов М. Б., Медяник Н. Л. Стандартизация и сертификация мяса и мясопродуктов. А.Байтурсынов ат. КМУ Fы-лыми хабаршысы ауыл шаруа-шилык fылымдар сериясы. Костанай, 2003. Сер. 4. Вып. 3. С. 59–61.

16.     Ребезов М. Б., Лукьянов С. И. Обеспечение качества испытаний.Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова. 2006. № 4. С. 115–117.

17.     Ребезов М. Б., Залилов Р. В. Интегрированная система менеджмента качества предприятия. Качество продукции, технологий и образования: сб. тр. научн.-практ. конф. Магнитогорск, 2007. С. 9–12.

18.     Ребезов М. Б., Павлова Ю. К., Черепова А. М. Обеспечение качества и безопасности продукции на основе применения принципов ХАССП. Качество продукции, технологий и образования: сб. тр. научн.-практ. конф. Магнитогорск, 2007. С. 36–37.

19.     Ребезов М. Б., Грашина Е. П. Использование статистических методов для анализа качества и безопасности пищевых продуктов. Качество продукции, технологий и образования: мат. III всерос. научн.-практ. конф. Магнитогорск, 2008. С. 135–138.

Основные термины (генерируются автоматически): услуга, эталонное сопоставление, компания, сбор информации, эталонная компания.


Похожие статьи

Применение бенчмаркинга на региональном уровне

В статье рассматриваются вопросы применения бенчмаркинга в сфере государственного управления. Особое внимание автор уделает возможности организации бенчмаркинга на региональном уровне с помощью сетевого взаимодействия основных участников территориаль...

Использование маркетинговых технологий в сфере высшего образования

В статье рассматриваются вопросы использования CRM-технологии и CRM-систем в маркетинговой деятельности высшего учебного заведения. Автор указывает на актуальность применения информационных маркетинговых технологий в выстраивании отношений вуза с вып...

Проблема внедрения коучинга в систему управления персоналом в организации

В данной статье рассмотрены модель коучинга и проблемы внедрения коучинг-метода в обучении персонала организации для повышения профессиональных качеств. Также приводятся пути решения проблем внедрения коучинг-метода.

Отечественные и зарубежные методики оценки эффективности инвестиций: сравнительный анализ

Данная статья посвящена изучению разработанности российских и зарубежных методик оценки эффективности инвестиций. Предприятие, целью которого является его развитие, должно применять всесторонний подход для проведения проектного анализа. Это диктуется...

Повышение конкурентоспособности предприятия скважинного сервиса

В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с повышением конкурентоспособности скважинного сервиса. Рассмотрено понятие «конкурентоспособность» с позиции разных авторов и подходов. Изучено влияние конкурентоспособности на различные процессы произв...

Стратегия внедрения инновационной логистики

В статье описана сущность логистики в инновациях, выделены две группы действий (инсорсинг, аутсорсинг) при внедрении логистики на инновационном предприятии. Проанализирован алгоритм построения логистики на базе инновационной деятельности предприятия.

Экомаркетинг как перспективное направление развития современного бизнеса

Авторы данной статьи проанализировали существующие подходы к определению понятия «зеленого маркетинга». В статье дается оценка проблемам внедрения эко-маркетинга при осуществлении деятельности российских и зарубежных компаний. Особое внимание было уд...

Формирование брендов транснациональных компаний на рынке России. Методы коммуникаций в торговле. Повышение лояльности и увеличение продаж

В статье рассмотрены процессы брендирования, роста лояльности потребителей и объемов продаж в рамках торгового маркетинга (трейд-маркетинга). Подробно описано применение POS-материалов, как стандартных, так и инновационных, а также прочие средства ма...

Современные психологические приемы маркетинга инноваций

Данная статья посвящена такой проблеме, как маркетинг инноваций в современных рыночных условиях. Автор анализирует инновационную активность отечественных предприятий, сравнивает данный показатель с соответствующим показателем зарубежных стран, опреде...

Разработка алгоритма формирования инновационной стратегии с учетом применения бенчмаркинга и технологического аудита

В данной статье автор рассматривает сущность инновационной стратегии предприятия и основы их классификации. Исследуя взаимосвязанность методологий бенчмаркинга и технологического аудита, автор приходит к выводу о возможности выделения более 50000 инн...

Похожие статьи

Применение бенчмаркинга на региональном уровне

В статье рассматриваются вопросы применения бенчмаркинга в сфере государственного управления. Особое внимание автор уделает возможности организации бенчмаркинга на региональном уровне с помощью сетевого взаимодействия основных участников территориаль...

Использование маркетинговых технологий в сфере высшего образования

В статье рассматриваются вопросы использования CRM-технологии и CRM-систем в маркетинговой деятельности высшего учебного заведения. Автор указывает на актуальность применения информационных маркетинговых технологий в выстраивании отношений вуза с вып...

Проблема внедрения коучинга в систему управления персоналом в организации

В данной статье рассмотрены модель коучинга и проблемы внедрения коучинг-метода в обучении персонала организации для повышения профессиональных качеств. Также приводятся пути решения проблем внедрения коучинг-метода.

Отечественные и зарубежные методики оценки эффективности инвестиций: сравнительный анализ

Данная статья посвящена изучению разработанности российских и зарубежных методик оценки эффективности инвестиций. Предприятие, целью которого является его развитие, должно применять всесторонний подход для проведения проектного анализа. Это диктуется...

Повышение конкурентоспособности предприятия скважинного сервиса

В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с повышением конкурентоспособности скважинного сервиса. Рассмотрено понятие «конкурентоспособность» с позиции разных авторов и подходов. Изучено влияние конкурентоспособности на различные процессы произв...

Стратегия внедрения инновационной логистики

В статье описана сущность логистики в инновациях, выделены две группы действий (инсорсинг, аутсорсинг) при внедрении логистики на инновационном предприятии. Проанализирован алгоритм построения логистики на базе инновационной деятельности предприятия.

Экомаркетинг как перспективное направление развития современного бизнеса

Авторы данной статьи проанализировали существующие подходы к определению понятия «зеленого маркетинга». В статье дается оценка проблемам внедрения эко-маркетинга при осуществлении деятельности российских и зарубежных компаний. Особое внимание было уд...

Формирование брендов транснациональных компаний на рынке России. Методы коммуникаций в торговле. Повышение лояльности и увеличение продаж

В статье рассмотрены процессы брендирования, роста лояльности потребителей и объемов продаж в рамках торгового маркетинга (трейд-маркетинга). Подробно описано применение POS-материалов, как стандартных, так и инновационных, а также прочие средства ма...

Современные психологические приемы маркетинга инноваций

Данная статья посвящена такой проблеме, как маркетинг инноваций в современных рыночных условиях. Автор анализирует инновационную активность отечественных предприятий, сравнивает данный показатель с соответствующим показателем зарубежных стран, опреде...

Разработка алгоритма формирования инновационной стратегии с учетом применения бенчмаркинга и технологического аудита

В данной статье автор рассматривает сущность инновационной стратегии предприятия и основы их классификации. Исследуя взаимосвязанность методологий бенчмаркинга и технологического аудита, автор приходит к выводу о возможности выделения более 50000 инн...

Задать вопрос