Современный этап развития российского образования характеризуется необходимостью перехода к одному из главных направлений, которым является признание ценностей этнокультуры в процессе формирования личности. Одной из причин сложившегося положения является активно развивающийся технократический характер современной цивилизации, ориентированный главным образом на материальные факторы существования, умаление духовного начала в человеке.
Приоритет национальной культуры в формировании личности, обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры декларируется в положениях «Национальной доктрины образования в Российской Федерации», Закона Российской Федерации «Об образовании», «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Поэтому одной из основных государственных образовательных задач образования является разработка современных систем воспитания, формирующих мировоззренчески-нравственную личность, способную созидать цивилизацию, достойную человека. Решение этой проблемы в условиях образовательного процесса в вузе может существенно облегчиться, если в основу формирования нравственно-мировоззренческой культуры современного студента поставить нравственные и духовные ценности этнокультуры.
Проблема формирования нравственной культуры личности стала предметом научных изысканий Е. В. Бондаревской, О. С. Богдановой, Р. С. Буре, А. М. Виноградовой, О. С. Газмана, С. А. Козловой, В. М. Коротова, Б. Т. Лихачева, С. В. Петериной, В. С. Селиванова, В. А. Сластенина, И. Ф. Харламова, Н. Е. Щурковой и др.
В работах Л. М. Архангельского, В. И. Бакштановского, В. А. Бачинина, Д. Ж. Валеева, Л. Б. Волченко, В. Т. Ганжина, А. А. Гусейнова, О. Г. Дробницкого, С. Н. Иконниковой, Л. Н. Когана, В. П. Коблякова, Н. В. Рыбаковой, Ф. Б. Садыкова и других исследователей заложен фундамент системного анализа понятия «нравственная культура».
Идеи преемственности культуры, духовного опыта личности помогли нам осознать работы русских педагогов: П. Ф. Каптерева, А. С. Макаренко, Н. И. Пирогова, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и др.
Социально-культурную сущность образования, место и роль в общественной жизни культурных ценностей как ориентиров духовно-нравственного развития личности анализировали В. И. Андреев, С. И. Гессен, В. В. Зеньковский, П. Ф. Каптерев, А. С. Макаренко, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин и др.
Пониманию места культурно-ориентированного подхода в педагогическом процессе образовательного учреждения способствовали следующие концепции воспитания: воспитание «человека культуры» (В. И. Андреев, Е. В. Бондаревская), воспитание как вхождение в контекст мировой культуры (К. Н. Вентцель, Н. Е. Щуркова и др.).
Анализу взаимодействия культуры и образования посвятили свои научные исследования С. Ахиезер, Г. Л. Выжлецов, М. С. Каган, А. В. Мудрик, Э. С. Маркарян, З. М. Розин, М. С. Розов и др. В работах указанных исследователей рассматриваются вопросы становления и функционирования воспитания и образования как социальных институтов, занимающихся трансляцией и адаптацией культурных ценностей в обществе.
Духовно-нравственный потенциал этнокультуры нашел отражение в исследованиях З. В. Абаева, К. Ш. Ахиярова, Г. Н. Волкова, Г. С. Виноградова, М. Б. Гуртуевой, Х. В. Дзуцева, М. Г. Загазежева, Р. И. Зинуровой, А. Э. Измайлова, Л. С. Кукушкина и Л. Д. Столяренко, Р. А. Мамхеговой, Ш. А. Мирзоева, Я. М. Ханбикова, Е. Е. Хатаева, И. А. Шорова и др.
По мнению великих педагогов Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского человек представляет собой эпицентр культуры, ее высшая нравственная ценность. Человек обретает свою нравственную сущность, становится частью человечества, постигая культуру и творя ее. Поэтому мы можем говорить о том, что нравственная сущность человека является системообразующим компонентом его целостности. Ядро содержания воспитательного процесса в вузе должны составлять универсальные общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности культуры, а отношение к формирующейся личности определяется, исходя из его понимания как свободной, целостной личности, способной по мере своего культурного развития к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры и творческой самореализации. [4,с.47].
Действительным содержанием сознания является реальное измерение места человека в мире. Здесь необходимо остановиться на таком виде нравственной деятельности, как внутренняя творческая поисковая работа. Молодой человек способен многообразно проявляться вовне, вступать в разнообразное общение и отношения. Но усваивает он, трансформирует в свойства, качества, поведения собственной личности только проходя через его личный опыт, пропускается сквозь сознание, осмысляется и перерабатывается во внутреннем диалоге. Наедине с самим собой, в своем сознании и воображении человек способен совершить творческий поиск, личное переосмысление мира, познание законов его развития, формирование мировоззрения: идеалов, взглядов, убеждений. Питаемый достижениями этнической культуры, общечеловеческими ценностями, молодой человек будет гармоничным, способным к самоанализу, самооценке, самостимулированию [5, с.34].
На основе этнокультуры мировоззренчески-нравственная позиция личности формируется и видоизменяется в процессе ее социализации, проходя следующие этапы [1, с.198]:
- накопление широкого круга этнокультурных знаний, способствующих формированию духовного мира личности;
- становление и утверждение убеждений, овладение основными законами общественного бытия и осознание своего места в окружающей действительности, на основе которых вырабатывается устойчивая линия поведения;
- постановка личностью цели своей жизнедеятельности, формирование смысла жизни.
Необходимо отметить, что деятельность — это процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему его миру, — другим людям, к задачам, которые ставит перед ним жизнь. Поскольку в основе личности лежат чувства, мотивы, потребности, одной из ведущих задач нравственного воспитания является их формирование в учебно-воспитательных условиях вуза. [3,с.42].
Еще в юности в человеке закладываются важнейшие, основообразующие моральные свойства, качества личности, характер которых, возможно, изменяется в зависимости от возраста, среды обитания, конкретной ситуации, но истинное, рожденное еще в молодости, остается неизменным. Духовное сознание личности — это глубинная совокупность нравственных представлений, образов, ориентиров, которые, в свою очередь, формируются средствами культуры этноса (язык,,религия, национальный эпос, народное творчество). Условно эти образы, являющиеся одновременно нравственными регулятивами обозначаются так:
- образ патриотично настроенной личности, сознательно проявляющийся в отношении к своему народу, культуре;
- образ толерантной личности, уважающей культуры других народов;
- образ нравственной натуры, осознающей ответственность перед обществом за свои поступки и за судьбы людей;
- образ созидателя, умеющего применять накопленные знания на благо собственной личности и окружающего мира;
- образ гармоничной личности, создающей новое в интеллектуальной, нравственной и трудовой деятельности человека;
- образ нравственной натуры, выражающейся в активной, деятельной жизни.
Выработка таких образов у молодого поколения путем воспитания ведет к духовному, а также мировоззренчески-нравственному становлению личности.
Таким образом, формирование мировоззренчески-нравственной устойчивости личности на основе духовных ценностей этнокультуры, религии:
- дает возможность активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности студента, осмыслить этнические и общечеловеческие ценности и выработать личное отношение к ним, собственную внутреннюю позицию, собственные ценностные ориентации;
- приводит к осознанию, усвоению знаний и понятий о культуре своего народа, духовных ценностей;
- учит выделению, анализу и оценке духовно-нравственного аспекта действительности, поведения, отношений с точки зрения эталонов и образцов, представленных в этнической культуре;
- на основе самопознания, самооценки переходит к элементам саморазвития личности;
- развивает на основе познания уверенность в себе, способность к активной деятельности, это помогает в учебной, коммуникативной деятельности.
Таким образом, национальная культура является важным фактором формирования мировоззренческих основ образования и самообразования, а также нравственной устойчивости современного студента. В связи с этим в разработке национального компонента содержания нравственного воспитания в современном вузе необходимо учитывать такие факторы, как этническое самосознание, ментальность, традиции, обычаи и ритуалы народа. Поэтому важно сохранить специфику национальных традиций в образовании, обращаясь, прежде всего, к классическому, духовному наследию человечества, одним из высших ценностно-целевых приоритетов которого должно стать воспитание духовности и нравственности.
Литература:
1. Сушанский А. С. Духовно-нравственное воспитание в военно-учебных заведениях РоссииXVIII-началаXXв.: Дисс.... к.п.н. -М.: Военный университет, 2002. — 306 с.
2. Шеховская Н. Л. Духовность нравственного воспитания в русской философско-педагогической мысли (вторая половина XIX — первая половина XX в.): Автореф. дисс.... д.п.н. — Белгород, 2006. — 33 с.
3. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. к.С. Рапацевич. — Мн.: Современное слово, 2005. — 720 с.
4. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б. М. Бим-Бада. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с.
5. Проблемы воспитания нравственной и эстетической культуры студентов. — Л.: ЛГИК, 1981. — 163 с.