Ключевые слова:ABC/VEN-анализ, формулярный список, жизненно важные лекарственные средства.
Актуальность. Рациональное использование лекарственных средств — одна из наиболее актуальных задач в здравоохранении. В качестве наиболее простого и информативного метода признается ABC/VEN-анализ, позволяющий при сравнительно небольших усилиях оценить качество фармакотерапии и лекарственного обеспечения медицинской организации. Метод является ретроспективным, не требует организации специального исследования и достаточно широко распространен во всем мире [1,2]. Применение двух методов анализа — АВС (по затратам средств на закупку) и VEN (по принадлежности к группам жизненно важных, необходимых и второстепенных лекарственных средств в разрезе торговых и международных непатентованных наименований) — позволяет принимать управленческие решения для оптимизации расходов медицинской организации [3]. По результатам проведенного анализа можно ответить на вопросы о целесообразности расходования финансовых средств на лекарства в конкретной медицинской организации; какие меры необходимо предпринять для рационализации закупки лекарственных средств и их использования; какие препараты в первую очередь следует рассмотреть на предмет включения в формуляр (обычно класс A); соответствуют ли финансовые затраты данным анализа структуры заболеваемости [4].
Цель исследования: изучить структуру медикаментов, применяющихся в практике ГБУЗ «Республиканский перинатальный центр» Республики Башкортостан, и соответствие расходов на лекарственные средства степени их необходимости.
Материалы и методы. Материалом исследования послужила фактическая смета затрат ГБУЗ «Республиканский перинатальный центр» за 2014 г. Перечень состоял из лекарственных и антисептических средств (отдельные препараты закупались в нескольких лекарственных формах, дозировках и представлены различными торговыми наименованиями). Данные сметы затрат обрабатывались в электронном пакете MSO Excel на основании методологии ABC/VEN-анализа.
Все препараты по стоимости были распределены на три класса: А (85 % от всех финансовых затрат), В (препараты, стоимость которых составляет 10 %) и С (препараты наименее затратные, стоимость которых не превышает 5 %). В зависимости от необходимости препараты подразделялись на категории V (vital — жизненно важные), E (essential — необходимые) и N (non-essential — второстепенные). Классификация затрат по VEN-категориям была проведена на основе включения препарата в «Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов», утверждаемый распоряжением Правительства Российской Федерации [5] и Правительства Республики Башкортостан [6]; формулярный список ГБУЗ «Республиканский перинатальный центр» Республики Башкортостан; мнения экспертов.
Результаты и их обсуждение. В ходе проведенного ABC/VEN-анализа было установлено, что ассортимент закупок представлен 165 торговыми наименованиями (ТН), 144 международными непатентованными наименованиями (МНН) лекарственных и антисептических средств. В класс А были отнесены 11 МНН лекарственных препаратов, на которые было израсходовано 85 % финансовых средств: фоллитропин бета (пурегон 100–300–900 МЕ), менотропины (менопур; хуМог), прогестерон (утрожестан), севофлуран (севоран), ганиреликс (оргалутран), эноксапарин натрия (клексан), натрия хлорид, дидрогестерон (дюфастон), иммуноглобулин человека антирезус Rh0 (D), флуконазол (микосист; флуконазол), трипторелин (декапептил; диферелин). По количеству МНН класс А оказался самым малочисленным — 7,6 % от общего числа (в идеале — от 10 до 20 %). На 16 препаратов, вошедших в класс В, было израсходовано 10 % денежных средств; на 117 препаратов класса С — 5 % средств (таблица 1).
Таблица 1
Результаты ABC-анализа
Группа |
Финансовые затраты на лекарства (%) |
Количество лекарств |
|||
торговых наименований |
% |
международных непатентованных наименований |
% |
||
А |
85 |
14 |
8,5 |
11 |
7,6 |
В |
10 |
19 |
11,5 |
16 |
11,1 |
С |
5 |
132 |
80,0 |
117 |
81,3 |
Итого |
100 |
165 |
100 |
144 |
100 |
VEN-анализ при ранжировании препаратов по международным непатентованным наименованиям показал, что 86,1 % денежных средств были использованы для закупки лекарственных препаратов группы V (в идеале должно расходоваться 70–80 % финансовых средств на жизненно важные препараты), 13,0 % — для закупки препаратов группы Е (соответствует критерию — 10–20 % средств на необходимые) и 0,9 % — для закупки группы N (в идеале — 5–10 % средств на второстепенные лекарственные средства). Таким образом, сокращение затрат на закупку второстепенных лекарственных препаратов и увеличение доли жизненно важных указывает на рациональное лекарственное обеспечение медицинской организации (таблица 2).
Таблица 2
Результаты VEN-анализа
Категория |
Доля лекарств каждой категории (%) |
Доля затрат на лекарства каждой категории (%) |
V |
29,2 |
86,1 |
E |
52,8 |
13,0 |
N |
18,0 |
0,9 |
В целом в класс А были отнесены 11 МНН лекарственных препаратов, из них 81,8 % оказалось жизненно важными, 18,2 % — необходимыми. Отсутствие в классе А второстепенных лекарственных средств является признаком рационального расходования ресурсов на закупку медикаментов. Лидирующее место по затратам на закупку в 2014 г. принадлежит препарату фоллитропин бета (пурегон), на который было израсходовано 16 760 408 руб. (51,5 % от всех затрат на лекарственные средства). Препарат представлен одним торговым наименованием, выпускается в картриджах с различными дозами, что и определяет ценовой разброс (пурегон Пэн — 880 руб., пурегон 300 МЕ — 5950 руб., пурегон 900 МЕ — 17 437 руб.). В класс А также вошли менотропины (менопур; хуМог), прогестерон (утрожестан), ганиреликс (оргалутран), дидрогестерон (дюфастон), 7,6 %, 5,7 %, 3,5 % и 2,2 % соответственно. Полученные результаты свидетельствуют о высоких затратах на медикаментозную подготовку перед проведением вспомогательных репродуктивных технологий. На севофлуран (севоран), используемый для общей анестезии, было израсходовано 3,9 % финансовых ресурсов. Среди противомикробных препаратов наиболее затратным оказался флуконазол (2 % от всех расходов на медикаменты). Самым затратным инфузионным средством по АВС-анализу был раствор натрия хлорида, составивший 2,3 % от всех затрат на закупку.
При анализе 16 МНН лекарственных и антисептических средств класса В было выявлено, что в него вошли не только жизненно важные (25,0 %) и необходимые (68,8 %) препараты, но и второстепенный — никетамид (кордиамин), доля которого была равна 6,2 %.
Класс С, представленный 117 МНН, включил 24,8 % жизненно важных и 53,8 % необходимых лекарственных средств. В категорию N (второстепенные), в совокупности составившие 21,4 % (таблица 3), вошли следующие препараты: папаверина гидрохлорид, аскорбиновая кислота, серебро коллоидное (колларгол), гиалуронидаза (лидаза), фосфолипиды (резалют Про), дифенгидрамин (димедрол), тиоктовая кислота (берлитион-300), поливитаминный препарат с минералами (компливит «Мама»), альфосцерат холина (ноохолин Ромфарм), серебра протеинат (протаргол), натрия бромид, дипиридамол (курантил), пиридоксина гидрохлорид, тиамина хлорид, сульфацетамид (сульфацил-натрий), цианокобаламин, тетрациклиновая мазь, троксерутин (троксевазин), бриллиантовый зеленый, валерианы экстракт, панкреатин, гидрокортизоновая мазь, пустырника настойка.
Таблица 3
Результаты ABC/VEN-анализа
Группа |
Доля лекарств каждой категории (%) |
Итого |
||
V |
E |
N |
||
А |
81,8 |
18,2 |
0 |
100 |
В |
25,0 |
68,8 |
6,2 |
100 |
С |
24,8 |
53,8 |
21,4 |
100 |
Из числа медикаментов, используемых в Республиканском перинатальном центре, в федеральный и территориальный «Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» не входят: мифепристон (миропристон), азаметония бромид (пентамин), клиндамицина крем вагинальный, троксерутин (троксевазин), гепариновая мазь.
Выводы
1. Результаты исследования рациональности использования денежных средств по методологии ABC/VEN-анализа свидетельствуют о целесообразном их расходовании на лекарственное обеспечение ГБУЗ «Республиканский перинатальный центр» Республики Башкортостан в 2014 г.
2. Доля затрат на жизненно важные лекарственные препараты составила 86,1 %, что свидетельствует о превышении стандартизированного критерия (70–80 %), но в соответствии со специализацией медицинской организации может расцениваться как необходимо-допустимая.
3. Сокращение затрат на закупку второстепенных лекарственных препаратов и увеличение доли жизненно важных, 0,9 % и 86,1 % соответственно, указывает на рациональное лекарственное обеспечение медицинской организации.
4. Целесообразным и экономически выгодным подходом будет частичная замена высокозатратного севофлурана на менее дорогой анестетик десфлуран.
5. Сохраняющиеся высокие затраты на инфузионные средства (натрия хлорид) свидетельствуют о частом использовании парентерального (внутривенного) способа введения лекарственных средств.
6. Использование лекарственных препаратов с недоказанной эффективностью (дипиридамол, тиоктовая кислота, фосфолипиды, пирацетам, глицин) необходимо свести к минимуму или полностью исключить.
Литература:
1. Белоусов Ю. Б., Кукес В. Г., Лепахин В. К., Петров В. И. Клиническая фармакология: Национальное руководство//ГЭОТАР-Медиа. — 2012. — 976 с.
2. Фролов М. Ю., Барканова О. Н., Шаталова О. В. Методика проведения АВС/VEN-анализа//Лекарственный вестник. — 2012. — № 6. — С.3–6.
3. The WHO Essential Medicines and Health Products Information Portal. Part III: Management Support Systems: Analyzing and controlling pharmaceutical expenditures//Мanagement sciences for health. — 2012. — С.1–29.
4. Бурыкин И. М., Алеева Г. Н., Хафизьянова Р. Х. Возможность использования АВС/VEN-анализа в системе управления качеством фармакотерапии учреждения здравоохранения//Фундаментальные исследования. — 2014. — № 4. — С.51–57.
5. Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2012 год: распоряжение Правительства РФ от 07.12.2011 г. (с внесенными распоряжениями от 19.12.2013 г. № 2427-р) № 2199-р//МЗ РФ. — 2013. — 79 с.
6. Территориальный перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в Республике Башкортостан на 2014 г. и на плановый период 2015–2016 гг.: приложение № 6 к постановлению Правительства Республики Башкортостан от 25.12.2013 г. № 622//Министерство здравоохранения РБ. — 2013. — 49 с.