Данная статья посвящена изучению физической подготовки личного состава ВМС США во время Второй мировой войны. Командование ВМС и правительство США стремилось создать благоприятные условия для развития физического состояния военнослужащих в контексте угрозы приближающийся мировой войны. Была поставлена задача подготовить физически сильных и выносливых матросов, унтер-офицеров и офицеров, при необходимости готовых в любой обстановке выполнить боевую задачу и приказы командиров. Поэтому общая физическая подготовка личного состава ВМС США являлась важной частью программы обучения. Оно проходило в виде ежедневных физических упражнений, а также в виде добровольных занятий в спортивных клубах или участии в спортивных состязаниях во внеслужебное время.
Набор в военно-морские силы США шел по добровольному принципу. Перед зачислением в ВМС, рекруты в течении одного-двух дней проходили медицинское освидетельствование, проверку умственных и физических способностей, также устанавливался их уровень общеобразовательной и специальной подготовки. Данные проверки проводились с помощью специальных тестов. [1, p. 15–17] По результатам тестов и собеседований, рекруты направлялись на обучение по определенной специальности в учебные центры. В Грейт-Лейкс, Сан-Диего и Орландо осуществлялось обучение по программам корабельной службы, береговых частей и авиации ВМС. Морские пехотинцы проходили обучение в Сан-Диего и Перис-Айленд.
В данных центрах проходили обучение будущие матросы и унтер-офицеры. Основной акцент в программе ставился на физическую, строевую и стрелковую подготовку. Под руководством инструкторов новобранцы выполняли различные физические упражнения, участвовали в спортивных соревнованиях, играх, обучались методам выживания на море, учились плавать. Начальная физическая подготовка преследовала несколько целей: приучить личный состав к регулярным занятиям спортом, привить навыки правильного выполнения основных физических упражнений, подготовить к выполнению установленных в ВМС США нормативов, сплотить коллектив. [2, p. 246]
До 1939 года курс подготовки рекрута составлял восемь недель, однако ближе к началу войны было решено сократить его. [3, p. 44–45] 8 сентября президент Рузвельт издал указ об уменьшении срока обучения рекрутов до четырех недель. Как показала практика, данная мера привела к ухудшению профессиональных качеств личного состава примерно на 25 %. В январе 1940 года генерал Томас Холкомб обратился с докладом к президенту Рузвельту, в котором указывал на необходимость увеличения срока обучения. Основываясь на информации, предоставленной в докладе, президент издал новый указ о шестинедельном курсе для рекрутов, а в марте 1940 о семинедельном, увеличив занятия огневой подготовкой. К 1941 году по новой системе было обучено 42 тыс. новобранцев. С началом войны США на Тихом океане срок был вновь сокращен, уже до пяти недель.
Начальный курс одиночного обучения предусматривал строевую и физическую подготовку, изучение патрульной службы. Кроме того, изучались: уставы и инструкции, порядок и прохождение корабельной службы, история военно-морских сил США, кодекс чести, права и обязанности военнослужащего ВМС, устройство и вооружение корабля. На данном этапе рекруты также проходили курс самообороны, методы выживания на воде, стрелковую и медицинскую подготовку. Большое внимание уделялось групповым спортивным играм и гребле. После окончания начального курса одиночного обучения, рекруты проходили повторное медицинское освидетельствование. [4, p. 3–4]
Американское правительство считало, что, хотя продолжительность начальной подготовки относительно невелика, однако она имела важное значение для дальнейшей службы в военно-морских силах, так как новобранцы успевали получить реальное представление о военной службе. [5, с. 449] Здесь же давались знания для дальнейшего обучения по избранной специальности, в свою очередь командование имело возможность определить область, в которой рекрут мог быть использован лучшим образом.
После успешного окончания начальной одиночной подготовки рекруты направлялись на повышенный индивидуальный курс, который проводился в специализированных школах, или во время службы на штатных должностях. Командование ВМС США считало, что этап начального обучения является достаточным для тех, кто после окончания обязательного срока службы решит уволиться в запас. [6, p. 93] На данном этапе занятия спортом проходили регулярно в виде утренней гимнастики и плановых занятий в составе подразделений, по два часа в неделю.
Особое внимание уделялось подготовке младшего командного состава. Ее целью являлось расширение и углубление знаний унтер-офицерского состава и повышение уровня их квалификации. Она осуществлялась в школах класса «А» и «В». В школах класса «А» готовили специалистов узкого профиля. После прохождения обучения им присваивались звания петти-офицер третьего и второго класса. В эти школы направлялись кандидаты, прослужившие не менее полугода на кораблях и в частях ВМС либо новобранцы, прошедшие курс молодого матроса. В школах класса «В» готовили специалистов широкого профиля, с последующим присвоением унтер-офицерских званий до чиф-петти офицер включительно. [7, p. 4] Кроме вышеперечисленных в ВМС США функционировали школы старшего унтер-офицерского состава. Продолжительность обучения в них обычно не превышала двух месяцев. В данных школах гимнастические занятия проходили по такому же образцу, как и во время начальной подготовки, однако интенсивность занятий была увеличена до трех часов в неделю.
Что касается подготовки офицеров ВМС, то она проходила в Военно-морском училище в Аннаполисе. Оно готовило кадровых офицеров, которые впоследствии составили костяк командного состава ВМС США. В училище принимались граждане США, от 17 до 22 лет, неженатые, окончившие среднюю школу и успешно прошедшие тест на проверку умственных способностей. Поступающие должны были иметь рекомендацию, подписанную президентом США, вице-президентом, членом Конгресса, сенатором либо представителем высшего офицерского состава ВМС США. Государство брало на себя все расходы на обучение и медицинское обслуживание курсантов. Все четыре года обучения курсанты находились на казарменном положении. [8, p. 40–41]
На атлетическую подготовку в училище отводилось около пяти процентов времени курсантов (не считая утренней гимнастики). Проводились классные и практические занятия по вопросам выживания на море и суше. Изучались способы борьбы за существование, методы сохранения сил и энергии в условиях отсутствия пресной воды, способы распознавания съедобных и несъедобных животных, рыб, растений, методы приготовления пищи и т. д. Много времени уделялось обучению различным стилям плавания, подводному плаванию, умению держаться на воде в обмундировании, приемы спасения утопающих. В число гимнастических упражнений входили: подтягивания, приседания, бег на 1,25 мили по пересеченной местности, бег на скорость, занятия на спортивных снарядах. [1, p. 18]
Кроме этого, каждый курсант должен был выбрать минимум один вид спорта, который культивировался в училище и совершенствоваться в нем до конца обучения. Учебные подразделения соревновались между собой по 23 видам спорта. Существовали сборные команды для участия в соревнованиях частей и соединений ВМС: по футболу, бейсболу, многоборцев, фехтованию, стрельбе, теннису, борьбе, хоккею на траве, боксу, волейболу, баскетболу и т. д. Команды по хоккею и регби участвовали в чемпионатах гражданских колледжей. Среди спортивных сооружений училища были: стадион, боксерский ринг, гимнастический зал, тир, площадки для волейбола, баскетбола, гандбола, игры в гольф. [1, p. 20–21]
Во время прохождения службы на авианосцах и крейсерах, находящихся в базах, личный состав проводил занятия по физической подготовке прямо на борту. На подобных кораблях были оборудованы спортивные залы и площадки для баскетбола и волейбола. Экипажи малых сторожевых судов и подводных лодок проводили занятия на берегу, находясь в рейде экипажи данных судов были ограничены в занятиях гимнастикой.
Что касается личного состава Береговой охраны США и спасательных команд, то они проходили усиленную подготовку по плаванию и оказанию помощи утопающим. В программу обучения входило: поднятие на поверхности воды груза весов пять кг, буксирование человека на расстояние не менее 20 м, плавание на дистанцию 100 м любым стилем, плавание на спине на дистанцию 50 м. Итоговый тест на квалификацию спасателя Береговой охраны США, кроме теоретических вопросов и огневой подготовки заключался в сдаче норматива: военнослужащий должен был проплыть в одежде 20 м, раздеться на глубине 2 м, вынырнуть на поверхность и отбуксировать утопающего. Будущие офицеры Береговой охраны, которые обучались по программам кандидатских школ, занимались физкультурой по такой же программе. [9, p. 172]
Во время службы моряки могли совершенствоваться в отдельных видах спорта на добровольной основе, во внеслужебное время. Особую популярность приобрели турниры по боксу среди команд кораблей и различных подразделений ВМС. Организацией спортивной работы в масштабе флотов и соединений занимались комитеты по культурно-массовой и спортивной работе, которые создавались при штабах. Данные комитеты были нештатными и занимались вопросами организации досуга личного состава, включая проведение спортивных соревнований и различных культурных мероприятий.
Непосредственно на кораблях спортивной работой руководил офицер, который назначался приказом командира. Он выполнял такие обязанности как проведение спортивных мероприятий, организация отдыха личного состава, проведение физической подготовки и личное участие в спортивных играх. Если назначенный офицер не имел достаточного спортивного уровня, то ему в помощь назначался унтер-офицер в качестве инструктора и непосредственного участника соревнований. Указанным лицам в работе помогали культурно-массовые и спортивные комитеты рядового и офицерского состава, которых также назначал командир корабля. [9, p. 175–176]
Таким образом, можно заключить, что занятия по физической подготовке личного состава ВМС США занимали значительную часть времени как в период обучения рекрутов, так и во время прохождения службы. Командование ВМС считало, что интенсивные физические нагрузки не только приносили пользу в создании сильных военнослужащих, но и помогали повысить стрессоустойчивость, сплотить коллектив и внести элемент разнообразия в повседневную жизнь моряков.
Литература:
1. Navy Filing Manual 1941. Washington. 1941. 40 p.
2. Manchester W. Goodbye, Darkness: A Memoir of the Pacific War. NY.1980. 458 p.
3. U. S. Naval Training Center — San Diego. Yearbook. California. 1939. 72 p.
4. War Instructions United States Navy 1944. URL: http://www.ibiblio.org/hyperwar/USN/ref/WarInst/index.html (дата обращения: 02. 03.2014)
5. Лан В. И. США в военные и послевоенные годы. М.: 1978. 635 с.
6. Andrews P., Engel L. Navy Yearbook. N.Y. 1944. 252 p.
7. News of Interest to The Naval Reservist and The Naval Veteran// The Naval Reservist and the Naval Veteran Newsletter. July 1, 1946. P. 3–8
8. Navy Life Begins At Boot Camp. San Diego. 1940. 62 p.
9. Johnson R. E. Guardians of the Sea: The History of the United States Coast Guard. Maryland 1987. 412 р.