Диагностика воспроизводственной структуры Северокавказского федерального округа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.

Дата публикации: 04.02.2015

Статья просмотрена: 100 раз

Библиографическое описание:

Гасанзаде, З. Р. Диагностика воспроизводственной структуры Северокавказского федерального округа / З. Р. Гасанзаде. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 393-397. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15416/ (дата обращения: 18.12.2024).

Для анализа воспроизводственной структуры региона были рассчитаны некоторые показатели. Во-первых, был проведен анализ ВРП. Этот показатель характеризует результат производства товаров и услуг за определенный период времени.

Различают 3 метода исчисления ВРП: производственный, формирования по источникам доходов и потреблённый. В ходе данной работы нами были рассмотрены 2 метода: производственный и потребленный.

Рис 1. Соотношение произведённого и потребленного ВРП

 

Самыми высокими показателями ВРП обладают Ставропольский край и Республика Дагестан, самыми низкими Республика Ингушетия и Карачаево-Черкесская Республика.

ВРП по производству в Северокавказском федеральном округе превышает показатели ВРП по потреблению, в свою очередь оба показателя превышают статистические оценки. Что отражает диспропорцию в процессах регионального производства. ВРП по производству превышает показатели ВРП по потреблению в Кабардино-Балкарская республика, Карачаево-Черкесская республика, Республика Ингушетия и Чеченская республика. В остальных регионах ВРП по потребление превышает показатели ВРП по производству.

Таблица 4.1

Соотношение произведенного и потребленного ВРП

Регионы

ВРП по производству

ВРП по потреблению

ВРП (статистич.)

ВРП пр-ву/ВРП потр-ю

Республика Дагестан

713516,586

739412,48

285278,9

0,965

Республика Ингушетия

75637,68

-

21536,7

-

Кабардино-Балкарская республика

148341,528

141271,232

76056,5

1,050

Карачаево-Черкесская республика

80140,01

71808,167

43324,1

1,116

Республика Северная Осетия-Алания

130375,396

132158,444

748444,8

0,987

Чеченская республика

284133,404

-

69675,7

-

Ставропольский край

570475,7

629477,132

316888,9

0,906

СКФО

1986374,34

1978784,424

887605,6

1,004

Российская Федерация

48569373,85

42211294,46

37398520,1

1,151

 

Говоря об оценке доли сбережений в совокупных доходах населения нельзя не отметить Ингушетию, где этот показатель составляет 61.7 %, что в 2 раза превышает общероссийский. Это говорит о геополитической нестабильности региона, что провоцирует население к сбережению. Так же стоит заметить полную противоположность в Ставропольском крае, где показатель сбережения составляет 8.2 %, что в 2 раза меньше общероссийского.

Таблица 4.2

Доля сбережений населения в совокупных доходах населения

Регионы

%

Республика Дагестан

26,76879

Республика Ингушетия

61,73626

Кабардино-Балкарская республика

27,68779

Карачаево-Черкесская республика

37,42247

Республика Северная Осетия-Алания

23,2757

Чеченская республика

56,60839

Ставропольский край

8,273602

СКФО

26,5264

РФ

25,12593

 

Структура долей расходов в совокупных доходах закономерна со структурой сбережений Ставропольский край (88.2 %), Ингушетия (36.4 %).

Таблица 4.3

Доля расходов населения в совокупных доходах

Регионы

%

Республика Дагестан

72,17559

Республика Ингушетия

36,40682

Кабардино-Балкарская республика

69,95744

Карачаево-Черкесская республика

59,75016

Республика Северная Осетия-Алания

73,81461

Чеченская республика

41,01724

Ставропольский край

88,22947

СКФО

71,22636

РФ

69,56967

 

Доля налогов в совокупных доходах во всех субъектах ниже общероссийского минимума в среднем (2.6 %), что не удивительно. Такими же показателями характеризуется доля инвестиций в ВРП, что говорит о инвестиционной непривлекательности района, поскольку инвестиционные риски слишком велики. Доля налогов с предприятий в ВРП региона повсеместно ниже общероссийских показателей, что свидетельствует о неразвитости мелкого и среднего индивидуального предпринимательства в регионе.

Таблица 4.4

Доля налогов в совокупных доходах

Регионы

%

Республика Дагестан

1,055619

Республика Ингушетия

1,856923

Кабардино-Балкарская республика

2,354771

Карачаево-Черкесская республика

2,827367

Республика Северная Осетия-Алания

2,909693

Чеченская республика

2,374372

Ставропольский край

3,496925

СКФО

2,24724

РФ

5,304406

 

Говоря об уровне бюджетных расходов в потребленном ВРП нужно отметить, что по Росси и СКФО в среднем показатели равны (23–24 %), максимальный показатель наблюдается в Карачаево-Черкесии (31.8 %). Это говорит о зависимости региона от дотаций, субсидий и субвенций.

Таблица 4.5

Доля бюджетных расходов

Регионы

%

Республика Дагестан

20,60876

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская республика

24,62175

Карачаево-Черкесская республика

31,811

Республика Северная Осетия-Алания

25,35693

Чеченская республика

Ставропольский край

17,88422

СКФО

24,38761

РФ

23,01735

 

Некоторые субъекты региона можно назвать экспорт ориентированными, поскольку доля экспорта в произведенном ВРП этих регионов превышает общероссийские показатели. Основными товарами идущими на экспорт являются сельскохозяйственные и топливно-энергетические.

Таб. 4.6

Доли в инвестиции региона

Регионы

Расходы населения (млн.руб)

Все инвестиции (млн.руб)

Частные Инвест (%)

Валовые частные инвестиции (млн. руб.)

Федеральные инвестиции (%)

Республика Дагестан

468948,28

134927

87,9

118600,8

57,3

Республика Ингушетия

22131,24

4466

40,7

1817,662

87,1

Кабардино-Балкарская республика

93318,32

17654

75,3

13293,46

54,9

Карачаево-Черкесская республика

41154,00

14001

57,4

8036,574

49,3

Республика Северная Осетия-Алания

88985,17

21104

46,1

9728,944

58,2

Чеченская республика

92072,23

47448

44,5

21114,36

70,1

Ставропольский край

441527,69

106664

70,3

74984,79

26,8

СКФО

1249202,86

346264

71,5

247578,8

47,2

Российская Федерация

26175814,66

10776839

57

6142798

18,9

 

Из-за частых боевых действий происходящих на территории Северного Кавказа, зарубежные инвесторы бояться крупных вложений. Таким образом, инвестиции в регионе происходят за счет государственных средств и частного предпринимательства. В Северо-Кавказском федеральном округе осуществляют деятельность 316698 субъектов малого и среднего предпринимательства.

Значительная часть субъектов малого и среднего бизнеса сосредоточена в торговле и в наиболее приоритетных секторах экономики Северо-Кавказского федерального округа — строительстве, агропромышленном комплексе и туризме.

Особенностью Северо-Кавказского федерального округа является высокая численность индивидуальных предпринимателей. Если количество индивидуальных предпринимателей соответствует среднероссийскому показателю — 280 человек на 10 тыс. жителей, то количество малых и средних предприятий по субъектам Российской Федерации, входящим в состав Северо-Кавказского федерального округа, в 2–7 раз ниже, чем в среднем по Российской Федерации.

Низкая обеспеченность производственными и офисными площадями, низкое качество транспортной и логистической инфраструктуры, затрудненный доступ к энергетическим мощностям, нехватка квалифицированных инженеров и технических специалистов, а также административные ограничения являются основными факторами, сдерживающими развитие малого бизнеса в Северо-Кавказском федеральном округе. Отдельной проблемой является высокая доля нелегального предпринимательства.

В целях повышения уровня занятости населения, обеспечения равных и благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса в каждом субъекте Российской Федерации, входящем в состав Северо-Кавказского федерального округа, разработана и утверждена соответствующая целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства». Средний уровень софинансирования расходного обязательства для субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, составляет 80 процентов. Финансирование программных мероприятий в Северо-Кавказском федеральном округе за 2010 год за счет средств федерального бюджета выросло более чем в 6 раз, со 182,4 млн. рублей до 1175 млн. рублей. В 2011 году общий объем финансирования программных мероприятий составит 1305 млн. рублей (рост на 15,1 процента).

 

Литература:

 

1.      "Федеральная служба государственной статистики". URL:  http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/

Основные термины (генерируются автоматически): Ингушетия, ставропольский край, карачаево-черкесская республика, Северо-Кавказский федеральный округ, Дагестан, кабардино-балкарская республика, республика, чеченская республика, Российская Федерация, Северная Осетия-Алания.


Похожие статьи

Диагностика демографической структуры Северокавказского федерального округа

Диагностика отраслевой структуры Северокавказского федерального округа

Диагностика территориальной структуры Северокавказского федерального округа

Анализ криминологических предпосылок женской преступности в Северо-Кавказском федеральном округе

Сравнительный анализ социально-экономического развития субъектов Дальневосточного федерального округа

Особенности развития сельских территорий Северо-Кавказского федерального округа

Проблемы развития организационной культуры в органах государственной власти субъектов РФ

Оценка динамики социально-экономической дифференциации южных регионов Кыргызской Республики

Ретроспективный анализ миграции населения Краснодарского края

Институциональные особенности организации производства в сельском хозяйстве Северо-Кавказского региона

Похожие статьи

Диагностика демографической структуры Северокавказского федерального округа

Диагностика отраслевой структуры Северокавказского федерального округа

Диагностика территориальной структуры Северокавказского федерального округа

Анализ криминологических предпосылок женской преступности в Северо-Кавказском федеральном округе

Сравнительный анализ социально-экономического развития субъектов Дальневосточного федерального округа

Особенности развития сельских территорий Северо-Кавказского федерального округа

Проблемы развития организационной культуры в органах государственной власти субъектов РФ

Оценка динамики социально-экономической дифференциации южных регионов Кыргызской Республики

Ретроспективный анализ миграции населения Краснодарского края

Институциональные особенности организации производства в сельском хозяйстве Северо-Кавказского региона

Задать вопрос