Дошкольное образование сегодня претерпевает существенные изменения. Эти изменения обусловливают как позитивные тенденции развития дошкольного образования, так и сложные проблемы, требующие решения: обеспечения качества образования, как главной задачи российской образовательной политики, а так же привлечения социально-педагогических сил в дошкольное образование как одного из факторов развития образовательной среды дошкольных организаций.
На современном периоде модернизации российского образования впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, принятый в 2013 году обеспечивает исполнение государственных гарантий и направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на первой ступени образования — дошкольном образовании.
Сегодня, впервые в истории нашей культуры, дошкольное детство стало особым, самоценным уровнем образования. Стандарт выступает как своего рода социальная матрица, что позволяет создать навигацию для родителей и детей в сфере дошкольного детства.
Построение взаимоотношений между дошкольной образовательной организацией и семьей в системе социального партнерства является неотъемлемой частью обновления содержания работы дошкольной организации в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Изменение нормативно — правовой базы, регулирующей эти взаимоотношения, повлекло за собой формирование нового взгляда, как на статус родителя, так и на педагога дошкольной образовательной организации. Однако новые подходы к взаимодействию с семьями определены не только Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, но и в целом изменениями в обществе, в системе ценностей современной семьи, запросами сегодняшних родителей на воспитательно — образовательные услуги дошкольного учреждения.
Признание государством приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и детского сада и определяется как социальное партнерство, сотрудничество и взаимодействие в совместных усилиях и общении. Расширение сферы участия родителей в организации воспитательно — образовательного процесса учреждения — это способ повышения эффективной деятельности детского сада, направленной на воспитание. Это и есть социальное партнерство с целью полноценного развития ребенка — дошкольника.
Необходимость взаимодействия и сотрудничества детского сада и семьи — это требование социальных условий времени, нельзя вырастить настоящего человека без стремлений обеих сторон к успеху. Решающим условием взаимодействия и построения партнерских взаимоотношений является сближение педагогов и родителей воспитанников, которое достигается доверительным общением, взаимопониманием и устанавливается только в совместной деятельности. Педагоги и родители — это партнеры, которые дополняют друг друга, их отношения предполагают равенство сторон, взаимность, доброжелательность, уважение, создание атмосферы общности интересов в воспитании, располагая к диалогу.
В основу союза партнерства положено единство взглядов на воспитание детей: педагог не поучает, а советует и размышляет вместе с родителями, договаривается о совместных действиях. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого ДОО. Детский сад должен стать открытой системой, чтобы создать единое образовательное пространство для полноценного развития ребенка. Пример открытости показывает педагог, вызывая родителей на общение, информируя о достижениях ребенка. Он дает почувствовать родителям, что их проблемы ему небезразличны. Это и есть открытость и доверительность. Расширение сферы участия родителей в жизнедеятельности группы внесёт разнообразие пребывание детей в детском саду.
Для установления контактов с родителями педагог должен обладать коммуникативными умениями и необходимыми личностными качествами: он должен проявлять внимание и чуткость к чужим проблемам, уметь слушать других, быть доброжелательным, отзывчивым. Очень важно при первых контактах — заинтересовать родителей деятельностью группы и показать работу с детьми в привлекательной форме. Можно сделать презентацию разнообразных мероприятий. Дальнейшее взаимодействие заключается в обмене информацией по вопросу воспитания ребенка, в обсуждении проведенных и будущих мероприятий, сообщении о работе образовательного учреждения и группы. С этой целью можно использовать домашние задания, видеоматериалы, знакомить родителей с лучшим опытом семейного воспитания.
Одна из действенных форм привлечения родителей к активному участию в воспитательно — образовательном процессе и сотрудничеству — встречи, родительские собрания за круглым столом с чаепитием. Они помогают сплотить родителей и сделать их союзниками в воспитании, активизировать потенциал семей. Многие родители испытывают определенные трудности во взаимодействии со своими детьми, потому что не могут найти время для занятий, игр и общения с ними. Тесное педагогическое взаимодействие позволяет вовлечь родителей в педагогический процесс, сделать его гибким, дифференцированным. Так педагоги и родители воспитанников постепенно объединяются в команду единомышленников, имеющих общую цель — вырастить здоровых, гармонично развитых, адаптированных к жизни в современном обществе людей. [2]
Важнейшими критериями социального партнерства считаются общие интересы и равенство сторон. В дошкольных учреждениях советского периода, ни о каком равенстве родителей с администрацией и педагогическим коллективом не могло быть и речи условия пребывания в учреждении озвучивались исключительно со стороны учреждения. Однако жизнь диктует новые правила. И вот уже родители — полноправные партнеры, которые могут предъявлять свои требования учреждению, где воспитываются их дети. [3]
Система дошкольного образования, постепенно превращаясь в открытую педагогическую систему, закрепляет за родителями возможность быть полноправными участниками педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения. Такой подход позволяет педагогам и родителям совместно выстраивать единое образовательное пространство, характеризующееся общностью целей, задач, методов, требований по отношению к ребенку. Исходя из идеи установления отношений социального партнерства между педагогами и родителями, родители должны занять в воспитании и развитии дошкольников не только партнерскую позицию, но быть готовыми к осуществлению оценки качества дошкольного образования.
Тем не менее, сегодня можно говорить о ряде проблем в организации социального партнерства между педагогами и родителями в дошкольном образовании. И прежде всего эти проблемы связаны с готовностью педагогов и родителей к взаимодействию, к совместному решению задач воспитания и развития дошкольников.
Оценивая отношение родителей к взаимодействию, социальному партнерству с педагогами дошкольных учреждений, следует отметить, что к сожалению, большинство современных родителей к реализации этих задач не готовы или недостаточно готовы. [1]
Литература:
1. Березина, Т. А. Социальное партнёрство дошкольного учреждения и семьи: проблемы и пути их решения/ Т. А. Березина //Детский сад: теория и практика. — 2013. — № 10. — С.24 –33.
2. Пантелеева Н. Г. Социальное партнерство детского сада и родителей. [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 4. URL:http://psyedu.ru/journal/2013/4/Panteleeva.phtml
3. Рыбак Е. В. Реальность и перспективы развития социального партнерства в современном детском саду / Е. В. Рыбак //Детский сад: теория и практика. — 2013. — № 10. — С.16 –22.