Игровые этюды как средство формирования социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.

Дата публикации: 03.02.2015

Статья просмотрена: 3495 раз

Библиографическое описание:

Щеголева, О. В. Игровые этюды как средство формирования социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста / О. В. Щеголева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 861-862. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15440/ (дата обращения: 15.11.2024).

Умение быть самостоятельным, ответственным за своё поведение — неотъемлемые характеристики сформированной личности. Истинное удовольствие дошкольникам доставляет именно то, что они смогли сделать сами, одним из методов развития самостоятельности могут стать игровые этюды, по ходу, которых детям предоставляется полная свобода выбора в принятии решений и диалоговое общение.

Слово «этюд» имеет французское происхождение и переводится как «учение». Этюд — это сценка, включающая в себя импровизацию, то есть сочинение в момент исполнения. Он включает в себя: развитие речи, улучшение дикции, выработку интонации, выразительность, закрепление связной речи, памяти, внимания и координацию движения. Проще сказать, сочетание движения и речи.

Этюдная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, именно они развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, кроме того, позволяют формировать опыт социальных навыков поведения. Взрослый должен побуждать ребёнка к творческой активности, ставя перед ним проблемную задачу, обеспечить психологическую поддержку в критической ситуации, координировать решение многочисленных задач.

Ставя перед собой такие цели, педагог должен побуждать ребёнка правильно и удобно держать какой-либо атрибут, стимулировать внимание, выполнять движения спокойно, без напряжения, согласно тексту, развивать выразительность речи, поощрять любые проявления детской фантазии, развивать детское воображение, обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера, развивать у детей устойчивый интерес к игровой деятельности через постановку игровых этюдов, стимулировать желание детей искать выразительные средства для создания игрового образа героя с использованием движений, мимики, жестов, изменением интонации, развивать у детей чувство партнёрства, воспитывать стремление к самосовершенствованию.

Для правильной организации игровых этюдов с детьми рекомендуется учитывать следующие принципы: содержательность игр, разнообразие тематики, включение этюдов в разнообразные формы организации педагогического процесса, включение этюдов в разнообразные формы организации педагогического процесса, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игры, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игры, подготовленность и заинтересованность воспитателей, сопровождение этюдов-импровизаций, художественным словом и элементами ИКТ.

Игровой этюд осуществляется детьми совместно с педагогом. Учитывая возраст детей, методика организации подобных игр осуществляется следующим образом: педагог читает текст, предлагая, детям показывать отдельные действия героев сюжета или если дети подготовлены, импровизируются фрагменты поведения героев. Для того, чтобы пробудить у детей интерес к игровым этюдам, необходимо проводить их два раза в неделю, продолжительность игры 10–20 минут в зависимости от возраста детей.

В подборе литературной основы для игровых этюдов педагогу следует руководствоваться следующими критериями: подбор художественного слова должен осуществляться с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, чтобы этим вызвать у него яркий эмоциональный отклик, содержание литературного произведения должно поддерживать интерес к происходящему, оно должно подходить для драматизации: обязательны игровой сюжет, роли, диалоги, действия персонажей, побуждение детей к активности и самостоятельности действия.

Для реализации игровых этюдов в работе с детьми дошкольного возраста требуется организация игровой пространственно-развивающей среды, в организации пространства важно использовать настольный театр (резиновые и мягкие игрушки, плоскостные предметы-заместители, театральные куклы (различные животные, люди, предметы быта), учитывать возможности детей (от простого к сложному, от реалистичных резиновых и мягких игрушек до кукол би-ба-бо, при этом очень важно использовать показ взрослым способов действий с игрушками, моделирование пространства, для развития мелкой моторики рук используются пальчиковые и театральные куклы на шариках, в игры старших ребят можно ввести куклы би-ба-бо, в дальнейшем вводятся плоскостные графические изображения. Этюды классифицируются: на выражение основных эмоций, на выразительность жестов, на воспроизведение отдельных черт характера.

Остановимся на методике игровых этюдов и условиях их осуществления: этюды на выражение основных эмоций развивают нравственно-коммуникативные качества личности; способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека, содержание этюдов не читается детям, эмоциональный пересказ предложенной ситуации является условием для создания множества игровых вариантов на заданную тему, этюды должны быть короткие, разнообразные и доступные детям по содержанию, в этюдах на воспроизведение черт характера дети учатся понимать, какое поведение, какой черте характера соответствует, акцент делается на модель положительного поведения, целью этюдов на выразительность жестов является развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватное использование жеста, содержание этюдов активизирует выразительность движений, творческое воображение.

Таким образом, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, входят в образ, овладевают средствами выразительности. Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры, а разыгрывание роли в этюдах детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.

 

Литература:

 

1.                  Т. И. Бабаева, Л. С. Римашевская «Игровые ситуации, игры, этюды»;

2.                  А. Лемуан «Детские этюды»;

3.                  Е. А. Алябьева «Развитие воображения и речи детей 4–7 лет (игровые технологии)»;

4.                  Т. А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику».

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, включение этюдов, возраст детей, максимальная активность детей, педагогический процесс, проведение игры, разнообразная форма организации, этап подготовки, этюд.


Похожие статьи

Театрализованные игры как средство активизации речевой деятельности у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

Игра с правилами как средство развития волевых качеств дошкольника

Художественная литература как фактор формирования эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста

Сказка как средство развития социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста

Игра как средство развития воображения у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Мнемотехника как средство связной речи у детей дошкольного возраста

Подготовка к спортивным состязаниям, как фактор формирования ключевых компетенций у детей дошкольного возраста

Формирование у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасного поведения на дороге посредством игр и информационных технологий

Использование «правильных» игр в развитии детей дошкольного возраста

Авторы напоминают о важном значении познавательного развития ребенка, делятся личным опытом по использованию разнообразных игровых пособий и дидактических игр.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Театрализованные игры как средство активизации речевой деятельности у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

Игра с правилами как средство развития волевых качеств дошкольника

Художественная литература как фактор формирования эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста

Сказка как средство развития социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста

Игра как средство развития воображения у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Мнемотехника как средство связной речи у детей дошкольного возраста

Подготовка к спортивным состязаниям, как фактор формирования ключевых компетенций у детей дошкольного возраста

Формирование у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасного поведения на дороге посредством игр и информационных технологий

Использование «правильных» игр в развитии детей дошкольного возраста

Авторы напоминают о важном значении познавательного развития ребенка, делятся личным опытом по использованию разнообразных игровых пособий и дидактических игр.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Задать вопрос