Личностные особенности спортсменов-инвалидов, занимающихся командными видами спорта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.

Дата публикации: 03.02.2015

Статья просмотрена: 1436 раз

Библиографическое описание:

Чебарыкова, С. В. Личностные особенности спортсменов-инвалидов, занимающихся командными видами спорта / С. В. Чебарыкова, О. С. Ясакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 901-905. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15451/ (дата обращения: 19.12.2024).

По данным ВОЗ число лиц, имеющих врожденные и приобретенные ограничения здоровья, непрестанно растет. В отношении социума к инвалидам в последнее время произошли серьезные изменения. Государственными органами и коммерческим сектором экономики поддерживаются программы образовательной, творческой, трудовой реабилитации лиц, имеющих ОВЗ. В числе этих направлений не последнее место занимает спорт. Адаптивный спорт в нашей стране выходит на новый уровень развития. Заметно выросло число спортивно-массовых мероприятий, у инвалидов появляется больше возможностей участвовать в различных соревнованиях, а набор спортивных дисциплин с каждым годом отличается все большим разнообразием. Для того чтобы занятия физкультурой и спортом стали доступными для каждого человека, с 2006 года работает Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы». В рамках ее реализации уже построено 200 стадионов, катков, бассейнов, спорткомплексов. Программа предлагает бесплатное и льготное посещение спортивных объектов инвалидами, детьми и малообеспеченными гражданами. Кроме того, программой предусмотрена организация и проведение регулярных спортивных состязаний для людей с ограниченными возможностями: фестивали спорта, спартакиады, чемпионаты. По данным число инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, которые занимаются спортом, должно вырасти с 3 % в 2011 году до 20 % в 2020 году.

Неотъемлемой частью современной жизни общества стали Паралимпийские игры. Спорт высоких достижений по своей природе недоступен инвалидам с различными физическими и умственными нарушениями. Организация специальных соревнований спортсменов-инвалидов имеет огромное значение для тех, кому представляется возможность достичь спортивного Олимпа. В мире международных спортивных состязаний для инвалидов — Паралимпийские Игры, Всемирные Игры Глухих и Специальные Олимпийские Игры для умственно отсталых.

Однако, не только спортивные достижения являются результатом огромной работы по реабилитации лиц с ОВЗ. Для специалистов помогающих профессий наиболее значимым является изменение личностной позиции человека, находящегося в ситуации посттравматического стрессового переживания из-за потери привычного ему образа жизни. Изучение личностных особенностей спортсменов-инвалидов и использование этих знаний в организации реабилитационной работы с ними — актуальная проблема специальной психологии. Недостаточная разработанность данной проблемы и острая потребность в названных сведений для специалистов, организующих реабилитацию инвалидов средствами спорта, и обусловили выбор темы нашего исследования. Его цель — изучение особенностей адаптивного потенциала личности спортсменов-инвалидов, занимающихся командными видами спорта.

Базой эмпирического исследования является «Хабаровская краевая федерация физической культуры и спорта инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата». Федерация создана 15 марта 2012 года, ее основными целями и задачами являются:

-        приобщение инвалидов с поражением ОДА к физической культуре и спорту, развитие их общественной активности, пропаганда здорового образа жизни;

-        осуществление мер по сохранению и развитию традиций спорта инвалидов, укрепление его позиций и повышение престижа, в том числе и на международной арене;

-        развитие паралимпийских видов спорта;

-        обеспечение равных возможностей для инвалидов с поражением ОДА в реализации их прав и свобод;

-        всемерное развитие спорта инвалидов с поражением ОДА как средства социальной адаптации, реабилитации и интеграции в общество.

Основу выборки составили спортсмены-инвалиды от 27 до 45 лет. Их физический статус характеризуется наличием таких состояний, как: последствия детского церебрального паралича, парезы, контрактуры и ампутации нижних конечностей, анкилоз крупных суставов нижних конечностей в функционально невыгодном положении, прогрессирующая мышечная дистрофия. Несмотря на имеющиеся ограничения в двигательной сфере, все испытуемые занимают активную жизненную позицию — принимают участие в движении инвалидов-колясочников за безбарьерную среду, посещают все городские мероприятия, концерты. Помимо тренировок в спортивном зале и на льду, играют в теннис, выезжают на природу, устраивают теплоходные прогулки по реке, активно занимаются волейболом на набережной и в парковой зоне города. Все участники являются членами одной команды и в течение 1,5 лет занимаются следж-хоккеем.

Следж-хоккей является паралимпийской версией хоккея на льду. Это скоростная, требующая большого физического напряжения, игра для мужчин с нарушенной двигательной функцией нижней части тела. Вместо коньков хоккеисты катаются на санях с полозьями, к которым ремнями крепятся ступни, икры, колени и бедра игрока. В снаряжение входят две клюшки, у которых на одном конце находится металлическая насадка с зубьями для отталкивания ото льда и маневрирования, а другая часть изогнута, как у обычной хоккейной клюшки, и используется для удара по шайбе.

Для проверки сформулированной нами гипотезы был подобран специальный комплекс исследовательских методов и методик, включающий неэкспериментальные диагностические методы (наблюдение, беседа), диагностические процедуры (методики «Самочувствие. Активность. Настроение (САН)», «Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS)», «Личностный опросник», «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах (УСЦД)»). Полученные нами данные считаем правильным представить по каждой из использованных нами методик.

1. «САН»: самочувствие понижено только у двух респондентов из 10, у всех остальных результат выше нормы. Факт завышения показателей самочувствия у лиц, имеющих ОВЗ является распространенным и может быть объяснен наличием психологических защит и условно-продуктивных копинг-стратегий [2, с. 245]. Обращает на себя внимание гомогенность выборки по показателям настроения и активности, причем настроение у всех участников эксперимента выше нормы, а активность — существенно ниже нормы. Полученные данные не противоречат другим исследованиям с участием инвалидов и могут считаться проявлением модально-неспецифических закономерностей функционирования психики в условиях физической депривации [1; 2; 3].

2. «HADS» у двух респондентов выявлена субклинически выраженная тревога. У всех остальных испытуемых уровень тревоги и депрессии в норме. Эти данные на первый взгляд несколько разнятся с результатами, полученными с использованием методики «САН». Однако, в ходе бесед с испытуемыми мы выяснили, что все они отмечают у себя переменчивость психических состояний и объясняют выявленные расхождения влиянием ситуативных стимулов.

3. «Личностный опросник» Г.Айзенка использовалась нами для оценки особенностей темперамента. По нашим данным из 10 респондентов 7 являются экстравертами. Обращает на себя внимание тот факт, что показатели интравертированности-экстравертированности и уровень нейротизма у участников исследования в подавляющем большинстве случаев выходит за границы средних значений.

4. «УСЦД» использовалась нами для выявления степени диссоциации, рассогласования, дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере, определяемой как соотношение внутреннего конфликта (ВК) — «хочу, но не имею»; внутреннего вакуума (ВВ) — «имею, но это не значимо». В целом у участников исследования показатель дезинтеграции не слишком выходит за границы нормального распределения. Исключение составляет один участник, у которого этот показатель складывается как одновременное сочетание показателей ВК и вв.

Наличие ВК присуще всем респондентам. У 7 участников из 10 этот показатель включает 1–2 сферы, что можно считать удовлетворительным. 3 участника демонстрируют наличие ВК в 3 и 4 сферах. Обращает на себя внимание тот факт, что для большинства участников ценности «здоровье — психическое/физическое», «материально обеспеченная жизнь» и «счастливая семейная жизнь» попали в зону ВК. В то время как ценности «интересная работа», «красота природы и искусства», «наличие хороших и верных друзей», «познание/возможность расширения своего образования», «свобода/независимость в поступках и действиях», «творчество» находятся в нейтральной зоне.

Показатель ВВ у 9 из 10 участников в норме. Исключение составляет один участник, результат которого интересен не только тем, что в зону ВВ попало 3 сферы, но и тем, что эти сферы «уверенность в себе» и «познание» для остальных членов команды находятся в зоне комфорта. Общее в проявлениях ВВ у респондентов касается сфер «красота природы и искусства» и «наличие хороших и верных друзей».

Весь массив полученных сведений был проанализирован с целью подтверждения выдвинутой нами гипотезы о том, что адаптивный потенциал спортсменов-инвалидов с нарушениями двигательной сферы определяется индивидуально-психологическими особенностями (возраст, темперамент, эмоциональная и ценностная сферы личности) и зависит от таких факторов как степень выраженности дефекта и время поражения. Нами подтверждено, что наиболее значимыми факторами являются степень выраженности дефекта (чем тяжелее патология, тем ниже адаптивные возможности личности) и возраст испытуемых (чем моложе инвалид, тем выше его адаптивные возможности); влияние третьего из оцениваемых факторов (характер патологии) на адаптивный потенциал инвалида нами достоверно не доказано. Следует обратить внимание на тот факт, что двое из участников исследования, имеющие тяжелую степень выраженности патологии, все же характеризуются адаптивным потенциалом выше среднего. Мы считаем, что в данном случае объяснением может служить сочетание нескольких факторов: молодой возраст, врожденный (рано приобретенный) дефект, систематическая работа с психологом, к которому указанные спортсмены-инвалиды обращаются за консультациями.

Цель нашего исследования достигнута. Однако, мы считаем, что изучение особенностей адаптивного потенциала личности спортсменов-инвалидов необходимо продолжать. Перспективные направлениями могут стать лонгитюдные исследования, позволяющие:

-        оценить влияние нарушений различного генеза (патология двигательной, сенсорной и ментальной сфер) на адаптивный потенциал спортсмена-инвалида;

-        исследовать реабилитационный потенциал индивидуальных и командных видов спорта в работе с инвалидами различных возрастных групп.

Период становления и признания физкультурно-спортивного движения инвалидов с поражением ОДА обществом и государством прошел. Несмотря на все трудности он развивается, выходит за рамки государства на мировую арену и приносит существенное социальное, моральное, психологическое, физическое и интеллектуальное удовлетворение, уверенность в себе не только инвалидам с заболеваниями и травмами ОДА, но и всему обществу. Особенно когда на Паралимпийских играх поднимается флаг России.

 

Литература:

 

1.                  Колесникова, Г. Ю. Особенности образа мира лиц с ограниченными физическими возможностями: к вопросу об использовании ассоциативного эксперимента [Текст] / Г. Ю. Колесникова // Научные проблемы гуманитарных исследований. — 2010. — № 8. — С. 149–154.

2.                  Чебарыкова С. В. Феноменология типов личности, развивающейся в условиях дизонтогенеза, с позиции ее адаптивности: дис. … кандидата психологических наук / Светлана Васильевна Чебарыкова.- М., 2005.- 189 с.

3.                  Ясакова О. С. Особенности личности молодежи с ограниченными возможностями здоровья (на примере спортсменов-инвалидов) / О. С. Ясакова // Теория и практика общего и специального образования: сборник научных статей по материалам 60 студенческой научной конференции ДВГГУ. — Хабаровск: Изд-во «Апекс», 2012. — 185 с.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, участник, инвалид, командный вид спорта, сфера, спорт, респондент, поражение, норма, наличие, красота природы, HADS, изучение особенностей, игра, двигательная сфера, данные, выраженность дефекта, возможность, адаптивный потенциал личности спортсменов-инвалидов.


Похожие статьи

Особенности волевой активности в различных видах спортивной деятельности

Особенности подросткового возраста для формирования мобильности спортсменов средствами физической культуры в детско-юношеских спортивных школах

Особенности профессионального самоопределения в юношеский период развития

Анализ интегральной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом, в процессе спортивно-организованного физического воспитания

Особенности методики проведения занятий для детей дошкольного возраста в секции по художественной гимнастике

Сравнительная характеристика структуры волевой активности подростков 11–14 лет, занимающихся различными видами спортивной деятельности

Особенности использования дидактических игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Специфика и педагогические условия социализации мальчиков-подростков, занимающихся регби

Особенности социализации, самореализации и саморазвития обучающихся, занимающихся регби (на примере СДЮСШОР «Буревестник»)

Методические особенности специальной физической подготовки в армрестлинге

Похожие статьи

Особенности волевой активности в различных видах спортивной деятельности

Особенности подросткового возраста для формирования мобильности спортсменов средствами физической культуры в детско-юношеских спортивных школах

Особенности профессионального самоопределения в юношеский период развития

Анализ интегральной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом, в процессе спортивно-организованного физического воспитания

Особенности методики проведения занятий для детей дошкольного возраста в секции по художественной гимнастике

Сравнительная характеристика структуры волевой активности подростков 11–14 лет, занимающихся различными видами спортивной деятельности

Особенности использования дидактических игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Специфика и педагогические условия социализации мальчиков-подростков, занимающихся регби

Особенности социализации, самореализации и саморазвития обучающихся, занимающихся регби (на примере СДЮСШОР «Буревестник»)

Методические особенности специальной физической подготовки в армрестлинге

Задать вопрос