В статье анализируются этапы развития высшей физкультурной школы.
Ключевые слова: высшее физкультурное образование.
В настоящее время образование рассматривается как главный фактор и непременное условие социально-экономического прогресса, наиважнейшая ценность и основной капитал современного общества, приоритетом и движущей силой которой является личность, способная к поиску, самостоятельному, творческому мышлению, освоению новых знаний, социально-профессиональной деятельности и творчеству.
Прежде чем дать характеристику современного состояния высшего физкультурного образования, проанализируем в историческом аспекте развитие системы высшего образования (ВО) за последние 30–40 лет.
В конце 70-х гг. впервые заговорили о кризисе образования. Появился ряд публикаций, свидетельствующих о кризисных тенденциях высшего образования [1]. Признаки кризиса разные авторы видят в ухудшении качества подготовки специалистов, их неспособности раскрыть свои личностные особенности и творческие возможности [1,8]. В ходе анализа литературных источников определены основные причины, повлекшие за собой кризисное состояние образования в целом и высшего в частности в период 70–80-х годов прошлого столетия.
Выявленные причины составляют две большие группы: общие и психологопедагогического плана. К общим относятся причины, обусловившие кризисное состояние во многих отраслях народного хозяйства: политика, проводимая государством; экономическое положение в стране; особенности исторического развития, а также социальные процессы в обществе. Вторую группу составляют собственно дидактические причины и причины психологического характера.
Для любой педагогической системы, включая и систему высшего образования, самыми значимыми и подлежащими рассмотрению в данной работе, являются собственно дидактические причины кризиса, среди которых главная: отсутствие строгой научной теории обучения [14]. Также можно отметить перегрузку дисциплин избыточной информацией, излишнюю наукообразность ограничивающую самостоятельность в изучении предмета. Следует отметить и то, что поменялся девиз обучения: если раньше учились, чтобы быть, то сейчас учатся, чтобы иметь [16]. Естественно отразились на образовательной сфере и процессы переходного этапа к рыночной экономике, которые потребовали от молодёжи некоторой переоценки ценностей. По мнению специалистов — государство, общество, личность стараются по отдельности установить монополию на образование [24].
Однако лишь совместные усилия могут способствовать выходу из кризисного состояния. В полной мере, осознавая кризис высшего образования, общество уже наметило пути выхода из него. Проблема реформирования системы образования, должна исследоваться на фоне двух процессов [21]: историко-эволюционного развития систем образования в человеческой цивилизации и активного перехода страны от административно-командного к рыночному способу хозяйствования. Первый процесс связан с вхождением Узбекистана в мировое образовательное пространство и сопоставлением опыта образовательных систем разных стран с отечественными.
Второй процесс обусловлен особенностями рыночной экономики, проявляющими себя по отношению к образованию. По мнению В. Х. Кинелева, в рыночной экономике удовлетворяется не социальная потребность граждан в ВО, а платёжеспособный спрос на него, обеспечивается не подготовка специалистов вообще, а таких, на которых есть спрос на рынке труда и рабочей силы [21].
В связи с этим, на современном этапе особенно остро встал вопрос о необходимости реформирования высшего образования. В зависимости от характера проблем, возникающих перед ВО, представляется возможным выделить и уровни решения этих проблем, определив их как государственный, ведомственный, региональный и вузовский.
Твердая законодательная база образовательной сферы на основе законов Республики Узбекистан «Об образовании» и «О Национальной программе по подготовке кадров», других законодательных актов и нормативно-правовых документов, гарантирует ей государственную поддержку, свободное развитие вузов, приоритет личностной значимости каждого человека. Структурно-содержательные реформы, обусловленные развитием дидактики и смежных дисциплин, определяют основные пути развития высшего образования. Одним из главных направлений ныне являются гуманизация и гуманитаризация образования, предполагающие не только передачу студентам гуманитарных знаний, но и раскрытие «человеческого фактора» в изначально негуманитарных дисциплинах, а также делающее акцент на интеллектуальном развитии человека [12].
Весьма актуальным становится обеспечение преемственности и непрерывности образования, позволяющее перейти к его многоуровневой структуре [19,20,21]. Одним из следующих направлений развития ВО, считается его фундаментализация, обеспечивающая мобильность выпускника вуза, и которая становится наиболее значимой в период «рыночной экономики». Ещё одним направлением является компьютеризация и информатизация процесса обучения. Возможности данного направления интенсивно изучается не только педагогами и психологами, но и математиками-программистами [7]. Однако самой важной остаётся проблема повышения активности студентов, увеличение их творческого потенциала [2,3]. Таким образом, дальнейшее развитие высшего образования должно осуществляться совместными усилиями законодательных органов, теоретиков дидактики, а также педагогами, занимающимися практической деятельностью в области обучения и воспитания.
Поставленные выше проблемы в полной мере касаются и высшего физкультурного образования, однако, физкультурная школа имеет ряд особенностей, которые вносят определённые коррективы в процесс обучения.
Эти особенности связаны в первую очередь с содержанием образования, во вторую — с контингентом студентов. Ж. К. Холодов [2] отмечает, что специальная теоретическая подготовка в системе физкультурного образования включает содержательное и процессуально-методическое обеспечение. Содержательное обеспечение связано с определением состава информационного содержания знаний, а процессуально-методическое обеспечение связано с дидактическим моделированием и управлением процесса формирования познавательных структур.
Реформирование высшей физкультурной школы, как и всего высшего образования Узбекистана, протекает на фоне трёх основных процессов: фундаментализации, гуманитаризации и демократизации. Повышение фундаментальности профессионального физкультурного образования достигается введением в планы вузов естественнонаучных и математических дисциплин. Гуманитаризация проявляется в том, что в содержании образования закрепляется ориентация на интеллектуальное, эстетическое и нравственное развитие личности, повышение уровня гуманитарной и естественнонаучной образованности будущего специалиста, как важное условие его профессионального самоопределения в последующей трудовой деятельности. Демократизация высшего образования проявляется в увеличении свобод студентов: в современных условиях они могут выбирать не только факультет и специализацию, но и направления или специальности образования, т. е. его уровень. Также у студентов появляется некоторая возможность выбора содержания образования, достигаемая за счёт введения элективных курсов [5,6]. Актуальными на сегодняшний день являются вопросы многоуровневого образования и учёт региональных особенностей в содержании образования, создание на базе физкультурных вузов новых специальностей, разработка и внедрение элективных курсов, создание моделей специалистов различного профиля [5,6]. Главной же проблемой остаётся поиск путей повышения познавательной активности студентов и качества подготовки физкультурно-педагогических кадров.
Установлено, что на эффективность физкультурного образования влияют две группы факторов: внешние и внутренние.
К внешним относятся: развитие спортивной науки, уровень интеграции науки и практики, уровень квалификации преподавательских кадров, наличие высококачественного оборудования и инвентаря, прочная материально-техническая база [22,23].
К внутренним факторам относится наличие потребности будущего специалиста в качественном профессиональном образовании и профессиональном росте, наличие ориентации на ценности образования и моримы, побуждающие заниматься самовоспитанием и самообразованием [4]. Другие особенности содержания высшего физкультурного образования связаны с учебными программами [14]. Главной чертой физкультурного образования является его гуманитарный характер, то есть подавляющее число изучаемых дисциплин в физкультурном вузе — это науки о человеке. Проблема состоит в том, что различные циклы дисциплин рассматривают человека в разных аспектах. Блок общегуманитарных и социально-экономических дисциплин раскрывает сущность деятельности человека в обществе. Блок медико-биологических дисциплин рассматривает строение человека. Психолого-педагогические дисциплины раскрывают перед студентом возможности понимания другого человека, а также пути влияния на него. Блок дисциплин предметной практической подготовки носит прикладной характер формирования определённых навыков с целью дальнейшей их передачи в своей профессиональной деятельности.
Г. С. Туманян [25], рассматривая совершенствование системы физкультурного образования, говорит о разделении научных школ в зависимости от блоков дисциплин. До 60-х годов он отмечает расцвет наук медико-биологического профиля. В середине 60-х годов на первый план выходят теория физического воспитания и психология спорта. В 80-е годы интенсивно начинают развиваться педагогические научные школы, особенно в сфере частных методик.
В. И. Маслов, изучая динамику процесса развития содержания высшего физкультурного образования на всём протяжении его становления, отмечает постепенное обрастание его новыми дисциплинами, ведущее к дифференциации [22]. В связи с этим многие авторы выступают за интеграцию дисциплин [11,18], одни посредством создания элективных курсов [4,16], другие [1] выступают за создание междисциплинарных связей. Е. П. Ильин предлагает более радикальное изменение: отказ от преподавания отдельных дисциплин [17].
На содержание физкультурного образования влияет также развитие сферы физической культуры и спорта в целом. Так, появление большого числа новых видов физических упражнений как самостоятельных видов спорта, развитие адаптивной физической культуры и спорта среди инвалидов, дальнейший прогресс в области спорта высших достижений естественным образом, сказались на содержании отдельных блоков дисциплин и открытии новых специальностей и специализаций.
Характерной чертой современного физкультурного образования является появление в учебных планах вузов новых дисциплин: «Валеология», «Менеджмент в физической культуре», «Основы научно-методической деятельности», «Основы акмеологии», «Технология обучения» и другие [5,14].
Это обусловлено вхождением страны в новые экономические отношения и интеграцией высшей школы в международное образовательное пространство [5,16]. Вслед за введением новых дисциплин появляются и новые специализации, в рамках которых объём двигательной активности, реализуемый в рамках физкультурно-спортивного совершенства, уходит на второй план, и, если раньше деление студентов физкультурного вуза по спортивным специализациям было вполне правомерно, то в современных условиях назрела необходимость создания новой классификации студентов физкультурного вуза с учётом рода их будущей деятельности.
Следующая особенность высшего физкультурного образования связана с делением теоретических дисциплин на две большие части: общепедагогические и специальные слабо взаимосвязаны [17]. В результате студент не может создать целостной картины о предметах и воспринимает их как разные дисциплины [16,17].
Другие особенности высшей физкультурной школы связаны с планированием бюджета времени студентов-спортсменов оптимальным соотношением между умственной и физической деятельностью. Вместе с тем, в настоящее время вопросы изучения структуры бюджета времени студентов-спортсменов практически не встречаются на страницах периодической печати и в материалах научных конференций. С другой стороны, определено оптимальное соотношение в недельном режиме умственной и физической нагрузки, которое составляет 8–10 часов. В то же время объёмы физической нагрузки спортсменов высокой квалификации порой в два раза превышают оптимальные нормы [9].
Литература:
1. Агапова О., Кривошеев А., Ушанов А. Проектно- содержательная модель обучения // Almamater- 1994.-w1-C.18–24.
2. Андреева В. М. Методика активизации самостоятельной работы студентов ускоренного обучения./ организация самостоятельной работы в процессе изучения общественных наук Межд. Сборник. Выпуск 6 издательство Ленинградского университет, 1989, -С.24–28.
3. Андронов А. В. Пути активизации самостоятельной работы студентов студентов-первокурсников по общественным наукам //Проблемы технологии обучения в вузе // Тезисы докладов. Научный метод. Понф. Куйбышев, 1990-С. 151–159.
4. Бабушкин Г. Д. Изучая интерес студентов. //Вестник студентов // Вестник высшей школы -1986-w3-С.28–31
5. Барабанов А. Г. Высшее физкультурное образовательные проблемы и решения-М. Фон. 1995–486 с.
6. Барабанов А. Г. Высшее физкультурное образование: авторская диссертация д. п.н. М.1996–42е.
7. Бершодский А. М., Финогеев А. Т. Информатизация высшего учебного заведения как фактор повышения эффективности систем образования. Новосибирск. 1995-е /43–195.
8. Волков В. В. Неверкович С. Д. Развитие творческих способностей на основе реализации деятельного подхода в игровом обучении при подготовке специалистов в институтах физической культуры. Метод.реком М: 2 ГЦОЛИФК, 1997–28с.
9. Виноградов П. А. Душанин А. П., Жалдок В. И., Основы физической культуры и здорового образа жизни: учебное пособие М.: Советский спорт., 1996–592с.
10. Гашков С. А. Особенности адаптации студентов в процессе обучения // Психологический журнал.-1999 т.15.-w3. с.131–136
11. Гнитецкая Т. Н. Об индивидуализации процесса обучения в высшей школе. / Современные проблемы ВО не ДВ. / Мат. Конф. Владивосток. 1996. — С. 127–129.
12. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования и их роль в формировании современного специалиста: Метод реализации/ авторы составители К. М. Лениолевский, В. П. Фоменко. К: УМКВОД 1995–50е.
13. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика:1986–240 е.
14. Государственный образовательный состав высшего образования Т.: 2008–384
15. Дранок О. И. Формирование умений у студентов институтов физической культуры: Автор дис. К. П. Н.- С. П. Б. 1996–24с.
16. Зволинская Н. Н., Маслов В. И. Путь к идеалу высшего физкультурного образования. // Теория издана физ.культуры.-1994-W8-c. 28–33
17. Ильин Б. П. Перестройка и проблемы теоретической подготовки в физической культуре 1996-с.28–33.
18. Ильин Б. П. Психология физического воспитания. М.: Просвещение, 1987. — 288с.
19. Каргополов В. П. Организационно-управленческие основы непрерывного физкультурного образования: Автореф.дис… д.п.н.-М.:1992.- 49с.
20. Кларин М. В. Личностная ориентация в непрерывном образовании. Педагогика — № 2.-С.14–21
21. Киличев В. Х. Объективная необходимость. М.: 1995–328с.
22. Маслов В. И. Динамика процесса развития содержания высшего физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. — 1994. — № 12. — С. 40–43.
23. Малиновский Е. Н. Влияние результатов изучения бюджета времени студентов на коррекцию учебного процесса. // Вопросы физкультурного образования. / Cб. Научных трудов. М. 1978. — С. 99–102
24. Розов Н. Философия Образования в России: опасности становления и перспективы развития. // Almamater- 1993.-w1-C.21–23.
25. Туманян Г. С. Совершенствование системы физкультурного образования. Метод.реком. Для слушателей факультета повышения квалификации, аспирантов и студентов ГЦОЛИФКА. М. 1987–56 с.
26. Холодов Ж. К. Технология теоретической, профессиональной подготовки в системе специального физкультурного образования: Автореф. Дис. — д.п.н. — М. 1996–60с.