«Величайшее искусство — уметь превращать для детей в игру все, что они должны делать и выучить».
Джон Локк
Как известно, детство неотделимо от игры. Игра — наиболее доступный и интересный для детей вид деятельности, способ усвоения полученных из окружающего мира впечатлений. Игра — это поле деятельности ребенка, в которой он вступают в общение со сверстниками. Детей объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игра дает возможность незаметного усваивания языкового материала, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения, повышается самооценка и мотивация. С точки зрения словесного материала, игра не что иное, как речевое упражнение. Игра помогает преодолеть и так называемый “языковой барьер”, который является, в первую очередь, психологической проблемой, а не просто недостатком словарного запаса или незнанием грамматического материала.
Игры являются сильным мотивирующим фактором в процессе обучения иностранному языку. Они способствуют закреплению языковых явлений в памяти, поддержанию интереса и активности обучающихся, возникновению желания у обучающихся общаться на иностранном языке. Использование игровых технологий помогает учителю оживить урок, внести естественность в учебное общение на изучаемом иностранном языке, облегчить процесс усвоения языкового материала, сделать учебный труд интересным. Игры должны соответствовать уровню подготовки учеников и быть необходимыми для прохождения определённого грамматического или лексического материала. С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, устной речи. С её помощью можно снять психологическое утомление; её можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях.
Несомненно, учебная игра помогает развивать и скорректировать знания, активизировать интеллектуальную деятельность кадет. Следует заметить, однако, что все наиболее важные функции игры — функция межнациональной коммуникации, самореализации, психологической диагностики — успешно действуют только тогда, когда она грамотно организована. Продуманный алгоритм игровой деятельности создает необходимую благоприятную почву для всестороннего развития учащихся, что может быть достигнуто только при условии пропорционального сочетания в учебном процессе разных видов игр.
На уроках английского языка, для достижения поставленных целей, я использую следующие игры:
1. Пантомима.
Чтобы создать мотивацию общения на уроке английского языка необходимо использовать ситуацию, то есть такие обстоятельства, когда у учащихся возникает потребность говорить на иностранном языке. Одним из таких приемов может стать пантомима. Кадеты по очереди выходят в круг и разыгрывают пантомиму, остальные учащиеся пытаются угадать слово. В зависимости от цели они могут называть слово, предложение или задавать вопросы. Для работы над грамматической стороной речи я так же использую пантомиму. К примеру кадет, выходит к доске и жестами и мимикой имитирует какой-либо действие.
Преподаватель: Guess what he is doing.
Кадет 1: He is doing his morning exercises.
Кадет 2: He is washing his face.
2. Настольные игры.
На своих уроках я также предпочитаю использовать настольные игры. Они помогут в освоении грамматики, лексики, помогут отточить произношение и даже ускорят процесс восприятия на слух иностранной речи. Во всякой игре есть элемент неожиданности, элемент соперничества, а выигрывать мы все любим. Даже если победа — не главное, то уж свои силы проверить любит каждый, здесь и живое общение, соревнование с друзьями в эрудиции и находчивости, везении и смекалке. В любом случае хорошее настроение и позитивный настрой всей группе кадет гарантированы.
3. Jeopardy.
Jeopardy — это интеллектуальная игра на английском языке, позволяющая обучающимся проверить и показать свои знания английского языка. Название Jeopardy в английском означает опасность или риск проиграть, поэтому такое название и было выбрано для игры. Игра проводится между группами (командами) кадет. Обычно в команде играет не более 3–5 человек. Участникам предлагается несколько тем. Каждая тема состоит из 5 вопросов разной степени сложности (1–5). Открывается вопрос, в случае правильного ответа команда получает количество очков, равное стоимости вопроса и продолжает игру. В случае неправильного ответа команда теряет количество очков, равное стоимости вопроса и право хода переходит к другой команде. Подсчет баллов происходит в конце игры. Команда, набравшая наибольшее количество баллов становится победителем.
4. Ролевая игра
Возрастной период школьников среднего школьного возраста характеризуется тем, что у них повышается интерес к межличностному общению в учебно-трудовой деятельности. В этих условиях возрастает значение сюжетных ролевых игр бытового содержания, отражающих разные стороны жизни школьника (учебу, труд, досуг), воспроизводящих фрагменты его реального жизненного опыта. Для разработки сюжетов таких ролевых игр используются следующие сферы речевого общения подростков: в школе, дома, в общественных местах, в местах культурного досуга.
Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, т. к. обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать. Игра активизирует стремление кадет к контакту друг с другом и учителем. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе обучающимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. К примеру, ролевая игра «Ограбление», предлагает кадетам расследовать преступление, случившееся вчера. Таким образом, помимо того, что кадеты закрепляют изученную лексику, играя они отрабатывают конструкции прошедшего времени (Past Simple, Past Continuous).
Таким образом, следует констатировать, что игра — это эффективный способ повышения качества и продуктивности обучения иностранному языку. Использование различных игр на уроке даёт хорошие результаты, повышает интерес кадет к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном — овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры. Игры помогают им стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу.