Мозговой штурм и его разновидности как эффективная технология на уроках иностранного языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.

Дата публикации: 05.02.2015

Статья просмотрена: 7056 раз

Библиографическое описание:

Волконская, С. А. Мозговой штурм и его разновидности как эффективная технология на уроках иностранного языка / С. А. Волконская, Е. Ю. Погребнякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 745-746. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15461/ (дата обращения: 15.11.2024).

Статья посвящена рассмотрению сущности мозгового штурма. Показаны классификации основных разновидностей мозгового штурма, его этапы, преимущества и ограничения.

Ключевые слова: мозговой штурм, мозговая атака, круговой мозговой штурм, разновидности мозгового штурма, этапы, преимущества, ограничения.

 

Технология «мозгового штурма» (мозговая атака, «брейнсторминг») хорошо известна среди преподавателей, однако, поскольку ее часто используют на уроках, целесообразно уточнить некоторые ключевые аспекты ее проведения. Метод «мозгового штурма» это один из оперативных методов решений той или иной проблемы, который основывается на стимулировании творческой активности учащихся. Основной целью «учебного мозгового штурма» является развитие творческого мышления. Обычно, данный вид технологии проводится в группах от 5 до 7 человек. Участники «мозгового штурма» предлагают всевозможные варианты решения проблемы, из которых выбираются только те идеи, которые могут быть использованы на практике (в среднем обсуждение ограничивается по времени — от 1 до 5 минут). Число возможных вариантов решений какой-либо проблемы прямо зависит от выбранной темы.

Существуют следующие разновидности «мозгового штурма»:

1.                  Метод группового брейнрайтинга. Данный метод зачастую применяется в тех группах учащихся, в которых предпочитают обсуждать идеи в письменной форме. Учащиеся записывают свои идеи и передают их другим участникам брейнрайтинга, каждый последующий ученик развивает эту идею или использует ее, как базу, для выдвижения какой-либо новой идеи. Данный метод может быть использован в больших группах. Преимуществом данного вида является то, что все идеи записаны на листе бумаги могут быть использованы для выдвижения каких-либо новых идей. [1;2;3]

2.                  Круговой мозговой штурм устанавливает порядок ответов, которые даются по кругу, принцип «одна идея за один раз». Данный метод представляет всем равный шанс для выражения своей мысли, обеспечивает активное участие каждого из членов команды, поощряет более сдержанных членов команды и ограничивает активность более доминантных участников. [1;2;3]

3.                  При использовании метода группового обмена учащиеся рассаживаются по кругу или за столом и предлагают свои идеи в быстром темпе. Такой метод не позволяет учащимся долго и упорно размышлять над идеями, что присуще при добровольных ответах.

4.                  Более свободными и открытыми вариациями мозгового штурма являются игровой и ролевой. Игровой штурм проводится в форме игры — соревнования. В данном типе мозгового штурма атмосфера веселья преобладает над конкуренцией, а преподаватель, в свою очередь, гарантирует, что в игре не может быть проигравших. Что касательно ролевого мозгового штурма, то предполагается, что учащийся отожествляет себя с другой личностью и рассматривает решения проблем с разных точек зрения. Данный метод предполагают поочередную смену ролей. [1;2;3]

Техника мозгового штурма может быть использована при обучении иностранному языку. Для учеников важно знать, что в таком типе задания не может быть неправильных ответов, все, что скажут, вспомнят, будет изначально считаться верным. При использовании данной технологии, хорошо развивается творческое и ассоциативное мышление, благодаря чему, в памяти закрепляются слова, выражения и исчезает языковой барьер. Такая технология хорошо подходит для начала изучения новой темы или же для закрепления материала за несколько минут до конца урока. Данный вид деятельности не менее важен для преподавателя, так как дает понять, насколько хорошо или плохо ученик усвоил пройденный материал (лексику, грамматику), но, если мозговой штурм используется в начале изучаемой темы, он показывает, каким словарным запасом и какими грамматическими навыками уже обладает ученик, что помогает понять, на что преподавателю нужно обратить внимание.

Этапы использования технологии «мозговой штурм» на уроке иностранного языка могут быть следующими:

1.                  Первый этап заключается в создании множества идей для всевозможных решений проблемы, которые будут приниматься и фиксироваться на доске. На данном этапе не рекомендуется критиковать и комментировать предложенные варианты идей. Первый этап длится до 15 минут.

2.                  Во время второго этапа ученики должны обсуждать идеи и предложения в коллективе. Необходимо найти в любом предложении решения проблемы что-то рациональное и попытаться объединить их.

3.                  На третьем этапе учащиеся должны выбрать наиболее перспективные идеи, полагаясь на имеющиеся ресурсы. Данный этап можно перенеси на следующий урок.

Например, технология мозгового штурма может быть использована на предтекстовом этапе, как интерактивная организация группового обсуждения. Первый шаг — разминка. Преподаватель предлагает ученикам провести мозговой штурм на тему «Teenage life in Britain», которую они проходили на протяжении нескольких уроков, и назвать как можно больше идей, которые ассоциируются у них с этой темой. Следует составить ментальную карту, среди идей будет фигурировать «Teenage problems». Вторым шагом мозгового штурма будет объединение учащихся в мини-группы. Преподаватель четко говорит проблему, которая требует решения. Например, можно предложить провести мозговой штурм в группах по 5 человек по проблеме текста, который предстоит прочитать учащимся «Teenage life in Britain». Главная задача ученика — записать свои мысли перед тем, как прочитать текст, а после его прочтения, сделать вывод, какие проблемы присуще подросткам в Великобритании, а какие свойственны только подросткам России.

Во время использования «мозгового штурма» критика не допускается, все высказываемые мысли должны восприниматься как что-то стоящее, даже если они сначала могут показаться глупыми, смешными, невыполнимыми. Нельзя одобрять и критиковать свою или чужую идею. Желательно все предлагаемые решения проблемы записывать. Авторские права недопустимы при использовании «мозгового штурма». Неважно кто из учеников придумал первоначальный вариант или что его натолкнуло на нужную мысль, идеи должны вытекать одна из другой. Чем больше будет предложенных вариантов, тем больше вероятность найти правильное решение. Не стоит забывать о сигнале готовности выступить — правило «поднятой руки», не нужно говорить одновременно, прерывать и проявлять неуважение или грубость к оратору.

Несмотря на множество преимуществ «мозгового штурма», есть некоторые ограничения. Например, если использовать классический вид группового мозгового штурма, то достигается не вся широта охвата. При групповом мозговом штурме учащиеся накапливают множество идей, но если же ученики в то же самое время будут заниматься мозговым штурмом индивидуально, то их идеи окажутся намного представительней. Смешанная модель может исправить ситуацию. Каждый из учеников проводит мозговой штурм сам по себе и только после этого вносит родившиеся идеи в общий список. После чего можно провести групповой мозговой штурм, в ходе которого и будут предлагаться дополнительные идеи. Также в результате проведенного «мозгового штурма» появляется множество интересных идей, которые нужно отсортировать, определив наиболее важные и перспективные. Для того, чтобы избежать конфликта, из-за многообразия открывшихся возможностей, нужно предложить ученику выбрать, по его мнению, наиболее рациональные идеи из общего списка и вычеркнуть те, которые ему не по душе.

Мозговой штурм является одной из самой широко используемой и эффективной технологией для создания различных вариантов решений проблем. Творческое и дивергентное мышление одно из основных преимуществ мозгового штурма, благодаря которому рождается большое количество разнообразных идей. Также благодаря мозговому штурму развиваются командные воздействия, коллективная работа, которая способствует возникновению разнообразных точек зрения и повышению групповой сплоченности.

 

Литература:

 

1.      Brainstorming. Generating many radical, creative ideas. [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.mindtools.com/brainstm.html

2.      Creativity Techniques [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.iturls.com/English/TechHotspot/TH_ct.asp

3.      Proctor T. Creative Problem Solving for Managers. Developing skills for decision-making and innovation. Second edition. Taylor Francis Croup London and New York. -2005. -320p.

Основные термины (генерируются автоматически): мозговой штурм, идея, групповой мозговой штурм, ученик, этап, иностранный язык, Круговой мозговой штурм, мозговая атака, общий список, преподаватель.


Ключевые слова

преимущества, этапы, мозговой штурм, мозговая атака, круговой мозговой штурм, разновидности мозгового штурма, ограничения

Похожие статьи

О подходах к пониманию и классификации преступлений в сфере компьютерной безопасности

В статье рассмотрены некоторые теоретические подходы к понятию «компьютерные преступления», а также классификация таких преступлений.

К вопросу о кибертерроризме

В данной статье автором рассматриваются особенности при расследовании кибертерроризма, отмечаются технические и юридические проблемы данного явления, а также пути их преодоления.

Игровые методики в начальном курсе информатики

Статья посвящена использованию игровых методик на уроках информатики в начальной школе. Выявлено и обосновано отличие игрового обучения от других педагогических технологий.

Особенности использования методов расследования в борьбе с транснациональными преступлениями

В статье рассматриваются проблемы реализации существующих методов расследования при расследовании транснациональных преступлений.

Тактические приемы допроса подозреваемого

В статье автор описывает тактические приемы допроса подозреваемого, проблемные ситуации при допросе и пути их решения.

Программирование процесса расследования преступлений

В данной статье автором проанализированы различные точки зрения относительно определения понятия «программирование расследования преступлений» в криминалистике, цели и задачи программирования. Обосновывается актуальность и необходимость дальнейшей ра...

Фишинг как разновидность интернет-мошенничества

В статье рассматривается сущность фишинга как одной из разновидностей интернет-мошенничества, выделяются основные виды, а также предложены способы борьбы с ним.

Механизмы психологической защиты в подростковом возрасте

В статье проанализированы понятия механизмы психологической защиты, психологический барьер, рассмотрены и проанализированы подходы к данной проблеме несколькими авторами.

Игровая технология «квест» как средство повышения эффективности воспитательных мероприятий

В статье обсуждается применение технологии квест-игр как способа повышения эффективности образовательной деятельности. Определяется значение понятия «квест» и история его возникновения.

Профилактика буллинга в образовательной среде

В работе представлены результаты теоретического исследования проблемы профилактики буллинга в образовательной среде. Рассматриваются основные причины буллинга, формы и роли. Обосновывается необходимость психолого-педагогической коррекционной программ...

Похожие статьи

О подходах к пониманию и классификации преступлений в сфере компьютерной безопасности

В статье рассмотрены некоторые теоретические подходы к понятию «компьютерные преступления», а также классификация таких преступлений.

К вопросу о кибертерроризме

В данной статье автором рассматриваются особенности при расследовании кибертерроризма, отмечаются технические и юридические проблемы данного явления, а также пути их преодоления.

Игровые методики в начальном курсе информатики

Статья посвящена использованию игровых методик на уроках информатики в начальной школе. Выявлено и обосновано отличие игрового обучения от других педагогических технологий.

Особенности использования методов расследования в борьбе с транснациональными преступлениями

В статье рассматриваются проблемы реализации существующих методов расследования при расследовании транснациональных преступлений.

Тактические приемы допроса подозреваемого

В статье автор описывает тактические приемы допроса подозреваемого, проблемные ситуации при допросе и пути их решения.

Программирование процесса расследования преступлений

В данной статье автором проанализированы различные точки зрения относительно определения понятия «программирование расследования преступлений» в криминалистике, цели и задачи программирования. Обосновывается актуальность и необходимость дальнейшей ра...

Фишинг как разновидность интернет-мошенничества

В статье рассматривается сущность фишинга как одной из разновидностей интернет-мошенничества, выделяются основные виды, а также предложены способы борьбы с ним.

Механизмы психологической защиты в подростковом возрасте

В статье проанализированы понятия механизмы психологической защиты, психологический барьер, рассмотрены и проанализированы подходы к данной проблеме несколькими авторами.

Игровая технология «квест» как средство повышения эффективности воспитательных мероприятий

В статье обсуждается применение технологии квест-игр как способа повышения эффективности образовательной деятельности. Определяется значение понятия «квест» и история его возникновения.

Профилактика буллинга в образовательной среде

В работе представлены результаты теоретического исследования проблемы профилактики буллинга в образовательной среде. Рассматриваются основные причины буллинга, формы и роли. Обосновывается необходимость психолого-педагогической коррекционной программ...

Задать вопрос