Развитие системы общего образования в России направлено на достижение новых качественных результатов, что нашло отражение в основных принципах деятельности новой модели российского образования. Открытость к внешним запросам, применение проектных методов о практике работы становятся приоритетными.
Целью проектной деятельности становится представление самостоятельного освоения содержания образования, а также выбор методов изучения избранных областей знаний. Обучаемый открывает новые факты, понятия, а не получает готовые от преподавателя, таким образом меняется роль учителя: он переходит из состояния инструктора, в коллегу, наставника, но более компетентного в данной области знаний.
Метод проектов, как известно, не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен Дж. Дьюи на основе гуманистических идей и развит его учениками. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, используя целенаправленную деятельность с учётом личной заинтересованности в знаниях. Идеи проектного обучения практически в это же время возникли в России. Уже в 1905 году русский педагог С. Т. Шацкий с группой коллег, среди которых А. Г. Автухов, П. П. Блонский, Б. В. Всесвятский и другие, пытался активно использовать проекты в практике преподавания.
Существуют различные классификации видов проектной деятельности. Так Е. П. Палат предлагает классификацию по ведущему методу, доминирующему в проекте, и называет исследовательский, творческий, приключенческий, игровой, информационный, а также практико-ориентированный. По характеру координирования работы называет явный, скрытый проект. Важен и характер контактов, осуществляемых в ходе подготовки или защиты проекта, в связи с этим выделяется внутренний, региональный, международный проект.
Психологический комфорт, способность адаптироваться в окружающей среде, во многом зависит от количества участников: исходя из этих параметров, проект может быть индивидуальный, парный, групповой.
Далее речь пойдёт, об исследовательском проекте, который реализован в октябре — ноябре 2014 года в Севастопольском ПКУ с кадетами Кухтой Глебом и Бордюг Денисом. Координатором проекта является преподаватель ОД «русский язык и литература» Платухина Галина Ивановна, научным руководителем к. э.н. Волконская Светлана Анатольевна, методист
В ходе защиты проект был представлен сначала на внутреннем уровне, затем на III Ивашевских чтениях (г. Ульяновск) в рамках научно- практической конференции.
Работа задумывалась как парная, но представлял и защищал ее Бордюг Денис, проявив большую целеустремленность и заинтересованность.
Как известно, проект должен пройти определенные этапы. Очень важен выбор темы. Он не должен быть случайным, необоснованным и не может не вызывать интереса у кадет, участников проекта.
Интерес к личности Дениса Давыдова понятен. Легендарный поэт-гусар, герой войны 1812 г. О нем, как об организаторе партизанского движения, кадеты узнали на классном часе, посвященном событиям Отечественной войны 1812 (воспитатель Оболенский Ю.Б). Так мотивация обеспечивалась стремлением узнать больше об авторе и его произведениях.
О Денисе Давыдове достаточно исследований, определяющих тематику и мотивы его творчества, особенности лирического героя. А вот аспекты, связанные с языком художественного произведения, изучены, на наш взгляд, недостаточно. Поэтому тема исследования была сформулирована следующим образом «Концепт «гусар» в поэзии Д. Давыдова».
Тема позволяет интегрировать русский язык и литературу, историю, устанавливать межпредметные связи между дисциплинами.
Актуальность темы определяется тем, что вопросы когнитивной лингвистики, центральным понятием которой является «концепт», и способствуют активизации познавательной деятельности кадета. Концепт, как мыслительный образ, стоящий за языковым знаком, позволяет исследовать обратную связь языка и интеллекта, узнать, как семантическое значение слова преломляется в сознании многих людей, говорящих на русском языке, носителей языка.
Изучение языка с позиций культуры народа и стремление познать культуру через язык расширяет представление о самом язык в области лексики, семантики, существования историзмов. При этом познавательную деятельность можно рассматривать как деятельность, развивающую умение ориентироваться в мире. Названный проект направлен на освоение познавательной функции языка в ходе определения концепта «гусар».
Планирование работы участников проекта совместно с руководителем — обязательное условие успешной работы. В ходе планирования определяются сроки и этапы работы, зона ответственности каждого участника, методы работы.
Сроки выполнения проекта были заданы Положением об участии. Это определило краткосрочность выполнения, что, в свою очередь, диктовало четкость планирования. Этим завершается подготовительный этап.
Следующий этап — технологический — содержит, как правило, отбор материала, отбор средств для выполнения этапов работы. На этом этапе кадеты — участники проекта овладевают приемами поиска информации о Д. Давыдове, осуществляют поиск стихотворений, в которых создается образ гусара или упоминается слово «гусар»; расширяют свои знания о словарях, так как работают не только с толковым словарем Ожегова, Ушакова, Даля, но и этимологическим, историческим. Для выявления семантического значения концепта производят опрос информантов — кадет и преподавателей училища. Для анализа, отбора и обработки информации распределяются обязанности в паре, круг ответственности.
Практическая деятельность осуществляется как выполнение запланированных действий. Роль преподавателей на этом этапе не должна сводиться только к корректировке действий кадет, задача руководителя состоит в умелой психологической поддержке, в формировании уверенности в успехе, обеспечении мотивации дальнейшей деятельности. Для этого необходимо предусматривать рефлексивные остановки, подведение промежуточных итогов.
Необходимость предварительной оценки, сравнение полученного результата с запланированным- это содержание аналитико- ориентированного этапа.
Решая задачи исследования, кадетами выдвинута гипотеза о том, что первоначальное значение слова «гусар» — это «легкоконный воин». Но благодаря поэзии Д. Давыдова приобрело другие смыслы: «храбрый воин», «отчаянный воин», которые закрепились в языке.
Подобная исследовательская работа, как видим, формирует информационные компетенции, а входе написания и защиты проекта — коммуникативные. Кадеты осваивают требования к структуре, содержанию научно-исследовательской работы, знакомятся с требованиями и ее оформлению, в том числе — оформлению титульного листа, способам и приемам цитирования, оформления ссылок, списка использованной литературы и Интернет-источников, умению составлять тезисы, что является опережением в освоении программного материала по русскому языку.
Публичная защита требует от участника кратко, емко, ярко (7–10 мин) представить свой проект, обосновать тему, сформулировать цель, задачи, выдвинуть гипотезу, кратко описать ход исследования, сформулировать кратко выводы. Кадет Бордюг Денис справился с этой нелегкой для семиклассника задачей. Он достойно представил работу и по итогам конференции стал лауреатом в номинации «Поэзия».
На наш взгляд, гораздо важнее победы в конкурсе то, что был востребован творческий потенциал личности, созданы условия для ее реализации в соответствии со склонностями и интересами, созданы условия для саморазвития. Активная жизненная позиция, сформированная в ходе выполнения проекта, проявилась в участии кадета в обще- училищном конкурсе (декабрь 2014) на лучшую реферативную работу, в котором он занял 1 место. И хотя на этот раз он избрал историческую тему, связанную с событиями Великой Отечественной войны, однако навыки работы, знания, полученные в ходе выполнения первого проекта, безусловно, способствовали результату.
Исследовательская работа позволяет формировать информационные, коммуникационные компетенции, организовать индивидуальную работу, вести кадета по траектории личностного роста, а полученное интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей и является конечной целью подготовки кадет, будущих офицеров Российской Армии.