Некоторые вопросы правового регулирования функций Роспотребнадзора | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.

Дата публикации: 04.02.2015

Статья просмотрена: 804 раза

Библиографическое описание:

Красова, Т. В. Некоторые вопросы правового регулирования функций Роспотребнадзора / Т. В. Красова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 652-655. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15469/ (дата обращения: 15.11.2024).

Сохранение здоровья человека является важным направлением в области обеспечения национальной безопасности государства, что определено Стратегией национальной безопасности Российской Федерации [1]. Состояние здоровья населения формируется под влиянием многих факторов среды обитания. В 2013 году влиянию химических, биологических и физических факторов было подвержено около 72,9 % населения, социальных факторов около 58,4 % населения, факторов образа жизни около 5,3 % населения [2, с.6]. В связи с чем, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которое представляет собой такое состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, является значимым направлением в сфере охраны здоровья граждан.

Правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляется санитарно-эпидемиологическим законодательством Российской Федерации, которое основывается на Конституции РФ и состоит из Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации [3].

Системный анализ законодательства в рассматриваемой сфере, выявил существенные недостатки правового регулирования и приводит к выводу о необходимости его совершенствования.

1. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование является одним из определяющих факторов эффективности деятельности должностных лиц по пресечению нарушений прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Основной задачей государственного санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания [4]. Полномочиями по утверждению санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов наделена Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее — служба Роспотребнадзора).

На официальном сайте ФБУЗ «Информационно-методический центр «Экспертиза» службы Роспотребнадзора размещены утвержденные перечни основных нормативных и методических документов в рассматриваемой сфере, насчитывающие более 1600 документов [5]. Анализ указанной нормативно-правовой базы выявил: отсутствие либо недостаточность правового регулирования по отдельным видам экономической деятельности (например, предоставление мест для временного проживания), несогласованность санитарных норм между собой, наличие неактуальных, морально устаревших норм и правил (например, санитарные правила, регулирующие вопросы содержания территорий населенных мест).

Кроме того, часть норм, содержащихся в нормативно-правовых актах санитарно-эпидемиологического законодательства, содержится в нормативно-правовых актах жилищного и природоохранного законодательства, что является предпосылкой для осуществления проверок субъектов по одному и тому же факту несколькими контрольно-надзорными органами.

Таким образом, законодательная база, регулирующая правоотношения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, является довольно широкой, противоречивой, неактуальной, что снижает ее доступность для юридических и физических лиц и не позволяет должностным лицам службы эффективно выявлять и пресекать нарушения прав граждан на охрану здоровья.

Проведенные Ракитиным И. А. исследования степени удовлетворенности специалистов и должностных лиц службы государственного санитарно-эпидемиологического надзора действующими нормативно-правовыми актами показали, что 76,8 % специалистов и 95,2 % санитарных врачей считают нормативно-правовую базу в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения недостаточной и в целом неудовлетворительной [6]. Несмотря на то, что исследования проводились десятилетие назад, думается на сегодняшний день ситуация существенно не изменилась.

В настоящее время службой Роспотребнадзора проводится работа по совершенствованию и гармонизации действующих нормативно-правовых актов. Однако, многие авторы, в своих работах считают необходимым проведение систематизации и кодификации санитарно-эпидемиологического законодательства, и с ними следует согласиться.

2. Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор занимает особое место в системе мер обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и представляет собой деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства [3, c.2]. Осуществляется в двух формах работы: предупредительный надзор и текущий надзор. Предупредительный надзор, несомненно, имеет приоритет перед текущим надзором, так как направлен на предупреждение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. В настоящее время осуществляется на стадии разработки новых продуктов, материалов и изделий, лицензирования отдельных видов деятельности, согласования отдельных видов проектной документации.

С 2005 года сфера предупредительного санитарно-эпидемиологического надзора существенно сократилась. Так, положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ и Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ не предусмотрено участие службы Роспотребнадзора: в рассмотрении проектной документации строительства, реконструкции, перепланировки объектов; в приемке объектов в эксплуатацию; в переводе жилых помещений в нежилые помещения для размещения объектов предпринимательской деятельности.

Государственная экспертиза проектной документации, в рамках которой проводится оценка проектной документации на соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам, проводится только в определенных законодателем случаях. Градостроительным кодексом Российской Федерации из законодательного поля регулирования выведен самый бурно развивающийся сектор жилищного строительства регионов Российской Федерации, так как не предусмотрена необходимость согласования проектов жилищного строительства с заданными параметрами высотой не более 3-х этажей [7].

Приемка (ввод) объектов строительства, перепланировки в эксплуатацию проводится без подтверждения безопасности для здоровья населения параметров среды обитания (воздуха, физических факторов, радиологического контроля) построенного, перепланированного объекта, что не гарантирует санитарно-эпидемиологическую безопасность проживающего и работающего в указанных строениях населения. По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), облучение населения радоном в жилых домах является вторым после курения канцерогенным фактором. В 2013 году службой Роспотребнадзора было установлено превышение гигиенического норматива ЭРОА радона для строящихся жилых и общественных зданий (более 100 Бк/м3) в 10 субъектах Российской Федерации [2, с.63, 65].

Сокращение лицензируемых видов деятельности, переход на уведомительный порядок о начале осуществления некоторых видов деятельности также способствовал сужению сферы предупредительного санитарно-эпидемиологического надзора.

Подобная ситуация приводит к грубым нарушениям санитарно-эпидемиологического законодательства (в том числе трудно устранимым), которые выявляются при проведении контрольно-надзорных мероприятий, и не обеспечивает безопасность выполняемых работ и оказываемых услуг. В 2013 году удельный вес плановых проверок в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, по итогам которых специалистами службы Роспотребнадзора были выявлены правонарушения, составил 93,8 % от общего числа проведенных плановых мероприятий по контролю [2, с.154]. Перевод жилых помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах, в нежилые помещения для размещения объектов предпринимательской деятельности является одной из причин жалоб населения на повышенный уровень шума, что связано с недостаточным применением всех шумозащитных мероприятий, в том числе при планировании на стадии проектирования; монтажом оборудования с отступлением от проектных решений, без оценки генерируемых уровней шума и вибрации при реализации мероприятий на стадии ввода в эксплуатацию.

Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья граждан является важным условием сохранения здоровья нации. В связи с чем, необходимо расширить сферу предупредительного санитарно-эпидемиологического надзора. Целесообразным было бы внести следующие изменения в законодательные акты:

-          часть 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации дополнить пунктом 11 следующего содержания «3. Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы: 11) результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, исследований, испытаний, оформленные в установленном порядке, подтверждающие соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям факторов среды обитания вводимого в эксплуатацию объекта»;

-          часть 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющую исчерпывающий перечень документов для перевода жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое, дополнить пунктом 6 следующего содержания «6) для перевода жилого помещения в нежилое помещение обязательным является наличие в проекте переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения расчетов поступления в воздух помещений химических веществ от применяемых строительных и отделочных материалов, уровней воздействия физических факторов с результатами санитарно-эпидемиологической экспертизы, удостоверяющими соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям предусмотренных проектом мероприятий».

Текущий санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется для контроля соблюдения санитарно-эпидемиологических правил на действующих объектах, проводится в плановом и внеплановом порядке. В условиях действующего законодательства приоритетным в плане выявления проблемных вопросов в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения является внеплановый порядок проведения контрольно-надзорных мероприятий. Так как определенный законодателем порядок организации плановых проверок предусматривает размещение планов проведения проверочных мероприятий на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти в сети «Интернет», в связи с чем, у проверяемого субъекта имеется возможность подготовиться к «визиту» контрольно-надзорных органов (вплоть до приостановления деятельности на период проверки). Кроме того, законодателем не совсем удачно определен период, по истечении которого наступают основания для включения в план проверок вновь организованных субъектов хозяйственной деятельности или вновь открываемых объектов. Думается 3 года (за исключением некоторых видов деятельности) со дня государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя или со дня начала осуществления ими предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением, необоснованно длительный срок, в течение которого гарантировать безопасность для здоровья граждан выпускаемой ими продукции, выполняемых ими работ, оказываемых услуг и т. д. никто не может.

В связи с чем, в части 9 статьи 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в основаниях для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок целесообразным было бы предусмотреть сокращение срока до 1 года со дня 1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя; 3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

Определенный законодателем порядок организации и проведения внеплановых выездных проверок также не является оптимальным и создает барьеры в исполнении полномочий должностных лиц по выявлению и пресечению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Внеплановые выездные проверки на основании информации о фактах возникновения угрозы причинения и причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, могут быть проведены только после получения согласования органов прокуратуры [8].

Подобный подход к проблеме снижения бремени административного давления на субъекты предпринимательской деятельности способствует ущемлению конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. В связи с чем, указанную норму необходимо отменить.

Альтернативным вариантом может являться коллегиальное рассмотрение вопроса обоснованности проведения выездных контрольно-надзорных мероприятий и принятие коллегиального решения с привлечением экспертов и экспертных организаций в соответствующей сфере деятельности. Это снизит риски развития неблагоприятных ситуаций, связанных с компетентностью должностных лиц надзорного органа.

Думается, в современных условиях, целесообразно сокращать текущий плановый санитарно-эпидемиологический надзор на устойчиво функционирующих объектах, расширять сферу предупредительного санитарно-эпидемиологического надзора и снимать барьеры на пути осуществления «внезапного» внепланового текущего санитарно-эпидемиологического надзора.

 

Литература:

 

1.         Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (ред. от 01.07.2014)// Собрание законодательства РФ.- 2009.- N 20.- Ст. 2444.

2.         О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в 2013 году: Государственный доклад. — М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2014. — 191 с.

3.         Федеральный закон от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 29.12.2014)// Собрание Законодательства Российской Федерации.-1999. -№ 14.- Ст.1650; 25.11.2013 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru/.

4.         Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 N 554 «Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (ред. от 15.09.2005)// Собрание законодательства РФ.-2000.- N 31.- Ст. 3295; 23.09.2005 опубликовано в Российской газете.

5.         Официальный сайт ФБУЗ «Информационно-методический центр «Экспертиза» Роспотребнадзора http://www.crc.ru//29.01.2015.

6.         Ракитин И. А. Гигиеническое обоснование совершенствования нормативной базы государственного санитарно-эпидемиологического надзора — М.: Санкт-Петербург 2005 -213 с.

7.         Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 31.12.2014)// Собрание законодательства РФ.-2005.- N 1 (часть 1).- Ст. 16; 22.10.2014 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru/.

8.         Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ред. от 31.12.2014)// Собрание законодательства Российской Федерации.- 2008. — N 52 (ч. 1).- Ст. 6249; 31.12.2014 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru/.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, санитарно-эпидемиологическое законодательство, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, предпринимательская деятельность, предупредительный санитарно-эпидемиологический надзор, Градостроительный кодекс, охрана здоровья, пресечение нарушений, проектная документация, среда обитания.


Похожие статьи

Некоторые вопросы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

Актуальные вопросы, связанные с принципом неприкосновенности личности в уголовном судопроизводстве

О некоторых вопросах государственной гражданской службы

Некоторые вопросы налогообложения сельхозпроизводителей

Основные проблемы аттестации муниципальных служащих

Проблемы определения правового статуса прокурора

Актуальные проблемы отношений прав собственности

Некоторые проблемы квалификации преступлений террористической направленности

Некоторые проблемные вопросы практики применения законодательства о статусе судей в Российской Федерации квалификационными коллегиями судей

Некоторые вопросы усовершенствования нормотворческой деятельности центральных органов исполнительной власти Украины

Похожие статьи

Некоторые вопросы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

Актуальные вопросы, связанные с принципом неприкосновенности личности в уголовном судопроизводстве

О некоторых вопросах государственной гражданской службы

Некоторые вопросы налогообложения сельхозпроизводителей

Основные проблемы аттестации муниципальных служащих

Проблемы определения правового статуса прокурора

Актуальные проблемы отношений прав собственности

Некоторые проблемы квалификации преступлений террористической направленности

Некоторые проблемные вопросы практики применения законодательства о статусе судей в Российской Федерации квалификационными коллегиями судей

Некоторые вопросы усовершенствования нормотворческой деятельности центральных органов исполнительной власти Украины

Задать вопрос