Использование интерактивной модели обучения на уроках иностранного языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.

Дата публикации: 04.02.2015

Статья просмотрена: 2261 раз

Библиографическое описание:

Апетян, М. К. Использование интерактивной модели обучения на уроках иностранного языка / М. К. Апетян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 722-724. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15471/ (дата обращения: 18.10.2024).

В настоящее время происходит модернизация системы образования, которая открывает новые горизонты и возможности обучения. К профессиональной компетенции учителя начинают предъявляться новые, повышенные требования. Перед преподавателем ставится задача воспитания всесторонне развитой, подготовленной к жизни и взаимодействию в современном информационном обществе личности. Данная задача может быть решена только тем учителем, который владеет современными педагогическими и информационными технологиями. В основе современных инновационных технологий лежит личностно-ориентированное обучение. В практике преподавания иностранного языка применяются личностно-ориентированные технологии, к которым относится и технология интерактивного обучения.

Интерактивный («Inter» — это взаимный, «act» — действовать) — предполагающий взаимодействие. Интерактивное обучение представляет собой способ познания, который осуществляется в результате совместной деятельности учащихся. Интерактивная модель обучения предполагает более широкое взаимодействие учащихся, она нацелена на доминирование активности учащихся в учебном процессе. В результате интерактивного обучения в процесс познания оказываются вовлечёнными практически все учащиеся, происходит рефлексия по поводу знаний и умений учащихся, каждый вносит особый индивидуальный вклад в общую деятельность, происходит обмен способами деятельности, а также знаниями и идеями. Важным условием организации интерактивного обучения является создание атмосферы взаимной поддержки и дружелюбия. Это позволяет учащимся легче усваивать новые знания. Кроме того, развивается сама познавательная деятельность, происходит переход на более высокие формы сотрудничества и кооперации [1, c. 17].

Интерактивный подход — это определенный тип деятельности учащихся, который связан с изучением учебного материала в ходе интерактивного урока [3, c. 29].

Существует множество интерактивных подходов к преподаванию иностранного языка, среди которых можно выделить следующие:

-          работа в парах;

-          работа в малых группах;

-          обучающие игры (ролевые игры, деловые игры и образовательные игры, имитации);

-          творческие задания;

-          разминки;

-          использование презентаций;

-          использование кейс-метода;

-          использование общественных ресурсов: приглашение специалиста, экскурсии;

-          социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (соревнования, фильмы, выставки, спектакли, представления, песни и сказки, радио и газеты);

-          изучение и закрепление нового материала в форме интерактивной лекции, сопровождаемой наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, с использованием методик «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого»;

-          обсуждение сложных, дискуссионных вопросов и проблем (проективные техники, дискуссии в стиле телевизионного ток-шоу, дебаты, конференция, симпозиум);

-          разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм») [4, c. 112].

Ведущими признаками интерактивного взаимодействия являются:

1)        Многоголосье — возможность каждого участника педагогического процесса иметь свою индивидуальную точку зрения по любой рассматриваемой проблеме.

2)        Диалогичность общения педагога и учащихся, которая требует от них умения слушать и слышать друг друга, предполагает внимательное отношение друг к другу, оказание помощи в формировании видения проблемы, нахождении своего способа решения поставленных задач.

3)        Активная мыслительная деятельность педагога и учащихся. Преподаватель не транслирует готовые знания в сознание учащихся, а организует их самостоятельную познавательную деятельность.

4)        Свобода выбора. Каждый может свободно высказывать свое личное мнение, искать самостоятельные пути решения проблем.

5)        Создание ситуации успеха, ведущими условиями которой является позитивное и оптимистичное оценивание учащихся.

6)        Рефлексия — самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия [5, c. 123].

В процессе интерактивного обучения иностранному языку роль учителя занимает важное место:

1.         Являясь информатором и экспертом, учитель излагает текстовый материал, отвечает на вопросы учащихся, отслеживает результаты процесса обучения, демонстрирует видеоряд, используемый как наглядное сопровождение к уроку.

2.         Преподаватель организует учебный процесс. Он координирует выполнение заданий, побуждает учащихся к самостоятельному сбору информации, подготовке докладом и мини-презентаций, налаживает их социальное взаимодействие, разбивая их на группы.

3.         Учитель занимается консультацией учащихся, помогает им решать поставленные задачи и ставить перед собой новые [6, c. 157].

В процессе совместной интерактивной деятельности на уроке иностранного языка будут осуществляться различные интеракции (режимы работы):

Учитель — ученик,

Учитель — малая группа,

Учитель — класс,

Ученик — ученик,

Ученик — компьютер,

Ученик — малая группа,

Ученик — класс,

Малая группа — малая группа,

Малая группа — класс [2, c. 112].

Таким образом, интерактивное обучение иностранному языку нацелено на доминирование активности учащихся в учебном процессе. Интерактивная деятельность на уроках иностранного языка предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактивное обучение исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, критически мыслить, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках иностранного языка организуется групповая, парная и индивидуальная работа, используются творческие виды работы, применяются ролевые игры, исследовательские проекты, идёт работа с документами и различными источниками информации. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока, так как костяком интерактивных подходов являются интерактивные задания и упражнения, которые выполняются учащимися. Отличительной особенностью интерактивных упражнений и заданий является то, что они направлены не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Интерактивная деятельность — это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока. Интерактивные формы и методы обучения иностранному языку относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала.

 

Литература:

 

1.         Гладилина, И. П. Некоторые приемы работы на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. — 2003. — № 3.

2.         Джонсон, Р. Э. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве. — М.: «Просвещение», 2006.. — 226 с.

3.         Конышева, А. В. Игровой метод в обучении иностранным языкам. — СПб.: КАРО, Мн.: Изд-во «Четыре четверти», 2006. — 192 с.

4.         Муштавинская, И. В. Развитие критического мышления на уроке / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — М., «Просвещение», 2004. — 252 с.

5.         Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998. — 264 с.

6.         Суворова, Н. К. Интерактивное обучение: Новые подходы. — М., 2005. — 368 c.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, интерактивное обучение, Малая группа, учащийся, учебный процесс, доминирование активности учащихся, интерактивная деятельность, педагогический процесс, учебный материал, Ученик.


Похожие статьи

Использование интерактивного метода обучения на уроках русского языка и литературы

Использование игровых технологий на уроках иностранного языка

Использование тренинговых технологий на уроках русского языка

Использование проектной технологии развития критического мышления на уроках русского языка

Применение интерактивных форм обучения на уроках второго иностранного языка (немецкого)

Использование облачных интернет-технологий на дистанционных уроках русского языка при обучении учащихся с ОВЗ

Использование интерактивного электронного образовательного ресурса в учебном процессе

Использование технических средств обучения на уроках русского языка и литературы

Применение тренажеров в системе дистанционного обучения

Применение образовательных интернет-ресурсов в процессе обучения английскому языку

Похожие статьи

Использование интерактивного метода обучения на уроках русского языка и литературы

Использование игровых технологий на уроках иностранного языка

Использование тренинговых технологий на уроках русского языка

Использование проектной технологии развития критического мышления на уроках русского языка

Применение интерактивных форм обучения на уроках второго иностранного языка (немецкого)

Использование облачных интернет-технологий на дистанционных уроках русского языка при обучении учащихся с ОВЗ

Использование интерактивного электронного образовательного ресурса в учебном процессе

Использование технических средств обучения на уроках русского языка и литературы

Применение тренажеров в системе дистанционного обучения

Применение образовательных интернет-ресурсов в процессе обучения английскому языку

Задать вопрос