В настоящее время происходит модернизация системы образования, которая открывает новые горизонты и возможности обучения. К профессиональной компетенции учителя начинают предъявляться новые, повышенные требования. Перед преподавателем ставится задача воспитания всесторонне развитой, подготовленной к жизни и взаимодействию в современном информационном обществе личности. Данная задача может быть решена только тем учителем, который владеет современными педагогическими и информационными технологиями. В основе современных инновационных технологий лежит личностно-ориентированное обучение. В практике преподавания иностранного языка применяются личностно-ориентированные технологии, к которым относится и технология интерактивного обучения.
Интерактивный («Inter» — это взаимный, «act» — действовать) — предполагающий взаимодействие. Интерактивное обучение представляет собой способ познания, который осуществляется в результате совместной деятельности учащихся. Интерактивная модель обучения предполагает более широкое взаимодействие учащихся, она нацелена на доминирование активности учащихся в учебном процессе. В результате интерактивного обучения в процесс познания оказываются вовлечёнными практически все учащиеся, происходит рефлексия по поводу знаний и умений учащихся, каждый вносит особый индивидуальный вклад в общую деятельность, происходит обмен способами деятельности, а также знаниями и идеями. Важным условием организации интерактивного обучения является создание атмосферы взаимной поддержки и дружелюбия. Это позволяет учащимся легче усваивать новые знания. Кроме того, развивается сама познавательная деятельность, происходит переход на более высокие формы сотрудничества и кооперации [1, c. 17].
Интерактивный подход — это определенный тип деятельности учащихся, который связан с изучением учебного материала в ходе интерактивного урока [3, c. 29].
Существует множество интерактивных подходов к преподаванию иностранного языка, среди которых можно выделить следующие:
- работа в парах;
- работа в малых группах;
- обучающие игры (ролевые игры, деловые игры и образовательные игры, имитации);
- творческие задания;
- разминки;
- использование презентаций;
- использование кейс-метода;
- использование общественных ресурсов: приглашение специалиста, экскурсии;
- социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (соревнования, фильмы, выставки, спектакли, представления, песни и сказки, радио и газеты);
- изучение и закрепление нового материала в форме интерактивной лекции, сопровождаемой наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, с использованием методик «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого»;
- обсуждение сложных, дискуссионных вопросов и проблем (проективные техники, дискуссии в стиле телевизионного ток-шоу, дебаты, конференция, симпозиум);
- разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм») [4, c. 112].
Ведущими признаками интерактивного взаимодействия являются:
1) Многоголосье — возможность каждого участника педагогического процесса иметь свою индивидуальную точку зрения по любой рассматриваемой проблеме.
2) Диалогичность общения педагога и учащихся, которая требует от них умения слушать и слышать друг друга, предполагает внимательное отношение друг к другу, оказание помощи в формировании видения проблемы, нахождении своего способа решения поставленных задач.
3) Активная мыслительная деятельность педагога и учащихся. Преподаватель не транслирует готовые знания в сознание учащихся, а организует их самостоятельную познавательную деятельность.
4) Свобода выбора. Каждый может свободно высказывать свое личное мнение, искать самостоятельные пути решения проблем.
5) Создание ситуации успеха, ведущими условиями которой является позитивное и оптимистичное оценивание учащихся.
6) Рефлексия — самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия [5, c. 123].
В процессе интерактивного обучения иностранному языку роль учителя занимает важное место:
1. Являясь информатором и экспертом, учитель излагает текстовый материал, отвечает на вопросы учащихся, отслеживает результаты процесса обучения, демонстрирует видеоряд, используемый как наглядное сопровождение к уроку.
2. Преподаватель организует учебный процесс. Он координирует выполнение заданий, побуждает учащихся к самостоятельному сбору информации, подготовке докладом и мини-презентаций, налаживает их социальное взаимодействие, разбивая их на группы.
3. Учитель занимается консультацией учащихся, помогает им решать поставленные задачи и ставить перед собой новые [6, c. 157].
В процессе совместной интерактивной деятельности на уроке иностранного языка будут осуществляться различные интеракции (режимы работы):
Учитель — ученик,
Учитель — малая группа,
Учитель — класс,
Ученик — ученик,
Ученик — компьютер,
Ученик — малая группа,
Ученик — класс,
Малая группа — малая группа,
Малая группа — класс [2, c. 112].
Таким образом, интерактивное обучение иностранному языку нацелено на доминирование активности учащихся в учебном процессе. Интерактивная деятельность на уроках иностранного языка предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактивное обучение исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, критически мыслить, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках иностранного языка организуется групповая, парная и индивидуальная работа, используются творческие виды работы, применяются ролевые игры, исследовательские проекты, идёт работа с документами и различными источниками информации. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока, так как костяком интерактивных подходов являются интерактивные задания и упражнения, которые выполняются учащимися. Отличительной особенностью интерактивных упражнений и заданий является то, что они направлены не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Интерактивная деятельность — это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока. Интерактивные формы и методы обучения иностранному языку относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала.
Литература:
1. Гладилина, И. П. Некоторые приемы работы на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. — 2003. — № 3.
2. Джонсон, Р. Э. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве. — М.: «Просвещение», 2006.. — 226 с.
3. Конышева, А. В. Игровой метод в обучении иностранным языкам. — СПб.: КАРО, Мн.: Изд-во «Четыре четверти», 2006. — 192 с.
4. Муштавинская, И. В. Развитие критического мышления на уроке / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — М., «Просвещение», 2004. — 252 с.
5. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998. — 264 с.
6. Суворова, Н. К. Интерактивное обучение: Новые подходы. — М., 2005. — 368 c.