К вопросу о фальсификации истории: «пальмы в Астрахани» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.

Дата публикации: 03.02.2015

Статья просмотрена: 5336 раз

Библиографическое описание:

Сьянова, О. А. К вопросу о фальсификации истории: «пальмы в Астрахани» / О. А. Сьянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 585-587. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15489/ (дата обращения: 15.11.2024).

В статье делается попытка анализа истории фальсификации вопроса о «пальмах в Астрахани».

Ключевые слова: фальсификация,«пальмы в Астрахани», Ян Стрюйс.

 

В настоящее время в исторической науке остро стоит проблема фальсификации. Не обошла эта «беда» и историю Астраханского края.

Прежде чем коснуться непосредственно интересующего нас вопроса, обратимся к Е. Г. Тимофеевой и С. В. Лебедеву и их работе «Проблемы фальсификации в отечественной исторической науке». В данной статье авторы показали всю сложность и неоднозначность проблемы фальсификации истории. Так, по их мнению, вначале необходимо понять саму дефиницию «фальсификация».

Большая Советская Энциклопедия трактует фальсификацию, как «злостное, преднамеренное искажение данных» и «изменение с корыстной целью вида или свойства предметов». Толковый словарь Ушакова понимает под фальсификацией «подделывание чего-либо» и в переносном значении «подмену чего-либо». В отношении истории, по мнению Е. Г. Тимофеевой и С. В. Лебедева, фальсификацией является «сознательное искажение исторических фактов» [2, c. 280].

Размеры фальсификации истории в современной России достигли гигантских размеров. Такое положение дел стало проблемой государственного значения: в 2009 г. при президенте РФ была создана комиссия по противодействию попыткам фальсификации [2, c. 282].

Большую роль в увеличении количества фальсификаций истории сыграло быстрое развитие средств массовой информации. Так в 2012 г., согласно опросу РОМИР информацию по истории из телевизионных программ получали 60 % опрошенных, из художественной литературы — 17 %, из научной литературы — 15 %, из художественных фильмов — 7 %, и, наконец, посещали музеи только 3 % респондентов. Как не странно, в данном опросе отсутствует пункт «интернет», тогда как в нашем исследовании большее количество псевдоисторического материала было обнаружено именно во всемирной сети [2, c. 282].

Теперь обратимся к гравюре Герритса Деккера, которая датируется XVII веком. Данная гравюра, под названием «Ужасные казни в Астраханском замке» была размещена в книге Я. Стрюйса «Три достопамятных и исполненных многих превратностей путешествия…» и показывала захват города Степаном Разиным. Суть вопроса, обозначенного в заголовке статьи, состоит в изображённых на гравюре Герритса Деккера пальмах [1, c. 118]. Отдельно хочется отметить, что Ян Стрюйс был не политиком или учёным, а всего лишь корабельным мастером [1, c. 110].

Необходимо оговориться, что большая часть научной литературы придерживается мнения об ошибочности изображения пальм в Астрахани [5].

Между тем в интернет-среде данная иллюстрация вызвала большой интерес, и там мы обнаружили самые разнообразные точки зрения.

Так, один из интернет-пользователей утверждает, что голландские гравировщики могли перепутать Астрабад с Астраханью из-за схожести названий. К тому же, изображённые на гравюре финиковые пальмы, и горы действительно имели место в Астрабаде [6]. Кроме того, известно, что Степан Разин также совершал туда поход.

Однако, как отмечалось выше, пальмы, также как и горы, считаются современными исследователями «фантазией» голландских гравировщиков. Данная версия представлялась бы нам довольно логичной, если бы не тот факт, что на гравюре имеется многозначная надпись «Ужасные казни в Астраханском замке». При этом автором гравюры, для обозначения города, используется слово «Astracan», что вряд ли можно перевести как «Астрабад». В поддержку того, что на гравюре изображена именно Астрахань, говорит и еще один факт. В нижней части ее имеется текст, который рассказывает об основных событиях казней Степана Разина. Например, сбрасывание с башни воеводы Ивана Семёновича Прозоровского и дьяка («D’Gouverneur Ivan Simeunowitz en onder Canselier vande to ren gefmeten») [1, c. 118–119]. Другое мнение среди пользователей — потепление в Астрахани в XVII в., что могло способствовать установлению климата, пригодного для произрастания пальм [7], [8]. Однако, данная точка зрения представляется нам маловероятной, поскольку нет каких-либо сведений о резком потеплении климата в Каспии в XVII в.

Некоторые пользователи соглашаются с мнением большинства ученых, утверждая, что пальмы на гравюре всего лишь фантазия автора [9], [10].

Существуют и совсем экзотические предположения, связывающие пальмы на гравюре с городом Баку [11]. Схожее по оригинальности мнение высказано Щербаковой Л. В. в статье «Феномен пограничного города: Астрахань XVI-XVII веков в описаниях европейцев». По мнению автора статьи, Я. Стрюйс специально изобразил пальмы, чтобы показать «варварский характер» захвата Астрахани Степаном Разиным [3, c. 127].

К ряду догадок можно добавить предположение об отождествлении «астраханских пальм» с видом «айлант высочайший»(Ailanthus altissima). Данное дерево внешним видом сильно напоминает пальму, особенно в малом возрасте. В поддержку этой версии выступает то, что в современной Астрахани это растение также весьма распространено [12]. Тем не менее, и эта точка зрения имеет слабое место. Ряд источников говорит о том, что в диком виде айлант в России не произрастает [13]. По другой версии, согласно Л. Н. Згуровской, айлант был завезён в Россию в 1809 г., а в 1814 г. появился в Крыму, что никак не соотносится со временем восстания Степана Разина(1670–1671 гг.) [4, c. 181].

Таким образом, малоизвестный в научной литературе факт о «пальмах в Астрахани» порождает различные догадки среди не историков. При этом стоит отметить, что некоторые из этих предположений могут оказаться верными. Однако это не отменяет их вреда для исторической науки и статуса фальсификации. Вместе с тем заинтересованность интернет-пользователей в данном вопросе, заставляет задуматься о способах приобщения их к научному миру.

 

Литература:

 

1.         Гусарова, Е. В. Астраханские находки: История, архитектура, градостроительство Астрахани XVI-XVIII вв. по документам из собраний Петербурга / Е. В. Гусарова. — Спб.: Нестор-История, 2009. — 492 с.

2.         Тимофеева, Е. Г. Лебедев, С. В. Проблемы фальсификации в отечественной исторической науке / Е. Г. Тимофеева С. В. Лебедев // Каспийский регион: политика, экономика, культура. — 2013. — № 4. — С. 279–284.

3.         Щербакова, Л. В. Феномен пограничного города: Астрахань XVI-XVII веков в описаниях европейцев / Л. В. Щербакова // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: гуманитарные науки. — 2012. — № 2. — С. 123–129.

4.         Згуровская, Л. Н. Рассказы о деревьях Крыма: Краеведческие очерки / Л. Н. Згуровская. — Симферополь: Таврия, 1984. — 224 с.

5.         URL: http://www.vostlit.info/common/Stat/Osipov/frametext.htm (дата обращения: 18.01.15).

6.         URL: http://otvet.mail.ru/question/96590841 (дата обращения: 30.01.15).

7.         URL: http://myflora.org.ua/forum/viewtopic.php?f=41&t=305 (дата обращения: 15.01.15).

8.         URL: http://hrono61.livejournal.com/238899.html (дата обращения: 23.01.15).

9.         URL: http://forum.astrakhan.ru/index.php?s=e3743a625a8e37a4ecd98627c10615a8&showtopic=110675&page=8 (дата обращения: 26.01.15).

10.     URL: http://club.wcb.ru/lofiversion/index.php?t409–550.html (дата обращения: 24.01.15).

11.     URL: http://civ.icelord.net/read.php?f=3&i=742&t=742&v=f (дата обращения: 25.01.15).

12.     URL: http://f-picture.net/lfp/i032.radikal.ru/0909/e5/659b797b067b.jpg/htm (дата обращения: 30.01.15).

13.     URL: http://biofile.ru/bio/6444.html (дата обращения: 30.01.15).

Основные термины (генерируются автоматически): Астрахань, пальма, гравюра, научная литература, XVI-XVII, Астраханский замок, историческая наука, мнение, Россия.


Ключевые слова

фальсификация, «пальмы в Астрахани», Ян Стрюйс., Ян Стрюйс

Похожие статьи

Человек и дьявол в повести Н. В. Гоголя «Пропавшая грамота»: бытие в унисон

В статье анализируется образно-мотивный комплекс, связанный с музыкой, в повести Н. В. Гоголя «Пропавшая грамота». Делается вывод, что тесное взаимодействие, «созвучие» человека с дьяволом в сюжете повести можно метафорически представить музыкальной ...

Фольклорная и литературная традиции в сказке М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб» (на основе теории волшебной сказки В. Я. Проппа)

В статье предлагается вариант анализа литературной сказки М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб» с опорой на теорию волшебной сказки В. Я. Проппа. Авторы отмечают, что, с одной стороны, элементы данной сказки воспроизводят основные функции действующих лиц, пр...

Проблема национальной идентификации героев романа Г. Бёлля «Групповой портрет с дамой»

В статье рассматриваются особенности национальной идентификации героев романа Г. Бёлля «Групповой портрет с дамой». Выводы, полученные в результате образного анализа, указывают на наличие в художественном мире анализируемого произведения персонажей, ...

Символ «крест» в поэзии Петра Суханова

В статье исследуется роль, место и вариативность символа «крест» в поэзии сургутского автора Петра Суханова, который, наследуя русские культурные традиции, достаточно часто использует данный символ в своих стихотворениях. Учитывая текстообразующую ро...

Художественное пространство романа Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953)

В статье анализируется художественное пространство романа-катастрофы английского писателя середины XX века Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953). Даётся определение роману-катастрофе как жанровой разновидности романа. Устанавливается связь мотива ...

Революция как социальный риск: признаки революции

Как пишет Т. В. Елистратова в своей работе, «риск — всегда социален». [1, c.167]. Целью данной статьи будет изучение революции как одного из актуальных современных социальных рисков. В данной статье дается определение революции, описываются виды рево...

Концепт «мельница» в повести А.С. Серафимовича «Пески»

В статье исследуется концепт «мельница» в повести А.С. Серафимовича «Пески». Путем этимологического и семантического анализа слова, анализа прецедентики языка и художественного текста раскрываются основные смыслы концепта.

Философские и социально-политические идеи русских еретиков конца XV века в «Сказании о Дракуле-воеводе»

Речь пойдет о философской и социально-политической концепции одного из наиболее влиятельных приверженцев ереси «жидовствующих» Федора Курицина. Эта концепция была описана в его сочинении «Сказание о Дракуле-воеводе» в виде небольших притч. Он приходи...

«Теория большого толчка» и её основные варианты

В статье рассматриваются «теория большого толчка», разрабо-танная Розенштейн-Роданом и её разные концепции.

Графосемантическое моделирование понятийного потенциала концепта «богатство» в произведении «Отец Горио»

Статья посвящена исследованию понятийного потенциала концепта «Богатство». Материалами исследования послужило произведение Оноре де Бальзака «Отец Горио».

Похожие статьи

Человек и дьявол в повести Н. В. Гоголя «Пропавшая грамота»: бытие в унисон

В статье анализируется образно-мотивный комплекс, связанный с музыкой, в повести Н. В. Гоголя «Пропавшая грамота». Делается вывод, что тесное взаимодействие, «созвучие» человека с дьяволом в сюжете повести можно метафорически представить музыкальной ...

Фольклорная и литературная традиции в сказке М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб» (на основе теории волшебной сказки В. Я. Проппа)

В статье предлагается вариант анализа литературной сказки М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб» с опорой на теорию волшебной сказки В. Я. Проппа. Авторы отмечают, что, с одной стороны, элементы данной сказки воспроизводят основные функции действующих лиц, пр...

Проблема национальной идентификации героев романа Г. Бёлля «Групповой портрет с дамой»

В статье рассматриваются особенности национальной идентификации героев романа Г. Бёлля «Групповой портрет с дамой». Выводы, полученные в результате образного анализа, указывают на наличие в художественном мире анализируемого произведения персонажей, ...

Символ «крест» в поэзии Петра Суханова

В статье исследуется роль, место и вариативность символа «крест» в поэзии сургутского автора Петра Суханова, который, наследуя русские культурные традиции, достаточно часто использует данный символ в своих стихотворениях. Учитывая текстообразующую ро...

Художественное пространство романа Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953)

В статье анализируется художественное пространство романа-катастрофы английского писателя середины XX века Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953). Даётся определение роману-катастрофе как жанровой разновидности романа. Устанавливается связь мотива ...

Революция как социальный риск: признаки революции

Как пишет Т. В. Елистратова в своей работе, «риск — всегда социален». [1, c.167]. Целью данной статьи будет изучение революции как одного из актуальных современных социальных рисков. В данной статье дается определение революции, описываются виды рево...

Концепт «мельница» в повести А.С. Серафимовича «Пески»

В статье исследуется концепт «мельница» в повести А.С. Серафимовича «Пески». Путем этимологического и семантического анализа слова, анализа прецедентики языка и художественного текста раскрываются основные смыслы концепта.

Философские и социально-политические идеи русских еретиков конца XV века в «Сказании о Дракуле-воеводе»

Речь пойдет о философской и социально-политической концепции одного из наиболее влиятельных приверженцев ереси «жидовствующих» Федора Курицина. Эта концепция была описана в его сочинении «Сказание о Дракуле-воеводе» в виде небольших притч. Он приходи...

«Теория большого толчка» и её основные варианты

В статье рассматриваются «теория большого толчка», разрабо-танная Розенштейн-Роданом и её разные концепции.

Графосемантическое моделирование понятийного потенциала концепта «богатство» в произведении «Отец Горио»

Статья посвящена исследованию понятийного потенциала концепта «Богатство». Материалами исследования послужило произведение Оноре де Бальзака «Отец Горио».

Задать вопрос