Блоги — это творческий тренажер
Татьяна Карпеченко
В последнее время все больше внимания уделяется возможностям применения новых технологий, развитию информатизации образования, повышению качества подготовки выпускников, учету их индивидуальных особенностей, вопросам самообразования. Современный образовательный процесс трудно представить без использования Интернет-ресурсов, электронных учебных пособий, словарей, поисковых систем, форумов, чатов, сайтов, посвященным разным темам и т. д. Интернет — это не только источник информации, но и источник разнообразных ресурсов для обучения, в том числе и иностранным языкам.
Сеть Интернет изобилует курсами, многие из которых находятся в свободном доступе и предназначены для дистанционного обучения и самообразования. Следует отметить, что эффективность дистанционного обучения зависит от:
- качества методических материалов и способов их применения;
- регулярного взаимодействия преподавателя и обучающегося;
- регулярной обратной связи и гибкости построения процесса обучения.
Средства компьютерной коммуникации, используемые в обучении иностранному языку, делятся на:
- синхронные (Skype, голосовой чат, видеоконференция, on-line тестирование и т. д.);
- асинхронные (форум, электронная почта, личная веб-страничка, вебквест, блог и т. д.).
- Так, например, обучение иностранному языку по Skype позволяет:
- осуществлять видеосвязь, инициировать аудиоконтакт с собеседником;
- общаться с носителем языка;
- изучать материал в индивидуальном темпе;
- заниматься в удобное время и с тем преподавателем, который нравится;
- расширить кругозор и преодолеть языковой барьер.
Возможность общения с помощью аудиоконференций улучшает навыки и умения иноязычного общения, развивает беглость речи, способствует приобретению уверенности в своих возможностях [3].
Другим эффективным средством взаимодействия является блог или «Живой журнал». Блог — это короткие заметки, выстроенные в определенном порядке. Основной целью блога является привлечение внимания читателя к обсуждаемым проблемам. Например, размещая материалы (эссе, творческие работы, заметки, отчеты, новости, перечень гиперссылок по изучаемой теме) в блоге, обучающийся создает среду не только для выполнения определенных заданий, но и источник, и место хранения различных учебных материалов. К тому же, блог является эффективной средой для межкультурного общения [2, 4]. Блог позволяет сочетать изучаемый учебный материал с занимательным и игровым текстовым, аудио и видеоматериалом [5].
Изучая учебные блоги, можно отметить, что они классифицируются по:
- по авторству (преподаватель, обучающийся);
- по виду мультимедиа (текстовый, фотоблог, аудио- или видеоблог, подкаст, смешанный блог);
- по степени публичности (открытый для чтения, комментирования и частично или полностью закрытый);
- по степени участия в учебном процессе (наличие обязательных или дополнительных для выполнения заданий);
- продолжительности (краткосрочные, долгосрочные) [1, 6, 7].
В общем, блог обладает следующими преимуществами:
- простота создания;
- обеспечение интерактивности общения (взаимодействие между авторами блога и его читателями).
Ведение обучающимся учебного блога способствует:
- повышению мотивации изучения новых технологий;
- расширению информационного пространства обучающихся;
- формированию навыков самостоятельной исследовательской деятельности;
- улучшению результатов обучения (предлагает творческий подход к его организации);
- улучшению навыков критического, креативного мышления, общения;
- развитию умений принятия решений;
- обсуждению интересующей темы;
- продолжению работы над изучаемой темой во внеаудиторное время [7, 8, 9].
Таким образом, учебный блог — это дистанционная поддержка обучающегося, работа с которым положительно влияет не только на развитие основных умений, необходимых для успешного обучения, но и на развитие умений межличностной коммуникации, творческих способностей и самовыражения.
Литература:
1. Данилюк С. С. Особенности использования Интернет-технологии «Блог» в процессе формирования профессиональной компетентности будущих филологов // Информационные технологии и средства обучения. 2012. Т. 29. № 3. С. 2.
2. Каменева Н. А. Смешанная технология обучения иностранным языкам // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 8 (28). С. 41.
3. Кеттер М. Дистанционное обучение иностранным языкам с помощью аудиоконференций в сети Интернет // Инновации в образовании. 2003. № 1. С. 106–107.
4. Лунев М. В. Внедрение инновационных образовательных технологий в иноязычную подготовку будущих специалистов в неязыковом вузе // В сборнике: Современные вопросы обучения иностранным языкам в школе и вузе сборник научных статей. Чебоксары, ЧГПУ им. И. Я. Яковлева 2014. С. 196–200.
5. Максимова Н. А. Использование педагогических блогов в системе формирования информационно-образовательной среды учебного заведения // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. С. 171.
6. Румянцева И. В. Рефлексивный блог в профессиональном развитии учителей английского языка // Образовательные технологии и общество. 2011, Выпуск № 2, том 14. С. 531–538.
7. Стародубцев В. А., Горохова Л. А., Киселёва А. А. Блоги в учебном процессе // Народное образование. 2011. № 4. С. 232–240.
8. Chan C. Blogging toward information literacy: engaging students and facilitating peer learning // Reference services review. 2009. Vol. 37, No 4. Pp. 395–407.
9. Hyung Nam Kim. The phenomenon of blogs and theoretical model of blog use in educational contexts // Computers & Education. 2008. N 51. Pp. 1342–1352.