Новые федеральные государственные образовательные стандарты направлены на усиление содержательной части школьной программы и должны способствовать развитию здорового образа жизни учащихся.
С данной точки зрения, стратегия социального проектирования ФГОС определяет способы достижения личностного и познавательного развития обучающихся.
Согласно данным нового стандарта основного общего и среднего (полного) образования обучающийся должен быть развитой личностью, обладающей целостным мировоззрением, способностью к самореализации в будущей профессиональной и общественной деятельности в качестве полноценного члена общества [1].
Ориентация на достижение личностного и метапредметного результата обучения становится приоритетной в учебной деятельности, что способствует формированию целостной картины мира. Очень часто при изучении предметов школьной программы обучающимся сложно самостоятельно найти межпредметную связь и практическую значимость изученного материала.
Например, изучив материал на проценты в курсе алгебры, учащиеся часто испытывают затруднения при решении аналогичных задач в рамках таких предметов как физика и химия. Таким образом, отработанный алгоритм решения задач на проценты в рамках курса алгебра, не диссеминируется на других предметах.
Практическая значимость алгоритма решения задач на проценты, также остается загадкой для многих учащихся. Несмотря на то, что в будущем в жизни им придется их высчитывать.
Анализируя материал школьных курсов алгебры, геометрии, физики и информатики, можно отметить, что есть целый ряд междисциплинарных тем, в которых учитель-предметник, объясняя материал, может делать акцент на смежные дисциплины, и приводить пример данной модели на примерах другого предмета.
Также в современных учебниках, не смотря на требования ФГОС, д сих пор мало практических задач, которые позволили бы учащимся понять, зачем они изучают тот или иной материал.
Таким образом, межпредметные связи выходят на первый план при оценке учебных достижений учащихся в рамках действия ФГОС [1].
С 2020 года формат заданий в ОГЭ и ЕГЭ также смещается в сторону задач с практическим содержанием.
В первой части учащимся придется ознакомиться с текстом и решить 5 практических задач.
Таким образом, основной акцент делается на умения,а не на знания. Необходимо будет продемонстрировать навыки систематизации информации и аргументации.
Рассмотрим, в качестве примера задачу из курса физики 9 класс:
Высота над землей подброшенного вверх мяча меняется по закону
h(t) = t2- 5t+6, Сколько секунд мяч будет находиться на высоте не менее 4 м?
Рассмотрим данную задачу с точки зрения трех выбранных нами предметов:
– Математика (Цель: Изучение свойств квадратичной функции, решение квадратного уравнения, построение графика функции, подготовка к решению заданий ОГЭ)
– Физика (Цель: Изучение закона равноускоренного движения, подготовка к решению заданий ОГЭ)
– Информатика (Цель: Построение графика в программе Excel, создание формулы и таблицы значений функций, подготовка к решению заданий ОГЭ).
Таким образом, у учащегося формируется межпредметная связь в рамках одной темы. При этом каждый предмет в целом достигает различных результатов и целей в процессе решения одной и той же задачи.
Однако, если посмотреть на данную тему через призму трех или двух предметов, то можно повысить уровень усвояемости материала. Например, в рамках урока информатики у преподавателя есть возможность визуализировать данный процесс с помощью программных средств, и показать на уроке статичную и динамическую модель полета мяча. Таким образом, учащиеся наглядно увидят траекторию движения мяча и поймут смысл задачи.
Рассмотрим основные достоинства модульной системы обучения
- структурированность учебного материала (позволяет синхронизировать темы для выстраивания межпредметных связей, повышает качество обучения, позволяет использовать индивидуальные программы обучения)
- формирования компетенций исходя из личностных качеств учащихся;
- возможность адаптация учебного материала к дидактическим условиям, формирование практических навыков решение;
- возможность дистанционного обучения.
В качестве недостатка модульной системы можно выделить существование вероятности неправильной компоновки учебного материала в модулях.
Таким образом, повысить метапредметные результаты можно за счет интеграции модульного изучения школьных предметов, а формирование целостной картины мира в рамках обучения возможно при активном включении практически-ориентированных заданий.
Литература:
- Федеральные государственные образовательные стандарты https://fgos.ru
- Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кардомцев С. Б. и др. Геометрия. 7–9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013. 384 с.
- Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г., Нешков К. И., Суворова С. Б. Алгебра: учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012. 271 с.
- Открытый банк заданий ЕГЭ. URL: http://mathege.ru/or/ege/