Ключевые слова: ФГОС, стандарты нового поколения, УУД, требования к преподаванию истории.
Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее; на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг.
К. Д. Ушинский
Эпиграфом к моей статьей являются слова Константина Дмитриевич Ушинского, которые, на мой взгляд, как нельзя лучше отражают реалии современного образовательного процесса. Несколько лет назад мы перешли на новые стандарты в образовании — ФГОС. Требования к уроку изменились, если раньше большую часть занимала лекция учителя, то теперь это самостоятельная деятельность ученика. Учитель в данном случае выполняет роль тьютера, то есть наставника.
Переход на новые образовательные стандарты был обусловлен стремительными переменами в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни. Это не могло не сказаться на поведении и жизненных ориентирах каждого из нас. А с чего начинается наша жизнь — «со школьного порога». Следовательно, пришло время смены педагогических канонов. Современный выпускник должен быть всесторонне развитым, творческим и способным самостоятельно разбираться в лавине информации, которая сваливается на него. Он должен уметь отстаивать свою точку зрения, иметь свой взгляд на мир, а для того чтобы он был верным необходимы знания.
А как этого добиться, спросите Вы? Да только обучая его этому с детства. Ведь большую часть времени дети проводят именно в школе. Вот на школу и возлагается эта ответственная миссия. В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами выпускники должны быть полностью подготовлены к самостоятельной жизни и уже без чьей-либо помощи, из потока информации выбирать главное и достоверное.
Я считаю, что когда учитель рассказывает что-то ученику, это запоминается хуже, так как второй не приложил никаких усилий для поиска информации по интересующему вопросу. Когда же обучающийся самостоятельно пытается добыть знания, он ценит это, так как потрудился и следовательно, быстрее и лучше запомнит. Но роль учителя здесь не уменьшается, а наоборот его работа усложняется, так как он должен суметь направить, скорректировать и помочь найти то, что необходимо в данный момент. Научить — учиться. Готовиться к такому уроку вдвойне сложнее.
Я не так давно стала учителем МБОУ лицея с. Хлевное и знаю не понаслышке о положительных и отрицательных моментах ФГОС, а плюсов здесь больше, я Вас уверяю.
Давайте, сравним этапы урока в традиционной системе и при деятельностном подходе [4]:
Таблица 1
Сравнительный анализ традиционного и урока нового поколения
Структура урока изучения нового материала |
Структура урока «открытия» новых знаний |
1. Организационный этап. |
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности |
2.Сообщение темы, постановка цели и задач |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия |
3. Проверка домашнего задания воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (по необходимости) |
3. Этап выявления места и причины затруднения |
4. Актуализация знаний. |
4. Этап построения выхода из затруднения. |
5. Введение новых знаний. |
5. Этап реализации построенного проекта. |
6. Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности. |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи |
7. Оперирование знаниями в новых ситуациях |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой. |
8. Обобщение и систематизация знаний |
8. Этап включения в систему знаний и повторения. |
9. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. |
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. |
10. Определение и разъяснения домашнего задания. |
|
Исходя из таблицы видно, что на протяжении всего урока ученик самостоятельно получает знания и учиться применять их на практике.
К преподаванию истории, к примеру, в соответствии с ФГОС предъявляются следующие основные требования к итоговым навыкам и умениям учеников:
1) формирование основ гражданской, этно-национальной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этно-национальной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве [5].
Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков.
В составе основных видов УУД выделяют четыре блока:
- Личностный
- Регулятивный
- Познавательный
- Коммуникативный
В каждом из этих блоков УУД есть свои интересные задания, более того в зависимости от класса в котором ребенок учиться набор заданий различен. Подробнее поговорим о познавательных и коммуникативных УУД при обучении истории в 5 классах.
Под коммуникативными навыками подразумевается умение точно и полно выражать свои мысли, из большого текста выделять главное, владеть монологической речью. А главное уметь ориентироваться в информационном потоке.
Я преподаю историю в 5 классе и использую следующие приемы: мы работаем с учебником, заполняем таблицы, работаем с контурными картами и атласами, с историческими текстами. Также я использую такие методы, как ассоциации, «три предложения», «историческая справка» и др. Метод «три предложения» означает следующее, ученику дается исторический текст, который он читает и выделяет его основную мысль, формулируя ее в трех предложениях (это могут быть: причины греко-персидских войн и т. д.). Задача учителя на этом этапе научить ученика отличать главное от незначительного и скорректировать его ответ, если необходимо. Метод «историческая справка» подразумевает под собой, что ученики самостоятельно готовят презентацию, используя дополнительный материал (это может быть презентация о: Спарте, Геракле, Саламинском сражении и т. д.). Как Вы уже поняли, на уроке моим ученикам скучать не приходится, наравне с уже традиционными методами обучения я использую новые способы. Огромную помощь в проведении урока оказывает интерактивная (сенсорная) доска, ученикам очень нравиться работать с ней, теперь они без страха с удовольствием выходят к доске. Делая что-то самостоятельно, ребенок получает уверенность в себе, задания с разным уровнем сложности. Одна из главных идей ФГОС это индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Теперь перейдем к познавательным УУД, они направлены на поиск и выделение необходимой информации, осмысление прочитанного или услышанного, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового типа. Здесь на помощь приходят такие задания как: ЛОС (составление логико-опорных схем), кроссворды, шарады, тексты с ошибками, «лишнее звено», угадай историческую личность, составление планов по тексту и планов своего ответа и др. На самом деле разнообразие методов обучение поражает, я перечислила далеко не все. Какой из них использовать зависит от темы урока и от самого учителя.
Теперь давайте с Вами посмотрим, какие же требования в итоге предъявляются к современному уроку. Для этого проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока, выделяя те самые универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются [6]:
Таблица 2
Формирование УУД во время урока
Требования к уроку |
Урок современного типа |
УУД |
Объявление темы урока |
Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) |
Познавательные общеучебные, коммуникативные |
Сообщение целей и задач |
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) |
Регулятивные, целеполагание, коммуникативные |
Планирование |
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) |
Регулятивные, планирования |
Практическая деятельность учащихся |
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) (учитель консультирует) |
Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Осуществление контроля |
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля, учитель консультирует) |
Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные |
Осуществление коррекции |
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, помогает) |
Коммуникативные, регулятивные коррекции |
Оценивание учащихся |
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей, учитель консультирует) |
Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные |
Итог урока |
Проводится рефлексия |
Регулятивные саморегуляции, коммуникативные |
Домашнее задание |
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Таким образом, современная школа идет в ногу со временем. Первые результаты уже есть, это желание учувствовать в олимпиадах различного уровня все большего количества обучающихся и проведение исследований с дальнейшем выступлением на научно-практических конференциях и др. Ученикам очень нравиться делать что-то самостоятельно, значит ему доверяют. Благодаря этому развиваются индивидуальные, нравственные качества ученика, происходит воспитание его гражданских, демократических и патриотических убеждений.
Литература:
1. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения. — http://www.myshared.ru/slide/241487/
2. Какие требования предъявляет новый ФГОС. –?http://sov.opredelim.com/docs/137700/index-1483.html
3. Стандарты нового поколения.. — http://pedsovet.org/component/option?118/&137667/Itemid&com_mtree/task&viewlink/link_id
4. ФГОС. – http://86school3.ru/doc/inform_o_school/2014/sannikova.pdf
5. Требования, предъявляемые к проведению урока истории. - http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2014/08/05/prepodavanie-istorii-i-obshchestvoznaniya-v-usloviyakh
6. Основные требования и идеи ФГОС на уроке - http://festival.1september.ru/articles/630735/