В современных условиях развития России, все большее значение приобретает правильное функционирование механизмов контроля и надзора. Контроль и надзор — важнейшие формы административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов, которые они обеспечивают выполнением следующих задач: с одной стороны — исполнением принятых ими решений, оформленных в виде правовых актов, а с другой — защиту прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц.
Контроль и надзор — это важный элемент управления, обеспечивающий законность и правопорядок [9].
Контроль и надзор придают необходимое ускорение происходящим в стране преобразованиям, становятся одним из решающих факторов построения правового государства.
Неэффективные контроль и надзор в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов (либо их отсутствие) очень часто становятся причиной нарушения прав и свобод граждан, влекут за собой значительный ущерб, не позволяют претворять в жизнь намеченное, тормозят экономическую деятельность в целом, и, следовательно, приносят вред государству.
Вступление России во Всемирную торговую организацию ставит цели повысить качество решений административно-правовых задач, вопросов и споров, которые максимально будут содействовать международной торговле. Эти цели определяют требования к деятельности Федеральной таможенной службы, осуществляющей в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, в частности, в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов [2].
Необходимость общего исследования проблем контроля и надзора в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов вызывается и рядом других причин. Теоретическими причинами — потребностью комплексного анализа сущности и содержания контроля и надзора в качестве форм административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов, их сходства и различий, взаимодействия и взаимообусловленности, четкого определения функциональной принадлежности; практическими — необходимостью повышения эффективности деятельности таможенных органов в сфере контроля и надзора.
Увеличение объема служебных операций, осуществляемых контрольно-надзорными должностными лицами таможенных органов в административно-юрисдикционной сфере требуют скорейшей разработки и принятия Концепции контрольной и надзорной деятельности. В ее содержание следует включить общетеоретические и методические разработки, а также обоснованные конкретные предложения по дальнейшему научному освоению и организационно — правовому совершенствованию механизмов контроля и надзора в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов, по их надлежащему законодательному регулированию.
Такая концепция должна стать основой для подготовки и принятия закона о контроле и надзоре в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов Российской Федерации [5].
Актуализировали потребность осуществления качественного, надлежащего контроля и надзора в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов изменения, происходящие в нашей стране. Возникли многочисленные проблемы, решение которых стало необходимым и чрезвычайно важным. К таким проблемам относятся: проблема осуществления контроля и надзора таможенными органами в административно-юрисдикционной деятельности с превышением полномочий; проблема отсутствия эффективного контроля и надзора таможенными органами в административно-юрисдикционной деятельности, когда они должны осуществляться в полной мере.
Еще одной проблемой функционирования системы таможенных органов является наличие многочисленных контрольных и надзорных дублирующих функций административно-юрисдикционного характера, а также то, что их исполнение требует сложной внутриведомственной координации [8].
Решение данных проблем окажет положительное воздействие на эффективность работы таможенных органов, осуществляющих контроль и надзор в административно-юрисдикционной деятельности, и, следовательно, положительно повлияет на таможенное управление и регулирование экономических отношений.
Исследуются также правовые нормы, регулирующие основы и порядок осуществления контроля и надзора в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов Российской Федерации, а также нормы международного таможенного права, в том числе таможенного права государств — участников Таможенного союза. [1].
Источником административной юрисдикции изначально выдвигается возникающий в деятельности таможенных органов административно-правовой конфликт или спор.
Исходя из этого, в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов выделены три производства. По предметному составу конфликтов предложена следующая классификация видов административной юрисдикции таможенных органов: производство по делам об административных правонарушениях; производство по жалобам на решения, действия (бездействие) должностного лица таможенного органа; дисциплинарное производство [3].
Важным здесь становится понятие «механизма» реализации контроля и надзора в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов.
Под механизмом реализации контроля и надзора в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов понимаются взятые в единстве методы и принципы их осуществления, нормы, права, правоотношения. Правовая основа, представляющая собой совокупность нормативных актов, регламентирующих осуществление таможенного контроля и надзора в административно-юрисдикционной деятельности — является наиважнейшим элементом механизма реализации рассматриваемой функции [5].
Контроль и надзор выступают как важнейшие виды обратной связи, при помощи которых таможенные органы получают информацию о фактическом состоянии дел, выполнении принятых решений. Контроль и надзор используются для повышения исполнительской дисциплины, оценки работы, предотвращения негативных процессов. Они являются специальными юридическими, организационно-правовыми средствами обеспечения законности в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов.
Таким образом, главными регулирующими основами порядка осуществления контроля и надзора таможенными органами Российской Федерации в административно-юрисдикционной деятельности являются правовые нормы, а также нормы международного таможенного права, в том числе таможенного права государств — участников Таможенного союза.
Литература:
1. Таможенный кодекс таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (с изм. и доп.).
2. Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 N 809 (ред. от 27.12.2014) «О Федеральной таможенной службе» (вместе с «Положением о Федеральной таможенной службе»).
3. Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М., 2002. С. 415.
4. Бахрах Д. Н. Административное право России: учеб. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2010.
5. Гречкина О. В., Давыдова Е. В. Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц / под ред. проф. А. Б. Зеленцова. Челябинск: Изд-во «Полиграф-Мастер», 2009.
6. Зубач А. В., Сафоненков П. Н. Административная юрисдикционная деятельность таможенных органов РФ / М: РТА, 2012.
7. Кобзарь-Фролова М. Н. Статья: К вопросу о понятии и сущности административной юрисдикции // Административное и муниципальное право. — 2013. — N 2. — С. 70–73.
8. Новиков А. Б. Административный процесс в механизме таможенного регулирования Российской Федерации: моногр. — СПб., 2008.
9. Ноздрачев А. Ф. Административная организация таможенного дела: учеб.- практ. пособие. М.: МЦФЭР, 2005.
10. Сафоненков, П. Н. Административная юрисдикционная деятельность таможенных органов: учебник для вузов / П. Н. Сафоненков, А. В. Зубач, О. А. Сафоненкова. — Издательство Юрайт, 2014. — 356 с. — Серия: Специалист.