В статье рассматриваются особенности детей с интеллектуальной недостаточностью, организация их обучения в связи с переходом на в ФГОС и введением инклюзивного образования. Представлена примерная разработка урока по биологии для детей с умственной отсталостью.
Ключевые слова: интеллектуальное нарушение, умственная отсталость, федеральный государственный образовательный стандарт, инклюзивное образование, познавательные интересы.
In the article there are considered the features of children with intellectual disabilities, organization of their training in connection with the transfer to Federal state educational standard and introduction of inclusive education. There is presented a sample lesson in biology for children with mental backwardness.
Key words: intellectual disabilities, mental backwardness, Federal state educational standard, inclusive education, cognitive interests.
В настоящее время интеллектуальное нарушение психолого-педагогические науки рассматривают как одну из важных проблем. Такие авторы, как Л. С. Выготский, В. Г. Петрова, И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф и другие, занимались изучением вопросов данной проблемы. Данным аспектом заинтересованы не только эксперты этой области олигофренопедагоги, но и специалисты пограничных наук (психиатры, психологи, невропатологи).
В дефектологии рассматривают умственную отсталость как «стойкое выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникающее на основе органического поражения центральной нервной системы» [4; с. 34].
С. Д. Забрамная понимает под интеллектуальным нарушением «качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы». При данной атипии развития, страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. При этом складывается диффузный характер патологического развития детей с нарушением интеллекта, который вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности [1; с. 5].
Характерной особенностью детей интеллектуально отстающих является неполное развитие познавательных интересов. Сравнивая их с нормальными сверстниками, детям с отклонениями свойственна потребность в познании в меньшей степени. Анализируя исследования Л. В. Занкова и С. Я. Рубинштейна, можно сделать выводы о том, что у детей с особыми образовательными потребностями имеет место недоразвития познавательных интересов на всех этапах их формирования. Также иногда встречается нетипичное развитие психических функций [6; с. 238].
Таким образом, дети не могу получить полные представления об окружающем мире, их представления крайне бедны и в какой-то степени искажены. Первой ступенью познания является восприятие, у детей с интеллектуальной недостаточностью уже здесь наблюдаются отклонения. Восприятие неразрывно связано с мышлением. Мышление является главным инструментом познания, включающее ряд операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Как показывают исследования В. Г. Петровой и Ж. И. Шифа, все эти операции у детей с интеллектуальным нарушением недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты.
Проводя анализ предметов, они выстраивают бессистемные, нелогичные цепочки, пропускают большое количество важных свойств, заостряют внимание на более заметных частях, выделяя общие свойства предметов, опуская их индивидуальные признаки. В результате такого анализа у детей возникают трудности в определении взаимосвязи между частями предмета, устанавливают лишь зрительные свойства объектов (величина, цвет) [3; с. 107].
Восприятие и осмысливание учебного материала детьми с интеллектуальным нарушением неразрывно связано с особенностями их памяти. При формировании основных процессов памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение) в условиях аномального развития у детей проявляются специфические особенности. Так, им проще запомнить внешние, случайно зрительно воспринятые признаки, чем осознать и выстроить внутренние логические связи.
Формирование произвольного внимания у детей с нарушением интеллекта происходит намного позднее, чем у нормальных сверстников. Л. В. Занков отмечал, что слабость памяти детей с нарушением интеллекта проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения, и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом [2; с. 58].
Детям с особыми образовательными потребностями характерна такая особенность памяти, как забывчивость. Часто наступает состояние торможения. М. Ф. Гнездилова и В. Г. Петрова отмечают у таких детей трудности в воспроизведении образов восприятия (именно представлений) [3; с. 121].
Дети с нарушением интеллекта способны к развитию, которое осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас весьма резкими отклонениями от нормы. Тем не менее, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей. Развитие ребенка с нарушением интеллекта определяется биологическими и социальными факторами. К первым из них относятся выраженность дефекта, качественное своеобразие его структуры, время его возникновения. Социальные факторы — это ближайшее окружение ребенка: семья, в которой он живет; взрослые и дети, с которыми он общается и проводит время; школа. [6; с. 207].
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов [7; с. 38].
В настоящее время в связи с переходом на ФГОС и введением инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях, то есть процесса развития образования доступного для всех, дети с особыми образовательными потребностями входят в среду нормально развивающихся сверстников. Но, осуществляя идею инклюзивного обучения детей и подростков с умственной отсталостью, учителя общеобразовательных школ, встречают со многими трудностями, такими как выборе программ и учебников, рекомендованных для обучения и развития детей с умственной отсталостью. Возникают проблемы при написании конспектов уроков, при отражении уровня прохождения материала при заполнении классных журналов [8].
В связи с этим нами была изучена научная литература по данному вопросу, и мы отметили следующие особенности обучения детей с нарушением интеллекта:
- материал должен даваться дозированно;
- после небольшого блока нового материала, должно быть его закрепление;
- неоднократное повторение пройденного материала;
- при объяснении материала необходимо использовать больше наглядности, демонстраций;
- применение информационных технологий при обучении;
- весь материал должен быть связан с практической значимостью для дальнейшего развития ребёнка;
Учитывая эти особенности, нами был разработан урок по биологии для детей с интеллектуальным нарушением 7 класса на тему: «Размножение растений семенами. Распространение семян».
Конспект урока: Размножение растений семенами. Распространение семян.
Тип урока: комбинированный.
Цель: познакомить учащихся с основными типами семян и их распространением в природе.
Задачи:
Образовательная: Формировать у учащихся представления о понятии размножения семенами и познакомить их со способами распространения семян в природе.
Коррекционно-развивающая: Развивать зрительную память, речь, корригировать произвольное внимание.
Воспитательная: Воспитывать чувство прекрасного на примере многообразия растений.
Оборудование: рисунки одуванчика, тополя, репейника, гороха и других растений, карточки с плодами, магнитофон, спокойная музыка.
Ход урока:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационно-подготовительный этап |
Приветствие учащихся. Определение отсутствующих. Проверка учебных материалов, необходимых для урока. Настрой учащихся на работу, запись числа. |
Приветствие учителя, готовность к уроку, запись числа в тетрадях. |
Основной этап А) Проверка домашнего задания
Б) Пропедевтика учащихся к усвоению нового материала |
Фронтальный опрос. Ребята, о чем мы говорили на прошлом занятии? Какие классификации плодов вы знаете? Приведите примеры сухих и сочных плодов, многосемянных и односемянных. Отгадайте загадку: Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые, И маленье детки. Как плод у яблони? Назовите по 2 классификациям. Коррекционная минутка: Демонстрация картинок «Найди лишнее» Детям предлагается несколько рисунков сочных плодов и один сухой, их задача найти лишнее, и почему остальные плоды объединили в одну группу. Такое же задание по односемянным и многосемянным плодам. Ребята, а вы любите путешествовать? А как вы думаете, кто может путешествовать по белу свету без билета? Правильно, это плоды и семена. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о размножении растений семенами и распространении их. Запишем тему в тетрадь.
Динамическая пауза «Ёлочка» |
(о плодах)
(односемянные и многосемянные, сочные и сухие) (жёлудь и апельсин, малина и фундук)
(Яблоко)
(Сочное, многосемянное)
(Плоды, семена)
Записывают тему в тетрадь: «Размножение растений семенами. Распространение семян» |
Сообщение нового материала |
Ребята, многие цветковые растения на нашей планете и все они размножаются с помощью семян. А где образуются семена у растения? Правильно, ребята, плод у цветковых растений — это орган размножения. В некоторых плодах бывает одно семя, например в плоде сливы или персика. А в других — много. Например, в стручке гороха. Подумайте, зачем растению так много семян? Семена очень многих растений могут оказаться далеко-далеко от того растения, на котором они образовались. Ребята, как вы думаете, каким образом они могут перемещаться? Чтобы семена благополучно проросли, чтобы им хватило света, воды, питательных веществ в почвы, они должны упасть в землю, как можно дальше от материнского растения. Для этого у растений существуют различные приспособления. Сегодня мы узнаем, какие же есть способы распространения семян растений. Для этого нам нужно будет разгадать загадки. Загадка 1. Белым шариком пушистым, Я красуюсь в поле чистом. Дунул легкий ветерок, И остался стебелек. Ребята, что это такое? Демонстрация рисунка. А о каком способе распространения говорится в загадке? Ребята, давайте откроим учебник на странице 25 и посмотрим семена, и плоды каких ещё растения распространяются с помощью ветра. Давайте запишем в тетрадь первый способ распространения семян и плодов с помощью ветра. Но это ещё не всё, вот, ребята, следующая загадка 2: То ли с крыши, то ли с неба, То ли вата, то ли пух, Или может хлопья снега, Появились летом вдруг? Кто же их исподтишка. Сыплет в речку из мешка? Ребята, какое это растение? Демонстрация рисунка. А здесь, какой способ рассказан в загадке? Здесь говорится о распространении с помощью воды. А как вы думаете, вода помогает распространению семян в разные уголки нашей планеты? Давайте запишем следующий способ распространения с помощью воды. Загадка 3: Тотчас цепляется к тому, Кто прикасается к нему, Привязчивый и колкий, Кругом торчат иголки. Какое это растение? Демонстрация рисунка. А эта загадка, ребята, о каком способе говорит нам? Давайте, ребята, опять обратимся к учебнику и посмотрим там, семеня и плоды, каких ещё растений распространяются с помощью животных. Открываем стр.27. Запишите в тетрадь третий способ распространения с помощью животных. И вот, ребята, мы добрались до последней загадки: На жарком солнышке подсох, И рвется из стручков... Демонстрация рисунка. Ребята, а здесь какой способ? Этот способ называется распространение автоматически, давайте запишем в тетрадь. |
(В плодах.)
Чем больше образуется семян, тем больше может появиться новых растений, если в почве будет достаточно питательных веществ и влаги.
Ветром или может их кто-то переносит.
Учащиеся слушают рассказ учителя
Одуванчик. Семена распространяются с помощью ветра Работают с учебником, рассматривают рисунок и говорят, что с помощью ветра распространяются семена и плоды берёзы, ясеня, ковыля, рогоза
Записывают в тетрадь
Тополь
Семена падают в речку
По течению семена доплывают до разных мест, прибьются к берегу, где им будет комфортно, и там вырастет новое растение. Записывают в тетрадь
Репейник
Семена цепляются к животным и человеку и разносятся на разные расстояния. Работают с учебником. Распространяются с помощью животных череда, рябина, боярышник.
Записывают в тетрадь
(горох)
Стручки разрываются, и семена сами попадают в почву и прорастают. Записывают в тетрадь |
Закрепление полученных знаний |
Ребята, давайте повторим, какие мы разгадали загадки о распространении семян? И как же они распространяются? На доску вывешиваются листочки с разными способами распространения. Детям раздаются карточки с растениями, их задача прикрепить растение на доску рядом с тем способом, каким он распространяется. |
Семеня распространяются с помощью: - с помощью ветра; - с помощью воды; - животных и человека; - автоматически.
Дети выполняют задание. |
Заключительный этап |
Минутка Релаксации Учитель включает музыку. Ребята, закройте глазки и представьте что вы маленькие семена, которые отправились в далекое путешествие, которое называется жизнь. Вот и подошёл наш урок к концу открывает дневники и записываем домашнее задание §7 стр.25–28. Спасибо за внимание, можете быть свободны. |
Ребята под музыку отдыхают.
Записывают домашнее задание |
Литература:
1. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М.: Просвещение, Владос, 1995. С. 5–18
2. Занков Л. В. Облик умственно отсталого школьника. — Известия АПН РСФСР, вып. 37, 1951. — С.88
3. Петрова В.Г Психология умственно отсталых. — М.: Академия, 2004. — 160 с.
4. Пилипенко, А. В. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии: Учеб. пособие. [Текст] / А. В. Пилипенко. — Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2008. — 45 с.
5. Романов И. В., Козлова И. А. Биология 7 класс, учеб. для спец. (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. М.: Дрофа,2013.
6. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. — М.: Просвещение, 1979. — 481 с.
7. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2009. — 48 с.
8. Юденкова И. В. Щенникова С. В. Новые возможности обучения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС второго поколения // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 2(39). с. 25–27.