Узбекистан стоит на пороге создания конкурентоспособной, динамической экономики, основанной на знаниях, ключевую роль в подготовке рабочей силы республики для деятельности в условиях информационной экономики будут играть инвестиции в образование и, особенно, в информационно-компьютерные технологии.
Президент РУз И. А. Каримов одним из первых среди лидеров стран СНГ определил необходимость коренного, поэтапного реформирования системы образования. Реформирование системы образования подразумевает поиск новых, наиболее эффективных образовательных технологий, способствующих повышению качества и эффективности образования. Среди них необходимо выделить использование информационных технологий и дистанционное обучение. Информационные технологии внедряются во все области образования учебного процесса, административного управления, научную сферу: Дистанционное образование отражает не только достижения в области информационных технологий, но и в сфере современной педагогики. [1]
Эффективное применение новых технологий в образовательном процессе способствует не только значительной экономии финансовых, в том числе валютных ресурсов, но и отличается значительной экономической эффективностью по сравнению с традиционным обучением, снижая стоимость обучения и повышая его результативность, что исключительно важно и соответствует политике ресурсосбережения нашего государства. По данным правительства США стоимость обучения при использовании новых обучающих технологий снижается на 30–60 % прочих расходов. По тем же оценкам правительства США при использовании информационных технологий и дистанционного обучения продолжительность образования сокращается на 20–40 %, в Германии в настоящее время по бакалаврским программам работают колледжи, которые уже дают 3–4 годичное образование за год-полтора.
Дистанционное образование способствует повышению эффективности процесса обучения за счет применения разнообразных наглядных (визуальных), текстовых и звуковых средств материалов.
Новые интерактивные методы обучения позволяют выработать индивидуальный подход к студенту с учетом его способностей. Более того, диалоговый режим «студент-преподаватель», «студент-студент» являясь компонентом дистанционного обучения, способствует активизации процесса обучения и повышает его интенсивность. Все это приводит к быстрому усвоению и запоминанию материала. При этом студенты получают возможность работать с текстами лекции, конкретных ситуаций, другими материалами электронного учебника, используя средства анимации, голосового сопровождения, гиперссылок, просматривая их, по необходимости, вновь и вновь. [2]
При использовании информационных технологии, возможностей администрирования дистанционных методов обучения повышается эффективность управления процессом обучения, так как совершенствуется возможность контроля в процессе всего обучения. С внедрением информационных технологий в процессе управления обучением создаются все новые информационные банки данных, а том числе по содержанию образования, педагогическим технологиям, аналитическим материалам.
С этих целях в Каршинском государственном институте в течении ряда лет проводится целенаправленная работа по созданию и применению электронных образовательных ресурсов. В частности создана электронная библиотека, где расположены конспекты лекции, методические пособия по выполнению практических и лабораторных работ, разработанные профессорско-преподавательским составом ВУЗа. На кафедре «Труд и черчения» проводится большая работа по созданию электронных информационных образовательных ресурсов. Студенты ВУЗа обучающиеся по данному направлению могут заниматься по любой специальной дисциплине по электронным учебникам. В частности разработаны электронный вариант конспекта лекции ассистент кафедры «Трудового обучения» Ганиевой Ш. О. по дисциплине «Начертательная геометрия» и «Безопасность жизнедеятельности», Астанаева М.М «Начертательная геометрия» Мухамадиева З. Л. «Безопасность жизнедеятельности», и др.
Создание электронных образовательных ресурсов не сводится к простому копированию печатных изданий на электронные носители информации, а требует использования подходов, учитывающих возможности современных ИКТ. Преподавателями кафедры разработаны электронные виртуальные лабораторные работы по специальным дисциплинам, а также виртуальные электронные открытые лекции. Например, трудовое обучение основано на умственной работе, показывает мировое и отечественное воспитание педагогов. Но с первых дней независимости актуальными стали вопросы о формировании национальной независимости, национальной идеи узбекского общества и взаимосвязь выше приведённых предметов.
При преподавании специальных дисциплин используются также электронно-образовательные ресурсы, разработанные в Московском энергетическом институте, где в течение ряда лет проводится целенаправленная работа по созданию и применению электронных образовательных ресурсов, координируемая Советом МЭИ по дистанционному обучению [3].
Основным видом ресурсов для обучения с применением электронных образовательных технологий являются электронные учебно-методические комплексы (е-УМК), которые включают полную совокупность средств, достаточных для самостоятельной работы студентов по изучении конкретной учебной дисциплины при консультационной поддержке их работы преподавателями. В состав е–УМК входить электронные учебники электронные задачники, виртуальные или реальные лабораторные практикумы, системы тестирования знаний, методические указания по использованию е-УМК.
Литература:
1. И. А. Каримов «Ўзбекистон ХХ I»: хавфсизликка тахдид ва баркарорлик шартлари ва тараққиёт кафолатлари. Узбекистан. Ташкент 2013й.326 бет.
2. Кадырова Д. Н. «Янги педагогик технология асосида виртуал электрон очик маъруза дарсларини утиш услубиёти», Карши, 2011й.
3. Станкевич П. В. Теория и практика подготовки бакалавров в системе многоуровневого естественнонаучного образования. Текст.: Монография / П. В. Станкевич. СПб.: Издательство «ТЕССА», 2006.