В статье отражены основные аспекты развития малого бизнеса в Российской Федерации; проанализирована динамика основных показателей функционирования малых предприятий по различным сферам деятельности; определено положение субъектов малого и среднего бизнеса в регионах России.
Ключевые слова:предпринимательство, малые фирмы, микрофирмы, индивидуальное предпринимательство, малый бизнес.
Переломный этап экономики нашей страны к рыночным взаимоотношениям разобщен с процедурой возникновения и формирования предпринимательства.
Занятие предпринимательским делом является главной и ведущей составляющей каждой рыночной экономики, которая гарантирует экономический рост, создание возрастающего множества различных товаров и услуг, призванных качественно и количественно удовлетворить трансформирующиеся нужды и желания потребителей.
Предпринимательство — продвигающая сила, способствующая формированию рыночных отношений. Данную дефиницию можно трактовать как стиль ведения бизнеса, которому свойственны правила новаторства, применение инновационных нано технологий, нацеленность на нововведения в ходе создания, исследования, распространения и применения товаров и услуг, независимость, обязательность и постоянство.
Предпринимательская деятельность безгранична в области функционирования малого бизнеса. К главным видам деятельности малых фирм относятся сферы торговли и общественного питания, промышленности, сельского хозяйства, строительства. Необходимо выделить, что к наиболее значимым видам относят торговлю и посредничество (сверх 70 %). Производством и оказанием услуг (транспортных, строительных и бытовых), а так же переработкой сельскохозяйственной продукции занимается каждый десятый предприниматель. Незначительное количество малых фирм обслуживают информационный рынок, а так же рынок медицинских услуг и сферу недвижимости.
К постоянным клиентам продукции и услуг малого бизнеса относят местных жителей, а также население близлежащих городов и районов. Также их продукцию и услуги используют частный бизнес и предприниматели, государственные организации и учреждения, торгово-посреднические фирмы [6].
Малое предпринимательство — это вполне независимая и наиболее присущая форма создания экономических условий существования населения РФ в ситуации современной рыночной экономики, которая характеризуется своими отличительными особенностями, плюсами и минусами, тенденциями развития. Деятельность на конкретном рынке, немедленное реагирование на перемены состояния рынка, прямая связь с клиентом, узкая типизация в конкретном секторе рынка, а также гарантия создания малого предприятия с небольшим уставным капиталом — все эти особенности малых фирм служат его бесспорными достоинствами, увеличивающими стабильность функционирования на внутреннем рынке страны.
Данный сегмент экономики формирует широкую сеть малых фирм, работающих в основном на внутренних рынках и напрямую касающихся массового потребления товаров и услуг. Малыми предприятиями производится большое количество местных продуктов, которые являются питательным источником для среднего и крупного предпринимательства.
Невзирая на многолетнюю историю функционирования рыночной экономики, в мире нет единообразного определения дефиниции малого предпринимательства. Кроме этого, во многих высокоразвитых странах нет общего понятия того, какие фирмы называются малыми, что, в свою очередь, совсем не препятствует их росту и саморазвитию. В то же время используется разделение фирм на микропредприятия, малые и средние фирмы по признаку — количество сотрудников.
Помощь субъектам малого бизнеса в РФ регламентируется законом РФ от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» [1].
Для отнесения хозяйствующих элементов к субъектам «малых» численность персонала за минувшее календарное время не должна превосходить определенные допустимые нормы средней численности персонала:
1. Не более ста сотрудников — для малых фирм;
2. Для микрофирм — до пятнадцати сотрудников.
Для сопоставления: в США под малым предпринимательством понимается фирма с количеством персонала около 100 человек, в ЕС — 50 работников. В Австралии бизнес определяется как «малый», если количество сотрудников составляет от 1 до 19 человек.
Кроме трудовых ресурсов, малое предпринимательство может быть охарактеризовано по объему выручки, стоимости активов, результативности. Также в этих странах имеет место дефиниция «микрофирма» с численностью работников до 10 человек [3].
Помимо этого, для причисления фирм к категории малого бизнеса учитываются допустимые значения объема продажи продукции (работ, услуг) [2].
Для субъектов малого бизнеса определены следующие рамки:
- для микрофирм — 60 млн. рублей;
- для малых фирм — 400 млн. рублей.
Динамика основных показателей деятельности малых предприятий в целом по Российской Федерации за 2008–2013 гг. приведена на рисунке 1 (а, б, в, г).
Рис. 1 (а, б, в, г). Динамика основных статистических показателей деятельности малых фирм в целом по РФ в 2008–2013 гг. [4]
Распределение оборота разных категорий субъектов малого бизнеса по видам экономической деятельности приведено на рис 2, 3, 4.
Рис. 2. Распределение оборота категории малых предприятий по видам экономической деятельности на 1.01.2014 г., % [составлен авторами по материалам 5]
Рис. 3. Распределение оборота категории микропредприятий по видам экономической деятельности на 1.01.2014 г., % [составлен авторами по материалам 5]
Рис. 4. Распределение оборота категории индивидуальных предпринимателей по видам экономической деятельности на 1.01.2014 г, % [составлен авторами по материалам 5]
Основной оборот всех категорий субъектов малого бизнеса приходится на сектор торговли: от 58,4 % оборота малых предприятий до 84,5 % оборота у индивидуальных предпринимателей.
Менее всего в категориях малые предприятия и микропредприятия развито сельское хозяйство, а в категории индивидуального предпринимательства — строительство.
По ситуации на 01.01.2014 года в РФ было организованно
2 062,4 тыс. малых фирм (из них 1 827,9 тыс. микрофирм), что на 3,3 % больше, чем по ситуации на 1.01. 2013 года.
Число малых фирм в подсчёте на 100000 человек за прошлый период возросло на 42,8 ед. и достигло 1 438,7 ед. (таблица 1)
Таблица 1
Число организованных малых фирм по федеральным округам РФ на 1.01.2014 г. [4]
Федеральные округа |
Число организованных малых фирм на 1.01.2014 г. (на 100000 человек (жителей)1 |
||
Единиц |
Рост / спад за время 01.01.2013–01.01.2014 |
В процентах от среднего по Российской Федерации |
|
Центральный Федеральный округ |
1 478,7 |
29,5 |
102,8 |
Северо-Западный Федеральный округ |
2 409,1 |
39,3 |
167,5 |
Южный Федеральный округ |
1 119,4 |
24,8 |
77,8 |
Северо-Кавказский Федеральный округ |
547,5 |
16,9 |
38,1 |
Приволжский Федеральный округ |
1 257,1 |
54,5 |
87,4 |
Уральский Федеральный округ |
1 571,3 |
60,3 |
109,2 |
Сибирский Федеральный округ |
1 504,8 |
62,9 |
104,6 |
Дальневосточный Федеральный округ |
1 536,3 |
57,6 |
106,8 |
1 исходя из численности жителей на 1.01.2013 г
В рассматриваемых федеральных округах наблюдается увеличение числа малых фирм, как в абсолютных показателях, так и в пересчете на 100000 человек. Значительное увеличение наблюдается в округах:
- Сибирском (на 4,5 % или 62,9 малых фирм на каждые 100000 человек);
- Уральском (на 4,5 % или 60,3 малых фирм на каждые 100000 человек);
- Приволжском (на 4,4 % или 54,5 малых фирм на каждые 100000 человек);
- Дальневосточном (на 3,7 % или 57,6 малых фирм на каждые 100000 человек);
- Северо-Кавказском (на 3,7 % или 16,9 малых фирм на каждые 100000 человек);
- Южном (на 2,5 % или 24,8 малых фирм на каждые 100000 человек);
- Центральном (на 2,4 % или 29,5 малых фирм на каждые 100000 человек);
- Северо-Западном (число малых фирм увеличилось в меньшей прогрессии — на 2,1 %).
В таблице 2 показаны регионы с различной численностью малых предприятий на 100000 человек, функционирующих с 01.01.2013 г. по 01.01. 2014 г.
Таблица 2
Распределение регионов с разной динамикой числа организованных малых фирм на 100000 человек за время с 01.01 2013 г. по 01.01. 2014 г.[4]
Распределение количества малых фирм на 100000 человек |
Число регионов |
Сильное уменьшение (больше 100 единиц) |
4 |
Среднее уменьшение (30–100 единиц) |
11 |
Небольшое уменьшение (0,1–30 единиц) |
6 |
Небольшое повышение (0,1–100 единиц) |
43 |
Среднее повышение (100–300 единиц) |
15 |
Сильное повышение (больше 200 единиц) |
4 |
На 01.01.2014 г. в сопоставлении с 01.01.2013 г. число малых фирм в расчете на 100000 человек увеличилось в 62 регионах. Число функционирующих малых фирм в общем по РФ повысилось в на 3,3 %, среднесписочное количество занятых на малых фирмах увеличилась на 2,8 %, а удельный вес работающих на малых фирмах в общем среднесписочном количестве занятых дошел до уровня 23,6 %. Величина оборота малых фирм возросла на 5,8 % (с изменениями на индекс потребительских цен величина, наоборот, снизилась на 0,6 %), увеличение инвестиционных вложений в основной капитал на малых фирмах достиг 5,5 % (с изменениями на индекс потребительских цен инвестиционных вложений в основной капитал уменьшились на 0,9 %).
На рисунке 5 приведены лидеры среди субъектов РФ по основным показателям, характеризующим развитие сектора малого и среднего бизнеса (на 1.01.2014 г.).
Распределение субъектов малого и среднего бизнеса в регионах России характеризуется достаточно высокой степенью концентрации. Так, на 10 субъектов Российской Федерации с наибольшим количеством малых и средних предприятий — юридических лиц приходится около 46 % от общего количества субъектов малых и средних предприятий — юридических лиц. В сегменте индивидуальных предпринимателей показатель концентрации существенно ниже — он составляет 37 %.
Рис 5. Топ-10 субъектов Российской Федерации по основным показателям, характеризующим развитие сектора малого и среднего бизнеса (на 01.01.2014 г.) [5]
В целом количество субъектов малых и средних предприятий — юридических лиц выросло в период с 2012 по 2014 год на 12,2 %, прирост в абсолютных цифрах составил 226 тыс. предприятий. Основной прирост числа малых и средних предприятий — юридических лиц обеспечили Санкт-Петербург (22 % от общего объема прироста) и Красноярский край (7 %).
Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в 2011–2014 годах, напротив, существенно снизилось — на 592,3 тыс. единиц или на 17 %. Снижение было распределено достаточно равномерно по всем регионам России (отрицательная динамика наблюдалась в 80 субъектах Федерации), прирост числа индивидуальных предпринимателей был отмечен лишь в Москве, Санкт-Петербурге и Ненецком автономном округе.
Таким образом, малый бизнес за последние годы экономических реформ стал важнейшим сектором экономики, который оказывает значительное влияние на социально-экономическую ситуацию современной России. Положительная роль малого бизнеса выражается в том, что он более гибок, быстрее реагирует на изменения внешней среды, создает дополнительные рабочие места. На современном этапе развития именно предприятия малого бизнеса играют большую роль в жизни страны, представляя собой многоплановое явление, ведь малый бизнес — это локомотив, который тянет за собой все остальные вагоны и если он остановится, то начнет приостанавливать и другие отрасли.
Проанализировав динамику развития данного субъекта экономики можно говорить о том, что у малого бизнеса в России имеются широкие перспективы дальнейшего развития и повышения эффективности деятельности малых предприятий.
Литература:
1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.garant.ru/12154854/ (дата обращения 12.01.2015)
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2013 года № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»
3. Мазоль С. И. Экономика малого бизнеса: Учебное пособие. — Мн.: Книжный дом, 2009.–272 с.
4. Малое и среднее предпринимательство в России. 2013: Статистический сборник. — M.: Росстат, 2013. — 990 с.
5. Министерство экономического развития Российской Федерации. Доклад о ходе реализации мер поддержки малого и среднего бизнеса и основных направлениях развития малого и среднего предпринимательства на ближайшую и среднесрочную перспективу. Проект от 14.10.2014 г. — Москва, 2014.
6. Овчинникова И. М. Методы решения проблем развития малого и среднего бизнеса в России // Транспортное дело России. — 2010. — № 10. — С. 209–211.